Что дает? Зачем делать?
Составление социального паспорта территории позволяет решать следующие задачи: Представители органов власти и местного самоуправления получают возможность: • отслеживать и анализировать результаты своей работы в динамике на основе повторных исследований, активно влиять на практическую жизнь, получать эффективный прогнозируемый социальный результат; • производить корректировку работающих социальных программ, направленных на повышение уровня жизни в данной территории; • использовать общественный потенциал населения в виде высказанных предложений и инициатив жителей, при наименьших издержках достигать более высоких результатов совместной деятельности; • укреплять межсекторное взаимодействие с представителями общественности и местного бизнеса по актуальным вопросам, направленным на развитие территории; • расширять спектр возможностей для социального проектирования инициативными группами и муниципальными учреждениями, внедрение механизмов народного финансирования, самообложения, механизмов участия в формировании «народного бюджета», технологий инициативного бюджетирования и т.д.; • использовать исследование и публичные формы презентаций его результатов как доступный механизм обратной связи с населением. Представителям местного малого бизнеса и предпринимателям помогает: • увидеть перспективы развития собственного бизнеса в территории, расширить спектры оказания услуг, связанных с решением конкретных проблем в обслуживании населения и повышением уровня жизни в сообществе; • развивать новые подходы к решению социальных проблем в территории, заняться социальным предпринимательством и оказанием социальных услуг; • расширить формы межсекторного взаимодействия с представителями некоммерческого сектора в территории, установить долговременные, постоянные взаимосвязи с эффективными действующими НКО и активистами, включиться в их работу в качестве экспертов, членов попечительских советов и др. Представителям некоммерческих организаций позволяет: • включать в проведение исследовательских работ добровольцев из числа представителей НКО, местной интеллигенции, представителей ветеранского актива, помогает расширить ряды своих активистов, получить потенциальных новых членов; • расширить возможности для появления новых некоммерческих организаций, фондов, ТОС и других НКО, развивающих территорию; • оценивать и анализировать эффективность результатов реализации собственных программ и проектов, реализуемых НКО в территории; • использовать исследовательские методы по составлению социального паспорта совместно с целевыми группами как инструмент активизации работы с населением и форму обратной связи, для повышения авторитета и открытости общественной организации.
Исследование и вся работа по подготовке и составлению социального паспорта, проведенная в территории, выступает не только как инструмент для указания на уровень проблем и возможностей их решения силами местного сообщества, выявления проблемных точек, но и как механизм активизации социального капитала территории. Это нестандартное использование исследования и его методов, но, как показала практика, собственно самостоятельная и весьма эффективная форма активизации работы с населением. Вовлечение населения происходит с помощью нескольких инструментов: 1. При проведении опроса в качестве интервьюеров привлекаются наиболее активные, влиятельные и грамотные жители поселения, лидеры сообщества. Чаще всего это представители культуры и образования, работники центральной библиотечной системы, педагоги, сотрудники домов культуры, члены молодежных советов и парламентов, ветеранская общественность. Участие в исследовании в качестве интервьюеров позволяет данной группе оценить правильность выбранных направлений для реализации проектов своих общественных организаций, увидеть перспективы для дальнейшего проектного творчества, а также выявить потенциальных участников, соратников и партнеров. Важно отметить, что все интервьюеры проходят обучение, также проводится контроль заполнения анкет, соблюдения квот при проведении опроса. Это позволяет гарантировать высокое качество собранного материала. 2. Анкета, составленная определенным образом и направленная на изучение самых актуальных сфер социальной жизни, стимулирует обсуждение их качества в местном сообществе. Анкета призывает опрашиваемого сформулировать проблемы, которые наиболее остро стоят в территории. Вопросы, в которых жителя поселения просят внести предложения, позволяют осознать необходимость собственного участия и действий для улучшения качества жизни в сообществе. Опрос становится информационным поводом, который активизирует обсуждение проблем поселения среди жителей. 3. Информационная поддержка. Результаты проведенного исследования публикуются в местной прессе, размещаются на сайтах администрации, в социальных сетях, что повышает авторитет исследования, доверие к интервьюерам. Публикация информации об исследовании показывает жителям, что их мнение услышано. 4. Итоговый круглый стол с презентацией результатов исследования выступает платформой для диалога, придает направление для решения конкретных проблем в конкретной территории. 5. При освоении методики проведения исследования 6. Включение в разработку социального паспорта представителей местного бизнеса и коммерческих структур позволяет увидеть перспективы развития собственного бизнеса в территории, расширить спектры оказания услуг, связанных с решением конкретных проблем в обслуживании населения, а также развивать новые подходы к 7. Активное участие представителей некоммерческих организаций и общественников позволяет использовать исследовательские методы по составлению социального паспорта совместно с целевыми группами как инструменты активизации работы с населением и форму обратной связи для повышения авторитета и открытости общественной организации. Организационные этапы 1. Сбор, изучение, систематизация и анализ вторичной информации из доступных источников. Цель этого этапа - выявить особенности исследуемой территории, в том числе оценить необходимость изучения конкретных социальных сфер, а также выбор наиболее активной группы населения для привлечения их в качестве интервьюеров. 2.1 Анкетирование населения - опрос, при котором респондентам задаются вопросы в строго определенной последовательности и формулировке. Это наиболее распространенный метод сбора социологической информации. Опросы респондентов проводятся на условиях добровольного согласия принять участие в исследовании. Опрос проводится среди жителей поселения в возрасте от 18 до 70 лет. Опрашивать респондентов вне данного возрастного диапазона запрещено. Кроме того, каждый интервьюер получает карточку с заданием по количеству респондентов - поиском респондентов по полу и возрасту.
2.2 Разработка анкеты Анкета для опроса жителей поселений исследуемой территории строится в соответствии с базовыми правилами построения анкеты и интересами проводящей опрос организации, и включает в себя основные блоки: 1.Введение (где указаны цель и организаторы исследования; объяснение, как будут использованы данные, а также гарантия анонимности). 2. Основные вопросы. 3. «Паспортичка» (данные о возрасте/образовании/уровне дохода и т.д. опрашиваемого). Базисом для составления блока основных вопросов формализованного опросника становятся социальные сферы, выбранные для изучения активом территории. Например, это могут быть: образование (дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное и т.д.), самозанятость, безработица, здравоохранение, досуг, благоустройство, качество и доступность информационных услуг и связи и т.д. Блок состоит из трех вопросов: 1. Оцените по шкале от 1 до 5 качество предоставляемых услуг в сфере (образование, здравоохранение, благоустройство и т.д.) в вашем поселении (районе, территории): 2. Назовите основные проблемы, с которыми Вам приходится сталкиваться в процессе получения образовательных услуг (услуг в сфере здравоохранения /благоустройства /досуга). Интервьюер! Запишите со слов респондента: 3. Если бы Вы могли улучшить систему образования (здравоохранения, уровень досуга, благоустройства) в вашем поселении, что бы Вы сделали в первую очередь? Интервьюер! Запишите со слов респондента: Важнейшей составляющей анкеты являются вопросы, позволяющие оценить уровень готовности населения участвовать в решении проблем на местном уровне. Блок состоит из двух вопросов: 1. Готовы ли Вы лично принять участие в решении 1. Да, готов оказать любую помощь, в т. ч. материальную; 2. Да, готов принять участие в субботниках или членство в общественных организациях; 3. Да, готов самостоятельно решать проблемы поселения; 4. Уже решаю; 5. Нет, не желаю; 6. Затруднился ответить. Вторая часть блока представляет собой открытый вопрос, который позволяет не только выявить конкретные предложения от инициативных граждан, но и степень возможного включения людей в решение вопросов местного сообщества. 2. Что Вы можете сделать для вашего поселения?
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |