Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФИЛОСОФСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА.



2019-08-13 1100 Обсуждений (0)
ФИЛОСОФСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА. 0.00 из 5.00 0 оценок




Афинский философ, сначала ученик софистов, затем их критик.

Основной философский вопрос Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, человеческое сознание. «познай самого себя». Задача Сократа – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом, она способна дать всеобщее знание. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так он пытался определить, что такое справедливость, что такое добро и тд. Он не зря уделял много внимания именно этим понятиям. В центре внимания у него, как и у софистов.

Софи́сты — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V —  1-й половине IV веков до н. э), всегда стояли вопросы человеческой жизни, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание добра и зла. Поиск знания в диалоге создавал особые этические отношения между людьми, собравшимися вместе ради обретения истины. Но философия – любовь к знанию – может рассматриваться как нравственная деятельность только в том случае, если знание само по себе уже и есть добро. Именно такой философский рационализм составляет сущность учения Сократа. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает что хорошо, а что плохо, он никогда не поступит дурно. Дурной поступок отождествляется с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно. Знание доброго – это уже следование доброму, а последнее ведет человека к счастью. Но даже жизнь самого Сократа доказывает, что в античном обществе уже не было гармонии между добродетелью и счастьем. Сократ, противостоявший софистам, сам же пользовался их приемами. За подрыв народной нравственности, отрицание богов, признанных государством, Сократа приговорили к смертной казни. Он бежал из Афин, но умер в присутствии друзей и учеников, выпив яд. Умирая Сократ не отказался от убеждения, что только добродетельный человек может быть счастлив: даже в тюрьме был спокоен и светел и убеждал друзей, что он счастливый человек.

Сократический метод Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности.

 

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей.

У Платона, как и у Сократа, его учителя, ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования человек, общество и государство. Он также считает условием нравственных поступков истинное знание. Платон пытается путем исследования понятий преодолеть субъективизм учения о познании софистов и достигнуть верного и для всех единого, то есть объективного, знания. Эта работа с понятиями, установление родо-видовых отношений между ними, получило название диалектики. Платон делит все сущее на вечные идеи и преходящие вещи чувственного мира, а в человеке различает бессмертную душу и тленное тело. Также душа состоит из двух частей: высшей – разумной и чувственной. Здесь телесное начало рассматривается не только как низшее по сравнению с духовным, но и само по себе злое, отрицательное. Платон – сторонник теории переселения душ. После смерти душа отделяется, чтобы вселиться в другое тело и только самые совершенные души остаются в царстве идей. Таким образом тело – темница души.

В своей работе «государство» Платон ставит перед собой задачу создать модель идеального государства, в основе которого лежит справедливость. Справедливое государство – государство, в котором жизнь построена на удовлетворении самых исходных потребностей человека: пища, одежда, жилище. Если же члены государства ориентированы на большее в удовлетворении своих потребностей, то это делает государство несправедливым, нездоровым. Люди должны заниматься делом в соответствии со своими природными задатками. Государством должны управлять философы – люди, которые постигают истинность, сущность предметов. Но на самом деле такое управление возможно только когда в государстве имеется широкий доступ к образованию и когда классы, господствующие в государстве, заинтересованы в управлении на основе истины.

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Не рассматривает телесное начало как источник зла. Выделяет типологию различных уровней души: растительную, животную и разумную. Растительная ведает функциями питания, роста и размножения. У животной прибавляется ощущение, а вместе с ним и способность желания. разумная ж душа наделена так же рассуждением и мышлением. Аристотель рассматривает материю, тело как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум не зависит от тела. Высший разум – деятельный, созидательный, в отличии от пассивного, только воспринимающего. В человеке бессмертен только разум – после смерти тела он сливается с вселенским разумом.

Согласно Аристотелю не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определенные вещи. Данные вещи называются индивидуумы (в переводе "неделимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, а не "идея дома". Согласно Аристотелю, не может быть одного, раз и навсегда данного человечеству общественного идеала. Наилучшей формой является та, что соответствует нынешним условиям.

Высшая цель государства – достижение счастливой жизни. Человек – общественное животное, наделенное разумом, только в социуме люди могут воспитываться как нравственные существа. Такое воспитание может быть лишь в справедливом государстве: подлинная справедливость совершенствует человека и государство представляет собой общение родов ради достижения наилучшей жизни, которая, по мнению Аристотеля, представляет собой не просто материальный достаток (Аристотель был сторонником всеобщего среднего материального достатка, когда в обществе нет ни слишком богатых, ни слишком бедных), а соблюдение справедливости. Справедливость венчает все добродетели: самоограничение, храбрость, великодушие и тд. Речь идет о государстве свободных, рабы не считаются гражданами. Люди от природы неравны. Тот, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, раб по жизни и может выполнять лишь волю другого.

Условие достижения блага - обладание добродетелями. Добродетель - это достижение совершенства в каждом виде деятельности, способность самому найти единственно верное решение. Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость.

9.



2019-08-13 1100 Обсуждений (0)
ФИЛОСОФСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФИЛОСОФСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1100)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)