Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сознание как философская категория. Сознание и познание



2019-08-13 330 Обсуждений (0)
Сознание как философская категория. Сознание и познание 0.00 из 5.00 0 оценок




Жизнь общества человека основана на трудовой деятельности. Вне труда мы просто не можем существовать. Труд - это не запрограммированная с рождения деятельность человека, в процессе которого создаются необходимые продукты, результаты для удовлетворения потребностей людей. Отсюда следует, что все, что создается трудом, а также основанных на нем видах деятельности, что обеспечивает существования общества и его социальных групп называется культурой. В процессе существования тел неживой природы и живых существ происходит стихийная (или специальная) фиксация окружающей среды, ее свойств, состояния самого субъекта движения в процессе существования. Эта фиксация в философии носит название отражения. Результат отражения называется информацией. Так вот, информация, которая позволяет осуществлять не запрограммированную с рождения деятельность, называется знанием.

Способность, свойства человека осуществлять незапрограммированную с рождения деятельность на основе определенной культуры посредством получения и использования знаний называется сознанием.

Выдающиеся русские ученые-физиологи Сеченов и Павлов, хотя и сыграли большую роль в материалистическом понимании физиологических процессов, происходящих в живых организмах, при этом иногда натуралистически подходили к пониманию сознания, присущему человеку и обществу.

Сознание основывается на труде, основывается на определенных условиях социальной жизни, формируется социальным положением и интересами. Но в натурализме подчас происходит отождествление человеческого мозга, нервное системы человека, позволяющее осуществлять качественно новую, социальную форму движения материи, с мозгом, нервной системой животных, осуществляющих геологическую форму движения материи. Это сведение физиологических процессов, которые формируются под влиянием социальных процессов, к природным процессам. Таким путем нельзя постигнуть подлинную натуру человека. Высоко оценивая работы Павлова, мы должны помнить при этом, что применив к человеку термин рефлекс, мы не делаем еще ни шага вперед в познании истинной сущности человека. Существуют объекты, относящиеся миру живых существ, которые не входят в компетенцию физиологии.

Усвоение высшими животными (т.е. имеющими центральную нервную систему – позвоночными) сложного рельефа данной местности, способность приспособиться к новым социальным условиям существования приводит к тому, что у высших животных есть моменты сознательной деятельности, т.е. деятельности, уже не запрограммированной с рождения. Но отмечая наличие моментов сознания в жизнедеятельности животных, необходимо отметить, что сознание у животных позволяет глубже приспособиться к окружающей природной и социальной среде.

Совершенно иную роль в ходе существования, развития общества играет сознание в социальной форме движения материи (т.е. в обществе). Сущность общества – это незапрограммированное создание орудий деятельности, способов их использования и т.д., а также самих необходимых продуктов для удовлетворения исходной потребности в пище, одежде и т.п. Тем самым, сознание в обществе позволяет осуществлять преобразование природы и общества, и в процессе этого, преобразуется сам человек, создаются новые социальные группы общества.

Содержание сознания, сознательной деятельности человека – это создание понятий в процессе отражения действительности, отражающих общие свойства природного и социального мира.

Формой сознания является язык, т.е. средство передачи понятий, мысли в процессе жизнедеятельности общества. Язык имеет материальное проявление в виде звуков, знаков. В языке две основные функции: язык имеет значение и выражается через знаковую систему. Язык имеет свои правила, свое проявление. Правила эти, прежде всего, грамматические, т.е. правила, определяющие способы произнесения, написания слов, правила, определяющие взаимосвязи слов. Слова – это комплекс звуков, обозначающих те или иные понятия. Значение слова определяется словом лексика. Важно отметить, что грамматически правильное построение слов будет в том случае, если правильно выражено при этом значение слов. Если забывается значение слов (т.е. чистый формализм, идеализм, оторванность от значения), то такая форма высказывания не позволяет людям правильно действовать. В любом случае, только правильно грамматически построенная фраза, но не верная с точки зрения значения – это идеалистическая фраза, потому что в ней не ставится вопрос, отражает ли объективную реальность эта фраза. Белинский отмечал: «Говорить правильно и говорить хорошо – не одно и то же». Говорить правильно – это говорить в соответствие с грамматическими нормами, а говорить хорошо – это пытаться раскрыть глубоко проблему и ее решение.

Говоря о сознании, следует обязательно подчеркнуть и термин самосознание. Самосознание – это определение (формулирование) социального положения в обществе. В начале в родовой общине индивидуальности, самосознания не было. Но по мере развития труда, по мере возникновения классов образуется и самосознание, т.е. что должен делать человек, исходя из условий своего социального положения (владеет ли он обществом или нет, доступно ли ему познание, есть ли в его жизни противоречие и т.д.). Но важно отметить, что самосознание присуще и социальным группам, классам. Но иногда, а подчас и часто, классы не сразу осознают свою роль в обществе, осознают пути, позволяющие достичь наиболее приятного социального положения. Подчас господствующие классы пытаются увести самосознание эксплуатированного класса от истинных решений, стоящих перед эксплуатируемым классом, проблем.

Познание

Сознательная деятельность человека позволяет людям в ходе исторического развития общества преобразовывать природу и само общество. Сознательная деятельность людей по выработке знаний посредством отражения природной и социальной действительности называется познанием.

Познание существует для выработки знаний, которые позволяют или должны позволять разрешать то или иное противоречие. Противоречие - возникновение состояния, при котором есть потребность, но нет возможности ее удовлетворения.

Познание осуществляется на основе материальных и духовных условий жизни людей, природной среде, на основе созданных материальных и духовных продуктов, на основе социального положения людей, т.е. их места в обществе: в организации труда, в степени владения производимыми продуктами, а также элементами материального и духовного производства, средствами их создания.

Цели познания (т.е. познание направлено на):

1) создание и производство знаний, позволяющих создавать и использовать условия существования;

2) создание или сохранение определенного социального положения групп общества. Это познание формулирует смысл, цель жизни, нормы их нормализации.

В ходе исторической деятельности общества развивается познание. В первобытном обществе познание совершается в ходе повседневной деятельности людей, возникает эмпирическое познание внешних сторон действительности, мифологическое познание. По мере возникновения цивилизации, т.е. общество, основанное на производящей экономике, дающей прибавочный продукт, общество, основанное на антагонистических классах, возникает разделение на умственный и физический труд.

В связи с этим познание осуществляется на двух уровнях: обыденное (повседневное, бытовое) сознание и профессиональное сознание. Появляется познание, основанное на чувственно-наглядных понятиях и на абстрактных понятиях, теоретическое познание. Возникает познание, которое служит для создания и использования материальных и духовных условий существования (это, прежде всего, естествознание). Потом возникает идеология. Идеология может иметь место и в чувственно-наглядной форме, и в теоретической.

Постепенно возникает наука, т.е. познание, ориентированное посредством абстрактных понятий на вскрытие сущности изучаемых предметов. Познание сущности предметов в естествознании осуществляется широко по мере развития капиталистического способа производства (т.к. открыли новые рынки сбыта, нужно торговать -> нужно развивать астрономию и небесную механику; нужно добывать металл -> нужно откачивать воду из шахт -> нужна механика). Наука превращается в непосредственную производительную силу (широко используется в производстве и поэтому развивается). Она проходит метафизический и диалектический этапы их развития.

С точки зрения диалектики, познание идет от явления к сущности, углубления в познании сущности и использование созданных знаний на практике.

И социального положения групп общества, их интересов, возникших на основе существующих условий и социального положения. Научное познание проходит следующие этапы:

1) Метафизический этап познания, т.е. предмет еще не рассматривается в развитии, т.е. еще не вскрываются законы развития предмета. Собирание знаний о предмете, их систематизация (т.е. устанавливается взаимосвязь). При этом используются методы наблюдения, анализа (мысленное расчленение), синтеза. Целостное представление можно получить в единстве анализа и синтеза, в единстве индукции (движение от частного к общему) и дедукции (движение от общего к частному; при дедукции выясняются так или иначе законы; пример: все лебеди белые, а в Австралии находят черных; только зная, как образуются законы о данной птице, можно предположить, что при определенных условиях меняется пигмент, поэтому индукция одна ничего не даст).

2) Познание сущности предмета, которая определяет законы его развития. Постепенно выделяются общие моменты в исследовании предметов и путем творческих способов мышления, в частности интуицией (интуиция основа на опыте) постепенно выделяется сущность предмета и тем самым устанавливаются законы его развития. Познание сущности предмета и законов его развития позволяет предвидеть качественно новые состояния предметов, происходит описание предмета в абстрактных понятиях, становится возможным предвидеть качественно новые состояния предметов.

3) Проверка истинности законов существования и развития предмета исследования. Это происходит на практике в процессе материальной преобразующей деятельности. Пример из естествознания, проникновение в стояние атома, его ядра позволяет нам создать атомную ядерную энергию для мирных и военных целей. Но зная законы общества, учитывая конкретное развитие общества можно предвидеть, что революцию можно совершить в отдельно взятой стране, где резко углублены противоречия.

Исторический метод исходит из конкретных проявлений предмета исследования. А выявление из исторического процесса наиболее основных моментов в абстрактной форме есть логический процесс. Историческое и логическое связаны между собой. Невозможно понять сущность истории без логики. Но, в свою очередь, логическое, т.е. абстрактное описание предмета, невозможно без истории.

Метод познания сущности от абстрактного к конкретному.

 



2019-08-13 330 Обсуждений (0)
Сознание как философская категория. Сознание и познание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сознание как философская категория. Сознание и познание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)