Роль и задачи метрологической службы предприятия
Важнейшим звеном управления качеством на предприятии является метрологическое обеспечение измерений, обладающих возможностями получения количественной информации о материалах, о качестве материалов и сырья, о состоянии окружающей среды, о безопасности, а также соответственно, о качестве процессов и продукции. По определению метрологическое обеспечение измерений – деятельность направлена на: создание необходимых эталонов, образцов, правильный их выбор и применение; разработка и применение метрологических правил и норм; выполнение необходимых для обеспечения требуемого качества измерений. Задача метрологического обеспечения – обеспечить качество измерений. В системе качества (ИСО 9001) предприятия на МО возложена ответственность за обеспечение контрольным, измерительным и испытательным оборудованием. При этом система МО должна полностью удовлетворять требованиям государственных и международных стандартов по управлению контрольным, измерительным и испытательным оборудованием. Система качества предприятия должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально регламентированные основные процедуры по метрологическому обеспечению измерений. При разработке системы качества МО необходимо все элементы системы управления качеством интерпретировать применительно к продукции метрологической службы, под которой понимается следующее: · результаты измерений; · результаты проверок и калибровок средств измерений и контроля после ремонта; · результаты метрологической аттестации испытательного и другого оборудования; · результаты анализа измерений и измерительных систем; · результаты метрологической экспертизы технической документации; · аттестованные не стандартизованные средства измерений; · аттестованные методики выполнения измерений; · отчеты о проведении метрологического контроля и надзора и т.п. Основным документом метрологической службы предприятия является «Руководство по качеству метрологической службы». В руководстве дается характеристика метрологического обеспечения измерений, описывается система качества и измерений предприятия, по каждому элементу системы качества устанавливаются ответственные лица за элементы системы качества, описываются основы обеспечения элементами. Также должны быть приведены ссылки на документированные процедуры, представлена организационная структура МО, матрица распределения ответственности и документации системы качества Метрологической службы предприятия, которая должна быть документально оформлена в виде руководства по качеству документов. Структура службы метрологического обеспечения должна включать следующие звенья: главный метролог; бюро метрологического обеспечения; центральная измерительная лаборатория; лаборатория поверки и калибровки. Таким образом, метрологическая деятельность на предприятиях в рамках системы обеспечения качества позволяет получить количественную измеримость контролируемых параметров, что позволяет обеспечить автоматизацию обеспечения качеством процессов и продукции.
Рекомендации стандартов ИСО 9000 По обеспечению качества Общая характеристика стандартов: назначения, состав И структура
Стандарты серии ИСО 9000 – это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ИСО/Технический комитет 176» (ISO/ТС 176). Впервые они были изданы в качестве немецких норм в 1987 г. (DIN ИСО 9000-9004), а в качестве общеевропейских норм стали применяться с 1994 г. Первая версия стандартов ИСО 9000 включала следующие группы: все международные стандарты с номерами ИСО 9000-9004, в том числе все части стандарта ИСО 9000 и стандарта ИСО 9004; все международные стандарты с номерами ИСО 10001-10020, в том числе все их части; ИСО 8402. Три стандарта из серии ИСО 9000 (ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003) являются основополагающими документами Системы Качества, описывающими модели обеспечения качества и представляющими три различные формы функциональных или организационных взаимоотношений в контрактной ситуации. Стандарты ИСО 9000 и ИСО 9004 не более чем справочники, содержащие описание общего руководства системой качества. К другим вспомогательным стандартам в области качества относятся следующие (табл. 4.1). Общая структура стандартов первой версии представлена на рис. 4.1. Стандарты ИСО серии 9000 применяются в следующих четырех ситуациях: - как методический материал при построении системы качества на предприятии; при этом использование стандартов ИСО 9000 позволит повысить конкурентоспособность организации, экономическую эффективность ее деятельности; Таблица 4.1 Вспомогательные стандарты по качеству
- как доказательство качества при заключении контракта между поставщиком и потребителем; в этом случае потребитель может оговорить в контракте, чтобы определенные процессы на предприятии – поставщике и определенные элементы системы качества, которые влияют на качество предлагаемой к поставке продукции, соответствовали нормам ИСО 900; - при оценке потребителем системы качества предприятия – поставщика; в этом случае потребитель оценивает соответствие построенной поставщиком системы определенной норме из семейства ИСО 9000; при этом поставщик может получать официальное признание соответствия определенному стандарту; - при регистрации или сертификации системы качества зарегистрированным органом по сертификации; при этом поставщик обязуется поддерживать соответствие системы качества нормам ИСО 9000 для всех потребителей; как правило, для потребителя это является достаточным доказательством способности поставщика к качеству и оценка системы качества потребителем уже не проводится.
Рис. 4.1. Структура стандартов первой версии В стандартах первой версии рассматриваются модели управления качества, которые дифференцируются по четырем категориям продукта, выпускаемого предприятием (табл. 4.1). Таблица 4.2 Характеристика основных стандартов первой версии
Важнейший стандарт ИСО 9001 применяется для предприятий, работающих по полному производственному циклу. Остальные стандарты фактически являются его усеченными или несколько модифицированными вариантами. В стандарте ИСО 9001 перечисляются те бизнес-функции предприятия, или, другими словами, элементы системы качества, на которые распространяется действие стандарта [10]. Международная организация по стандартизации (ИСО) d 2000 завершила пересмотр стандартов ИСО серии 9000 версии 1994 г. В результате комплекс документов, состоящий в настоящее время более чем из 20 стандартов, содержит четыре базовых стандарта: - ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»; - ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования»; - ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества»; - ИСО 19011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды». 15 декабря 2000 г. были опубликованы в качестве официальных стандарты ИСО 9000, ИСО 9001 и ИСО 9004. Стандарт ИСО 19011 принят в III квартале 2001 г.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |