Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды нарушений звукопроизношения



2019-08-13 934 Обсуждений (0)
Виды нарушений звукопроизношения 0.00 из 5.00 0 оценок




    Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка: м, н, т, п. Чаще нарушается произношение трудных по артикуляции звуков:язычных – р, л, свистящих( с, з, ц ) и шипящих( ш, ж, ч, щ ).

    Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться: в пропуске звука; в искажении звука; в замене звука; в смешении звука.

    В соответствии с характером произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды неправильного произношения:

1. Сигматизм – недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.

2. Ротацизм – недостатки произношения звуков р и р,.

3. Ламбдацизм – недостатки произношения звуков л и л,.

4. Дефекты произношения небных звуков:

каппацизм – звуков к и к,.

гаммацизм – звуков г и г,.

хитизм – звуков х и х,.

йотацизм – звука й.

5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков, выражается в замене их парными глухими.

6. Дефекты смягчения – недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в замене их парными твердыми.

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

    К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

 Дети с ФФН – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикулярно – фонематической формы.

    У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

    Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФН указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

    В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

· трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

· при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

· невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

    Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

    1.Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, вместо с, ш – ф, вместо р, л – л,, й. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие; звуки л, р, р,, звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков.

    2.Замены групп звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно-близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо ш и с – мягкий звук ш, вместо ч и т – нечто вроде смягченного ч.

  Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха и его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим.

  3.Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки речи по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой – искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

  4.Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2 – 4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большое число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

  Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слов. Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.

  При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФН нарушается   слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».

  Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФН наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

    Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки.

 

 

        

 



2019-08-13 934 Обсуждений (0)
Виды нарушений звукопроизношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды нарушений звукопроизношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (934)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)