Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бои на острове Еси-саари



2019-08-13 275 Обсуждений (0)
Бои на острове Еси-саари 0.00 из 5.00 0 оценок




Командир нашего полка тов. Лукьянов поставил перед командиром 1-го батальона тов. Приходько и передо мной боевую задачу — занять остров Еси-саари. Моему 3-му батальону приказано было овладеть высотой 22,0 на этом острове.

Приказ был получен в полночь 7 марта, а в 4 часа батальон должен был перейти в решительное наступление на позиции белофиннов с попутным занятием острова Безымянного, расположенного между Уран-саари и Еси-саари.

К моменту получения приказа наш батальон находился на юго-западной границе Тронгсунда. Еще накануне вечером, зная о предстоящей операции, мы провели ряд подготовительных работ: артиллерия занималась пристрелкой, увязывалось взаимодействие, устанавливалось наблюдение, производилась тщательная разведка неприятельских позиций.

В 3 часа 9-я рота была готова к выступлению. Она первой должна была ворваться на остров Безымянный через пролив Тронгсунд.

Лед, разделявший наши острова, был изрыт снарядами, а местами полностью разрушен финским ледоколом. Белофинны вырезывали большие куски льда, а образовавшуюся полынью прикрывали плотной бумагой или проволочной сеткой. Кроме того, полыньи были запорошены тонким слоем снега, и различить их было почти невозможно. Разведка доносила, что по такому льду не могут пройти ни артиллерия, ни танки, ни обозы. Местами лед не выдерживал даже отдельных бойцов.

Была темная морозная ночь. Шел густой снег, и это затрудняло видимость. Артиллеристы из Тронгсунда открыли огонь по противнику.

Ровно в 4 часа 9-я рота приступила к выполнению приказа. 1-й взвод с лейтенантом Гераскиным во главе одним броском, без остановки, прошел 800 метров по битому льду пролива и успешно выбрался на берег острова Безымянного. Заметив передвижение наших частей, финны стали яростно стрелять с берега из пулеметов и автоматов. Другая группа врагов открыла с Еси-саари огонь из минометов.

Правее Гераскина наступал взвод младшего лейтенанта Михайлова. Этому взводу пришлось значительно хуже, так как он почти целиком попал в ловушку. Бойцы выкупались в вырезанной финнами полынье, утопили пулемет и несколько винтовок. К счастью, всем удалось быстро вылезти из воды.

Огонь со стороны белофиннов все усиливался. Решил итти вперед. Вплавь преодолели полынью и ползком, буравя снег головой, стали приближаться к вражескому берегу. Достигнув цели, взвод залег у прибрежных причалов. В пути он потерял немало бойцов убитыми и ранеными. Командир взвода Михайлов был тяжело ранен.

3-й взвод, наступавший слева от Гераскина, тоже был встречен сильным огнем. Когда стали определять направление огня, то, к удивлению, обнаружили, что огонь идет слева, от барж, и с тыла.

Увидев тяжелое положение своих бойцов, я направил им в помощь на остров Безымянный пулеметный взвод. С огромным трудом, двигая впереди себя поставленные на лыжи пулеметы и прикрываясь с фронта щитками, ползли пулеметчики выручать товарищей.

Вражеский огонь продолжался, причем пулеметчики заметили, что пули попадают на тыловую сторону щитков. Выходит, что где-то на берегу Тронгсунда расположилась финская засада. Я немедленно создал шесть групп, поручив им тщательно обыскать все баржи, пароходы и портовые склады.

Вскоре один белофинн был отыскан в запертом сарае на берегу. Он лежал на чердаке, накрывшись тряпками. Красноармеец Камагин, который осматривал чердак, пролез через слуховое окно и спрыгнул врагу прямо на ноги. Тот вскочил и схватился было за оружие. Но Камагин пронзил его штыком, не дав ему выстрелить. Это оказался русский белогвардеец. На груди у него красовалось несколько георгиевских крестов и четыре медали, выданные еще при царе...

Группу финских снайперов обнаружили в машинном отделении парохода, стоявшего у причала на берегу. Взять их живьем было очень трудно, и я приказал взорвать пароход.

После этого огонь с тыла прекратился.

9-я рота зацепилась за берег острова Безымянного и успела лечь за прикрытия. Но положение продолжало оставаться опасным, так как патроны были на исходе.

Когда наши стрелки перестали отвечать на вражеские выстрелы, финны догадались, в чем тут дело, и пошли в контратаку, но были отбиты. Бойцы забросали их гранатами.

Теперь у бойцов уже не осталось ничего, кроме последней гранаты и штыка...

Подослать 9-й роте патроны и живую силу я не мог. Стало светло, белофинны хорошо простреливали пролив пулеметным огнем, и ни один человек не смог бы проскочить к острову незамеченным. Положение стало крайне опасным.

Так прошел день. К вечеру снова повалил снег. Настало время действовать. Я посоветовался с командиром 1-го батальона тов. Приходько и решил пойти вслед за ним на помощь 9-й роте.

Взяв с собой две роты, я направился в обход острова Безымянного слева, чтобы потом нанести противнику удар с юга. Это нам удалось, и сопротивление врага было сломлено. Поняв безнадежность своего положения, финны очистили остров Безымянный и бежали по льду на Еси-саари.

В это время наша артиллерия перенесла огонь на высоту 22,0. Мы сразу же перешли в наступление и стали преследовать отступающего противника, но были обстреляны из шести вражеских пулеметов, расположенных на Еси-саари.

Батальон изготовился к бою (Приходько пошел в обход, и связь с ним прервалась). Мои роты заняли следующее положение: 7-я — западную окраину острова Безымянного, 8-я — южную окраину, а 9-я приводила себя в порядок после суточного боя и поддерживала связь с полком.

24 часа. Ночь темнее предыдущей. Мороз — градусов двадцать пять. Штаб батальона расположился за камнями.

На восточном берегу острова Еси-саари враг готовится к бою. До нас доносится треск сучьев, стук топоров. Противник прочно засел в заранее вырытых окопах.

Продолжается непрерывная пулеметная перестрелка.

Послал разведку. Идет через пролив вправо — обстреливают. Идет разведка влево — тоже обстреливают.

Несмотря на ночной мрак, силуэты бойцов на льду все-таки заметны.

Наконец, связисты восстановили связь с батальоном Приходько. Сообщает, что ему удалось зайти в тыл белофиннам с правой стороны острова.

Я прислушиваюсь: действительно, где-то в тылу у белофиннов раздались выстрелы. Очевидно, враги обнаружили появление батальона Приходько.

Шум и движение в лесу, где засели белофинны, усилились. Интенсивней стал и огонь. Это означало, что враг готовится к контратаке.

Я приказал выкатить все пулеметы и быть готовыми к тому, чтобы по моей команде открыть огонь.

В 4 часа 8 марта финны с криком кинулись на нас в атаку через лед пролива.

Командую:

— Пулеметы — огонь!

 

Гранитный валун, служивший для белофиннов естественным укреплением (стр. 377)

 

А пулеметов у нас было немало. Неожиданный огневой шквал остановил врагов. Они повернули назад и бросились врассыпную.

Подаю вторую команду:

— Вперед! Преследовать белофиннов!

Момент был выбран удачно. Мы быстро перешли пролив и стали теснить финнов в глубину острова, туда, где засел Приходько.

Вскоре услышали шум боя. Батальон Приходько подсыпал врагу «гостинцев».

7-я рота, оставив ранцы и все лишнее снаряжение, бросилась преследовать врагов. Остальные бойцы без особого труда заняли означенную в приказе высоту 22,0.

По рыхлому снегу, проваливаясь по грудь в сугробах, мы 3 километра гнали отступающего врага. Кругом густой лес, огромные валуны. Тащить за собой станковые пулеметы становится все труднее и труднее.

8-я рота шла северо-восточным берегом озера, обходя неприятеля справа. Встретив отпор со стороны батальона Приходько, белофинны бросились на его левый фланг и заметались, как звери в клетке. Когда они, наконец, поняли, что окружены, им ничего другого не оставалось делать, как выброситься на лед и с позором бежать на остров Рахка-саари. Но прежде чем достигнуть этого острова, они должны были пройти не меньше километра по открытому ледяному полю. Не успели белофинны пройти и 10 метров по льду, как пулеметчики Камагин и Станков начали косить их из своих «Максимов».

Никогда не забуду встречи с боевым другом Приходько! Мы пришли весьма кстати, так как в его батальоне патроны уже кончились.

Тут же, заканчивая операцию, мы заняли деревню Еси-саари, здесь были захвачены порядочные трофеи: 81 тысяча патронов, 4 станковых пулемета, 3 миномета с 60 минами, 13 старых русских пулеметов и 2 автомата-пистолета, большое количество брошенных винтовок. Кроме того, мы забрали восемь пленных.

Так было выполнено боевое задание командира полка. Удар, нанесенный врагу, обеспечил последующее взятие острова Раван-саари.


Лейтенант Шевелев.

Помогли пехоте

Только мы расположились на отдых, как была объявлена боевая тревога, и наши танки выступили для поддержки пехоты, которая по льду наступала на большой лесистый остров.

Глубокий снежный покров мешал продвижению танков. Понадобилось срочно сделать грейдеры для расчистки пути. Мы быстро соорудили деревянные треугольники. Тракторы, которые как раз подошли в это время, потянули их по льду. На грейдерах разместился взвод пехотинцев, чтобы треугольники плотнее прилегали к снегу.

По расчищенному пути мы двинулись вперед. На рассвете, метрах в ста от острова, я приказал посадить на танки роту лучших бойцов с автоматическими винтовками и ручными пулеметами и прорваться к острову. Это должно было облегчить пехоте атаку.

Вражеские противотанковые орудия вели сильный огонь. Однако танки быстро преодолевали пристрелянные рубежи. Пока противник переносил огонь, мы успели проскочить к берегу. Возле самого берега одна машина попала в воронку от снаряда и провалилась под лед. Но здесь было мелко. Башня оказалась над льдом. Командир этой машины Чуйкин продолжал вести огонь по противнику.

Остальные танки пробились к берегу. Пехота, ободренная нашим успехом, быстро атаковала белофиннов. Бойцы, подвезенные танками, сумели захватить пять противотанковых пушек. В этом бою мы не имели ни одного убитого.

В дальнейших боях случился такой эпизод. Предстояло выбить противника из деревни Нископохья (на шоссе к Хельсинки). Наступать со стороны залива было невозможно, так как все перед своим фронтом финны заранее пристреляли. Тогда я послал две машины в разведку, в обход хутора, указав им путь по карте. Мы ждали скорого возвращения этих машин, ибо путь их был короток — всего полтора километра. Но прошел час, другой — танки не появлялись. Я решил выяснить, что с ними случилось. Проехал на танке около 800 метров и увидел такую картину. Передний танк застрял между группой деревьев и скалой, упершись в нее. Второй остановился, чтобы вызволить переднюю машину из беды. Финны вели беглый огонь. Несколько танкистов вышли из машин, незаметно отползли в сторону, поставили пулеметы на сошки и стали наблюдать, откуда финны стреляют. Вскоре они сбили неприятельского снайпера. Другие танкисты под огнем спилили деревья, мешавшие застрявшему танку выйти из естественной западни. В это время подошел и я на своей машине. Вскоре подоспели саперы. Они подорвали скалу, мешавшую движению танков. Но дальше мы следовали не на машинах, а ползком, по снегу. Установили, что можно выйти противнику во фланг.

Благодаря мужеству и хорошей работе танкистов удалось за несколько часов сделать то, на что пришлось бы потратить не один день. Танки вышли во фланг белофиннам и помогли пехоте выполнить боевую задачу: отрезать белофиннам путь отступления от Выборга.




2019-08-13 275 Обсуждений (0)
Бои на острове Еси-саари 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бои на острове Еси-саари

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)