Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общественный прогресс и его критерии. Общественный прогресс и смысл истории.



2019-08-13 266 Обсуждений (0)
Общественный прогресс и его критерии. Общественный прогресс и смысл истории. 0.00 из 5.00 0 оценок




Изменение существенных и второстепенных сторон жизни общества следует понимать под развитием. В том случаи, если изменяются второстепенные, определяемые факторы, то мы вправе говорить об эволюционном развитии общества. Тогда, когда речь идет об изменении существенных сторон жизни общества их содержания и формы в этом случаи мы говорим о качественном, существенным развитии общества.

Сущностью общества в целом является способ производства материальных благ. Общество, основанное на конкретном способе производства материальных благ, называется общественно-экономической формацией. Те социальные группы, которые господствуют в данном способе производства, обуславливают название данной формации.

Содержанием способа производства является создание определенных продуктов конкретными производительными силами.

Формой способа производства являются общественные отношения по поводу создания, владения и использования элементов производства и его продуктов. Способ производства порождает главные социально-экономические группы общества.

Источником развития общества являются противоречия в его жизни, в его областях. Главное противоречие - это в сущности общества, т.е. способе производства.

Решение существенных противоречий - есть прогрессивное, восходящее развитие общества, есть переход от одной общественно-экономической формации к другой, в результате чего происходит смена господствующих социальных групп, классов.

Углубление существенных противоречий означает нисходящее, регрессивное развитие общества. Это развитие может привести к возникновению отжившей или отживающей общественно-экономической формации.

Об основных ступенях прогрессивного развития общества, т.е. об основных ступенях, которые характеризуют прогресс общества.

1) Первая формация – первобытнообщинная формация; она делится на две эпохи: эпоха дикости и эпоха варварства.

Во времена эпохи дикости существенных противоречий внутри общины не существует. Существенное противоречие может возникать между общинами, т.е. в отношении территорий, труда, проживания.

В эпоху варварства, в связи с появлением частной собственности, прибавочного продукта происходит разрушение общины, и появляются классы, одни из которых существуют трудом других. Возникают антагонистические противоречия (т.е. непримиримые). В связи с изменением экономики, социальных групп, их структуры возникает цивилизация. Таким образом, государство возникает тогда, когда изменяется экономика, способ производства, когда появляется частная собственность и классы, причем одни господствуют над другими, вот тогда нужен аппарат управления в интересах господствующего класса, государственные органы, государство занимает определенную территорию.

Цивилизация включает в себя несколько экономических формаций:

1) Рабовладельческая формация;

2) Феодальная формация.

Затем осуществляется переход к капитализму путем буржуазных революций.

Капитализм зарождается в эпоху возрождения, которая начинается в Италии, т.к. исчезают торговые пути, захватывает Испания. При капитализме возникает основное противоречие - между общественным характером труда и наличием частной собственности.

В отдельных странах, где резко обостряется указанное противоречие, появляется новая формация - коммунистическая экономическая формация. Она имеет 2 фазы: социализм и развитый коммунизм. Признаки этой формации: общественная собственность на средство производство, свобода от эксплуатации (если зрелый социализм), труд на общество - труд и на себя, пёлановая, регулируемая экономика.

Таким образом, видно, что развитие общества осуществляется на основе закона соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. В результате этого качественного изменения меняется экономический базис (экономические отношения, способ производства) и затем надстройка (государственные органы, организация науки). Но важно не забыть, что если форма не соответствует содержанию, то это отрицательно скажется на прогрессивном развитии.

Движущими силами прогрессивного развития в условиях дикости являются субъекты труда, прежде всего, охотники. Варварство: Здесь уже движущими силами прогрессивного развития экономики становятся работники передовых видов труда, например, ремесленники. Прогрессивными движущими силами, скажем, при феодализме, постепенно становится буржуазия. Движущими сила при капитализме являются наемные работники.

Переход к новой прогрессивной формации, которая решает противоречие, это социальная революция (т.е. смена власти (если цивилизация, то смена передового класса)). И происходит культурная революция.. Культурную революцию надо начинать с ликвидации безграмотности.

Общие критерии: развитие человеческого разума, совершенствование нравственности людей, развитие производительных сил, включая самого человека, прогресс науки и техники, возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.

43. Духовная жизнь общества. Специфика духовной жизни общества и личности, их диалектическое единство.

Осуществление материального производства, всей материальной жизни общества невозможно без осознания имеющихся там противоречий. Результатом осознания противоречий является проблема или вопрос. А далее следует принятие решений относительно возникшей проблемы или вопроса. Необходимо затем организация и контроль за принятием решения. Тем самым, помимо материальной жизни имеет место управление обществом.

Для принятия решения, его исполнения необходимы определенные знания, которые вырабатываются в процессе познания природного и социального мира. Управление и познание составляют духовные области жизни общества. Как известно, самостоятельных областей духовной жизни общества в первобытном обществе не существует, т.к. нет постоянного прибавочного продукта и нечем кормить людей умственного труда. Разделение труда происходит в цивилизации. Причем, по мере развития познания, возникают как самостоятельные области жизни частные науки, философия, искусство, религия.

Искусство – идеологическое форма или вид познания, цель которого вскрыть место и роль человека в мире, обществе, смысл, цель жизни человека. Смысл – это то, что является главным, существенным. Цель – это результат, который должен достичь человек в результате осмысления мира, общества, отдельных областей жизни общества, как рассматривается производство материальных благ. Все это реализуется в нравственных нормах жизнедеятельности людей. Искусство ставит вопрос о совершенстве природных и социальных явлений, вопрос о прекрасном. Но важно подчеркнуть, что искусство существует, развивается, выражает условия жизни людей, а также их социальное положение.

О прекрасном. Объективный идеалист Гегель прекрасное выводил из развития идеи. Но объективные идеалисты исходят из того, что духовное, вне нас существующее, потом реализуется в природной и социальной жизни. Его оппонентов в данном случае был наш прекрасный мыслитель Михаил Гаврилович Чернышевский. Он в своей диссертации «Эстетическое отношение к действительности» написал, что прекрасное есть жизнь. В полемике с Гегелем, который прекрасное выводил из идеи, из понятий, он выводил прекрасное из жизни и приводил пример про красоту женщины для дворян и для крестьянина.

Натурализм – точное изображение предметов, процессов без глубокого вскрытия содержания, сущности. Об этом блестяще сказал Гёте: если вы видите собачку, и нарисуете еще одну собачку, то будет две собачки, но искусство от этого выиграет.

Важно отметить, что религиозная живопись выражала интересы тех или иных социальных групп, являлась эхом на те или иные социальные события. Напр., «Троица» Рублева.

Но постепенно с развитием (обострением) капитализма возникает реализм в искусстве, т.е. направленность на сущность социальных явления, на вскрытие противоречий социальной жизни. Напр., передвижники.

Вскрытие существенных противоречий – это критический реализм. По мере появления новых сил в обществе, по мере осознания необходимости его преобразования появляется реализм, направленный на воспитание людей-преобразователей. Напр., Касаткин «Шахтерка», написанная до революции. Портрет хирурга Юдина. Портрет артистки большого театра Дзержинской.

Религия – форма общественного сознания или форма познания, отображающая природный и социальный мир в фантастических образах. Религия не вскрывает законы природного и социального мира. Религия показывает, какие силы управляют природным и социальным миром, человеком с тем, чтобы обратится к этим силам для решения проблем, когда люди самостоятельно не могут решить эти проблемы. Обращение может быть разным. Если что-то плохое происходит на земле, то можно задабривать. Самые великие жертвы – человеческие (потом уже заменили овцой). Также еще молитвы. Развитие религии идет с развитием общества. Вначале это мифологические представления, способствующие существованию рода – тотем все создал, мы все родственники и должны защищать, должны вместе быть. Потом появилась производящая экономика (скотоводство, земледелие) и стали обожествлять силы природы (земледельцы – солнце, потом религиозные символы христианства и ислама).

С появлением классового общества появляется Господь Бог, он-то и создал всю систему. По мере образования мирового рынка, по мере борьбы государей различных самостоятельных государств с Папой, у которого были огромные земли и власть, происходит реформация, секуляризация земель, требование дешевой церкви.

Есть индивидуальные корни религии, есть социальные. Индивидуальные (уровень культуры, воспитания) всегда останутся, но это не будет способствовать широкому распространению религии. Т.е. человек может сам создавать себе богов, т.к. ему тяжело в жизни и нужно успокоиться. А религия для другого используется. Она не решает социальных проблем, поэтому ее широко распространяют. Заводы превратили в барахолки, а вот храмы растут как грибы. Напр., в Египте фараона считали сыном бога, и никто его не смел трогать.

По мере развития капиталистического общества возникает свободомыслие, т.е. можешь исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Религия отделяется от государства, но это в СССР, а сегодня этот принцип нарушают. Напр., рождество.



2019-08-13 266 Обсуждений (0)
Общественный прогресс и его критерии. Общественный прогресс и смысл истории. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общественный прогресс и его критерии. Общественный прогресс и смысл истории.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)