Причины нарушений речевого развития у детей.
Под причинами нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства, и без которых последнее не может возникнуть. Нарушение речи вызывают разные причины. Кратко охарактеризуем основные причины нарушения детской речи: 1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые нарушения речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевых нарушений способствуют: токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. При этом поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха. При внутриутробных поражениях головного мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). 2. Ведущее место в пренатальной патологии нервной системы занимают родовая травма и асфиксия. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватить и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают приемущественные нарушения звукопроизносительной ее стороны - дизартрии. 3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые нарушения различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства. 4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. 5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью. 6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи. Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или неправильным речевым окружением (глухонемые родители или родители с днарушением речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний) отстают в развитии речи. Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон). Неблагоприятные условия: отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение, задерживают развитие речи ребенка. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и т.д.) могут иметь в своей основе подражание. Речевые нарушения возникают часто при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.) - это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка психогенные речевые расстройства: мутизм, невротическое заикание. Так же оказывают неблагоприятное воздействие на развитие речи ребенка: общая физическая слабость, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушение обмена веществ. Весь период речевого развития от 1 года до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Выделяют три периода повышенной ранимости нервных механизмов речевой деятельности, в эти периоды существует риск возникновения нарушений ее функций даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей. В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств. Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий ,то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых “вредоносных” факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным для развития речи, на этом фоне отмечаются достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные фазы. Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в “забывании” тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития. Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть, в это время ребенок делает переход от несимволической к символической вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование. В этот период речь самого ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого в общение с собой. Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержку речевого развития), но и привести к нарушению речи (заикание). Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевого нарушения (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами - генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т.д. Дети с нарушением речи относятся к «группе риска». Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением, дети с нарушениями речи, детей с эмоциональными нарушениями и многие другие. [3; 12]. Таким образом, к нарушениям речи приводят внутриутробные патологии, родовые травмы и асфиксия,различные заболевания в первые годы жизни ребенка,травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, наследственные факторы, неблагоприятные социально-бытовые условия.
Вопросы для контроля 1. Проанализируйте результаты отечественных исследователей в области определения норм речевого развития. 2. Охарактеризуйте основные причины нарушений речевого развития у детей.
Тема 3. Дислалия, основные методы и приемы коррекционно-педагогической работы Лекция № 1 (2 ч.) 1. Понятие о дислалии как о речевом нарушении. 2. Формы дислалии: функциональные и органические (механические) дислалии. Причины их возникновения. 3. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения. 4. Основные этапы логокоррекционной работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения. 1. Дислалия определяется как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. 2. Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата,его костного и мышечного строения. Причинами механической дислалии являются укороченная уздечка языка(подъязычная связка); дефекты строения челюстей (п рогнатия — верхняя челюсть сильно выдается вперед; прогения — нижняя челюсть выступает вперед; о т к р ы т ы й прикус:— между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; боковой открытый прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним); неправильное строение зубов, неправильное строение нёба, толстые губы. Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Основными причинами функциональной дислалии являются неправильное воспитание речи ребенка в семье; подражание искаженному звукопроизношению взрослых; двуязычие в семье; педагогическая запущенность; недоразвитием фонематического слуха и фонематического восприятия. 3. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения: по основным формам проявления (отсутствие звука, замена,смешение, искажение); по группам нарушенных звуков (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, йотацизм,дефекты звонкости и твердостисогласных). 4. Основные этапы логокоррекционной работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения. 1. Выявления недостатков звукопроизношения у детей в ходе логопедического обследования строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, состояния фонематического слуха и фонематического восприятия. 2. Подготовительный этап: выполнение артикуляционных упражнений, упражнений на развитие речевого дыхания. 3. Основной этап: постановка звуков, автоматизация, дифференциация и введение звуков в самостоятельную речь ребенка. 4. Этап контроля за правильным произнесением звуков в собственной речи ребенка.
Вопросы для контроля 1. Дайте определение дислалии (механическая и функциональная). 2. Перечислите причины возникновения механической и функциональной дислалии. 3. Назовите недостатки звукопроизношения. 4. Дайте определение следующим понятиям: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, йотацизм, дефекты звонкости и твердости согласных.
Тема 4. Дизартрия, система коррекционно-педагогической работы по преодолению данного вида нарушения Лекция № 1 (4 ч.) 1. Понятие о дизартрии, механизм нарушения и структура речевого дефекта. 2. Причины возникновения дизартрии. 3. Классификация дизартрии. 4. Методика логокоррекционной работы по устранению дизартрии. 1. Дизартрия – нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (темп речи, тембр голоса, силы голоса, умение воспроизводить голосовые модуляции (умение изменять голос по силе, высоте, громкости), интонационная окраска речи ивыразительность), которые обусловлены нарушением иннервации (обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой) мышц артикуляционного аппарата. Дизартрия это речевое нарушение органического характера, то есть обусловлено поражениями ЦНС, поэтому для дизартриков характерно наличие целого комплекса неврологических симптомов, к которым относятся как речевые симптомы, так и неречевые симптомы. Степени дизартрии: - анартрия - самая тяжёлая степень (практически полное отсутствие речи); - дизартрия (дети с ДЦП); - стёртая форма дизартрии, дизартрический компонент, минимальные проявления дизартрии (имеет место у детей с нормой психического и физического развития). C труктура речевого дефекта при дизартрии: 1. Нарушение звукопроизношения (искажения, пропуск, замены). 2. Нарушение голоса (обусловлено парезами (уменьшение силы и/или амплитуды произвольных движений, обусловленное нарушением иннервации соответствующих мышц; неполный паралич), параличами (выпадение функции какой-либо мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации) голосовых связок и мягкого нёба. Голос слабый, преобладает назализованный (назализация -- приобретение звуком (в основном гласными) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос) оттенок голоса (гнусавость). 3. Состояние артикуляционной моторики: -- состояние мышечноготонуса) всех отделов артикуляционного аппарата (мышечный тонус может быть спастичен (повышен), паретичен (снижен) или смешан, что обусловлено нарушением иннервации мышц отделов артикуляционного аппарата; -- ограничение подвижности органов артикуляционного аппарата: а) девиация – отклонение языка от средней линии в левую или правую стороны; б) ограничение переключаемости с одной артикуляционной позы на другую; в) ограничение объёма артикуляционных движений и амплитуды (размах колебаний); г) наличие тремора языка (ритмичные колебательные движения, непроизвольное подёргивания); д) наличие саливации (слюноотделение), гиперсаливации (повышенное слюноотделение); е) наличие гиперкинезов (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц); ж) наличие синкенезий (сопутствующие, дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным движениям). 4. Нарушение речевого дыхания (слабое, укорочено, аритмично); недостаточная сила воздушной струи. 5. Особенности просодической стороны речи: -- речь ребёнка смазанная, невнятная («каша во рту»); --бедная интонационная окраска речи; -- невозможность воспроизводить голосовые модуляции; -- нарушение темпа речи (убыстренный, замедленный); -- нарушение дикции. 6. Нарушение двигательной сферы (общей и мелкой моторики). 7. Нарушение пространственных и временных ориентировок. 8.Особенности эмоционально – волевой сферы: дети эмоционально возбудимы, расторможены; отмечается большее количество детей с преобладанием процессов возбуждения; для них характерна повышенная истощаемость ЦНС; они очень раздражительны, упрямы, агрессивны. 2. Причины возникновения дизартрии 1. Асфиксии (удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови) трёх степеней тяжести (красная, синяя, белая). 2. Использование родовспомогательных средств (вакуум, щипцы). 3. Резус-конфликт. 4. Перенесённые нейроэнфекции матерью и ребёнком до 1 года. 5. Поствакциональный меннингоэнцефалит (возникает в результате вакцинации АКДС). 6. Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте. 7. Гипоксия плода.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (500)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |