Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины нарушений речевого развития у детей.



2019-08-13 500 Обсуждений (0)
Причины нарушений речевого развития у детей. 0.00 из 5.00 0 оценок




Под причинами нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства, и без которых последнее не может возникнуть.

Нарушение речи вызывают разные причины. Кратко охарактеризуем основные причины нарушения детской речи:

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые нарушения речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевых нарушений способствуют: токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. При этом поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха. При внутриутробных поражениях головного мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).

2. Ведущее место в пренатальной патологии нервной системы занимают родовая травма и асфиксия. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватить и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают приемущественные нарушения звукопроизносительной ее стороны - дизартрии.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые нарушения различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. Наследственные факторы.

В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или неправильным речевым окружением (глухонемые родители или родители с днарушением речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний) отстают в развитии речи.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон). Неблагоприятные условия: отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение, задерживают развитие речи ребенка.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и т.д.) могут иметь в своей основе подражание.

Речевые нарушения возникают часто при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.) - это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка психогенные речевые расстройства: мутизм, невротическое заикание. Так же оказывают неблагоприятное воздействие на развитие речи ребенка: общая физическая слабость, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушение обмена веществ.

Весь период речевого развития от 1 года до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Выделяют три периода повышенной ранимости нервных механизмов речевой деятельности, в эти периоды существует риск возникновения нарушений ее функций даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей. В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.

Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий ,то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых “вредоносных” факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.).

Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным для развития речи, на этом фоне отмечаются достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные фазы.

Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в “забывании” тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть, в это время ребенок делает переход от несимволической к символической вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.

В этот период речь самого ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого в общение с собой.

Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержку речевого развития), но и привести к нарушению речи (заикание).

Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевого нарушения (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.

Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами - генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т.д.

Дети с нарушением речи относятся к «группе риска».

Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.

К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением, дети с нарушениями речи, детей с эмоциональными нарушениями и многие другие. [3; 12].

Таким образом, к нарушениям речи приводят внутриутробные патологии, родовые травмы и асфиксия,различные заболевания в первые годы жизни ребенка,травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, наследственные факторы, неблагоприятные социально-бытовые условия.

 

                                            Вопросы для контроля

1. Проанализируйте результаты отечественных исследователей в области определения норм речевого развития.

2. Охарактеризуйте основные причины нарушений речевого развития у детей.

 

 

Тема 3. Дислалия, основные методы и приемы коррекционно-педагогической работы

Лекция № 1 (2 ч.)

    1. Понятие о дислалии как о речевом нарушении.

    2. Формы дислалии: функциональные и органические (механи­ческие) дислалии. Причи­ны их возникновения.

    3. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроиз­ношения.      4. Основные этапы логокоррекционной  работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения.

    1. Дислалия определяется как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

2. Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органиче­скими дефектами периферического речевого аппарата,его костного и мышечного строения.

    Причинами механической дислалии являются укороченная уздечка языка(подъязычная связка); дефекты строения челюстей (п рогнатия — верхняя челюсть сильно выдается вперед; прогения — нижняя челюсть выступает вперед; о т к р ы т ы й прикус:— между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; боковой открытый прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним); неправильное строение зубов, неправиль­ное строение нёба, толстые губы.

Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата.

Основными причинами функциональной дислалии являются неправильное воспитание речи ребенка в семье; подражание иска­женному звукопроизношению взрослых; двуязычие в семье; педагогическая запущенность; недоразвитием фонематического слуха и фонематического восприятия.

3. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроиз­ношения: по основным формам проявления (отсутствие звука, замена,смешение, искажение); по группам нарушенных зву­ков (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, йотацизм,дефекты звонкости и твердостисогласных).

 4. Основные этапы логокоррекционной работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения.

1. Выявления недостатков звукопроизноше­ния у детей в ходе логопедического обследования строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, состояния фонематического слуха и фонематического восприятия.

2. Подготовительный этап: выполнение артикуляционных упражнений, упражнений на развитие речевого дыхания.

3. Основной этап: постановка звуков, автоматизация, дифференциа­ция и введение звуков в самостоятельную речь ребенка.

4. Этап контроля за правильным произнесением звуков в собственной речи ребенка.

 

                                  Вопросы для контроля

1. Дайте определение дислалии (механическая и функциональная).

2. Перечислите причины возникновения механической и функциональной дислалии.

3. Назовите недостатки звукопроизношения.

4. Дайте определение следующим понятиям: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, йотацизм, дефекты звонкости и твердости согласных.

 

    Тема 4. Дизартрия, система коррекционно-педагогической работы по преодолению данного вида нарушения

Лекция № 1 (4 ч.)

    1. Понятие о дизартрии, механизм нарушения и структура речевого дефекта.

    2. Причины возникновения дизартрии.

3. Классификация дизартрии.

4. Методика логокоррекционной работы по устранению дизартрии.

    1. Дизартрия – нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (темп речи, тембр голоса, силы голоса, умение воспроизводить голосовые модуляции (умение изменять голос по силе, высоте, громкости), интонационная окраска речи ивыразительность), которые обусловлены нарушением иннервации (обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой) мышц артикуляционного аппарата. Дизартрия это речевое нарушение органического характера, то есть обусловлено поражениями ЦНС, поэтому для дизартриков характерно наличие целого комплекса неврологических симптомов, к которым относятся как речевые симптомы, так и неречевые симптомы.          Степени дизартрии:

- анартрия - самая тяжёлая степень (практически полное отсутствие речи);

- дизартрия (дети с ДЦП);

- стёртая форма дизартрии, дизартрический компонент, минимальные проявления дизартрии (имеет место у детей с нормой психического и физического развития).                                                         

    C труктура речевого дефекта при дизартрии:

1. Нарушение звукопроизношения (искажения, пропуск, замены).

2. Нарушение голоса (обусловлено парезами (уменьшение силы и/или амплитуды произвольных движений, обусловленное нарушением иннервации соответствующих мышц; неполный паралич), параличами (выпадение функции какой-либо мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации) голосовых связок и мягкого нёба. Голос слабый, преобладает назализованный (назализация -- приобретение звуком (в основном гласными) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос) оттенок голоса (гнусавость).

3. Состояние артикуляционной моторики:

 -- состояние мышечноготонуса) всех отделов артикуляционного аппарата (мышечный тонус может быть спастичен (повышен), паретичен (снижен) или смешан, что обусловлено нарушением иннервации мышц отделов артикуляционного аппарата;

-- ограничение подвижности органов артикуляционного аппарата:

а) девиация – отклонение языка от средней линии в левую или правую стороны;

б) ограничение переключаемости с одной артикуляционной позы на другую;

в) ограничение объёма артикуляционных движений и амплитуды (размах колебаний);

г) наличие тремора языка (ритмичные колебательные движения, непроизвольное подёргивания);

д) наличие саливации (слюноотделение), гиперсаливации (повышенное слюноотделение);

е) наличие гиперкинезов (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц);

ж) наличие синкенезий (сопутствующие, дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным движениям).

4. Нарушение речевого дыхания (слабое, укорочено, аритмично); недостаточная сила воздушной струи.

5. Особенности просодической стороны речи:

-- речь ребёнка смазанная, невнятная («каша во рту»);

--бедная интонационная окраска речи;

-- невозможность воспроизводить голосовые модуляции;

-- нарушение темпа речи (убыстренный, замедленный);

-- нарушение дикции.

6. Нарушение двигательной сферы (общей и мелкой моторики).

7. Нарушение пространственных и временных ориентировок.

8.Особенности эмоционально – волевой сферы: дети эмоционально возбудимы, расторможены; отмечается большее количество детей с преобладанием процессов возбуждения; для них характерна повышенная истощаемость ЦНС; они очень раздражительны, упрямы, агрессивны.

       2. Причины возникновения дизартрии

1. Асфиксии (удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови) трёх степеней тяжести (красная, синяя, белая).

2. Использование родовспомогательных средств (вакуум, щипцы).

3. Резус-конфликт.

4. Перенесённые нейроэнфекции матерью и ребёнком до 1 года.

5. Поствакциональный меннингоэнцефалит (возникает в результате вакцинации АКДС).

6. Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте.

7. Гипоксия плода.



2019-08-13 500 Обсуждений (0)
Причины нарушений речевого развития у детей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины нарушений речевого развития у детей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (500)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)