Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия выражается в следующем:



2019-08-13 572 Обсуждений (0)
Низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия выражается в следующем: 0.00 из 5.00 0 оценок




- неразличении отдельных звуков в рядах звуков, слогов, слов;

- неразличении на слух фонем по акустическим особенностям (в первую очередь глухих - звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких, шипящих – свистящих – аффрикат и т.п.);

- незапоминании слоговых рядов из двух – четырех элементов (па – ба, са – ша – са, ма – мо – му, па – та – ка – ва); 

- неузнавании, неразличении слов в простых фразах («Накоси травы коса, будет сытая коза»);

- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза слова;

- несформированности умения слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их.

      У детей с ФФН помимо низкого уровня развития фонематического слуха, фонематического восприятия отмечаются нарушения фонетической стороны речи (звукопроизношения). Они могут быть обусловлены как несформированностью фонематических процессов, так и особенностями в строении и функционировании речевого аппарата. Это проявляется в следующих видах нарушений звукопроизношения: смешении (сушка – «суска», «шушка»); заменах (звонкие согласные звуки заменяются глухими: банка – «панка», дом – «том»; [р] – звуками [л, л′, р′, й, в, г]: рак – «лак», «ляк», «ряк», «як», «вак», «гак»; [л] – звуками [ы, й, л′, н, в, у]: лапа – «ыапа», «япа», «ляпа», «напа», «вапа»; [к] – звуками [т], [х]: кот – «тот», «хот»; [г] – звуком [д]: гамак – «дамак»); пропусках (морковь – «моковь», лак – «ак»); искажениях ([c], [ш] – неотчетливыми звуками [ф], [в]: санки – «фанки», шапка – «фапка»; [c],[з],[ц] – неотчетливыми звуками [т], [д], [т′]: сова – «тава», зайка – «дайка», цыпленок – «типленок»; [с], [з] – звуками [ш], [ж] (смягченным вариантом): сад – «щат», коза – «кожя»).

Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим – до 20. Чаще всего наблюдаются дефекты произношения следующих групп звуков: свистящих ([с], [с′],[з],[з′]), шипящих  ([ш], [ж,] [щ]), аффрикат ([ц],[ч]); соноров ([л],[р],[р′]); звонкие звуки нередко заменяются парными глухими.

   2. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В отечественной логопедии основным методологическим принципом анализа речевых нарушений выступает принцип системного анализа, разработанный Р.Е. Левиной. Основой системного анализа являются современные представления о речевой деятельности как о сложной, многоуровневой функциональной системе, составные части которой взаимно обуславливают друг друга. Первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и другие изменения речевой системы.

Ориентировочный этап логопедического обследования начинается со знакомства со специальной документацией и беседой с родителями. Задача данного этапа – изучить медицинскую, психолого-педагогическую документацию и дополнить анамнестические данные сведениями о ходе речевого развития ребенка.

В ходе следующего этапа обследования необходимо изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, зубов, челюстей, неба. Отклонения от нормы фиксируются в речевой карте. В ходе выполнения заданий отмечаются свобода и быстрота движений органов артикуляции, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому. 

Следующий этап – обследование фонематических процессов. При обследовании фонематического слуха необходимо выяснить, как ребенок различает на слух отдельные звуки. В первую очередь это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Проверяется различение всех коррелирующих фонем из групп:

- свистящих и шипящих;

- звонких и глухих (та-да, па-ба, га-ка и т.д.);

- сонорных (ра-ла, ри-ли и т.д.);

- мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т.д.).

При изучении фонематического восприятия выявляется способность различать слова, близкие по звучанию: жук-сук-лук, том-дом-ком, мишка-миска, коза-коса, день-тень-пень.

Важное звено в общей системе изучения речевой деятельности представляет обследование звукопроизношения. При обследовании произношения звуков выявляется умение ребенка правильно произносить тот или иной звук изолированно, в слогах, в словах, во фразе (по заданию логопеда), а также умение использовать его в самостоятельной речи. Следует отмечать возможные виды нарушения звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков.

    На основе информации, полученной в ходе логопедического обследования, выносится логопедическое заключение (с учетом клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций), что позволяет правильно организовать индивидуальный подход к детям с речевыми проблемами в ходе коррекционной работы.

    3. Основные направления логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

    1.Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы,

    2. Формирование фонетической системы языка: уточнение артикуляции и закрепление произношения сохранных звуков, а также исправление произношения нарушенных звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

    3. Обучение грамоте. Звук и буква изучаются параллельно, графическое начертание букв – только в печатном варианте.

    4. Расширение и уточнение лексического запаса как за счет уточнения значений имеющихся слов и накопления новых слов.

    5. Совершенствование грамматического строя речи.

    6. Закрепление навыков построения связного высказывания: обучение планированию, построению, композиционному оформлению.

    4. Организация обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.  

    Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в дошкольном учреждении. В течение года дети фактически изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи по развитию речевой деятельности дошкольников.

    Логопедические занятия – основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной, систематической работы по формированию фонематических процессов, коррекции звуковой стороны речи и обучению элементам грамоты на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях. Вместе с тем на логопедических занятиях проводится работа по обогащению знаний об окружающем мире, развитию психологической базы речи, воспитанию нравственных качеств.

Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому плану с учетом индивидуальных особенностей детей. На подгрупповые занятия дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения, по уровню развития лексико-грамматического строя. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию полноценных движений органов артикуляционного аппарата; постановке отсутствующих в речи ребенка звуков, их автоматизация, дифференциация в речи.

 

                              Вопросы для контроля

1. Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие?

2. Каковы причины фонетико-фонематического недоразвития?

3. В чем различие между фонематическим слухом и фонематическим восприятием?

4. Какие виды нарушений звукопроизношения вы знаете?

5. Назовите основные этапы логопедического обследования при ФФН.

6. Перечислите основные направления коррекционной работы с детьми, имеющими ФФН.

7. Назовите основные виды логопедических занятий. Каковы их цели и задачи?

 

 



2019-08-13 572 Обсуждений (0)
Низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия выражается в следующем: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия выражается в следующем:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (572)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)