Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о методах и методиках психологического исследования



2019-08-13 254 Обсуждений (0)
Понятие о методах и методиках психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет и задачи детской психологии, место детской психологии в системе психологических наук. Взаимосвязь детской психологии с другими отраслями психологии и науками

Д.(етская) П(сихология) . – это наука о психическом развитии ребенка. Возникла как ветвь сравнительной психологии в к. 19в. Д.П. – это возраст или период развития. Д.П. – это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому.

Связь Д.П. с другими науками.с общей психологией, с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой, с анатомией, физиологией, гигиеной.

В настоящее время предметом Д.П. – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установл. возраст.периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Онтогенез – (от греч. «сущее») процесс развития индивидуального организма. В психологии «онтогенез» - формирование осн. структур психики индивида в течение его детства ; изучение онтогенеза – гл. задача дет.психологии.Специфика психич. развития ребенка. Развитие характеризуются качественными изменениями, появлений новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

Основные признаки развития: - дифференциация; - расчленение – ранее бывшего единым элемента; - появл. новых сторон, элементов самого развития ; - перестройка связей между сторонами объекта.

Процесс онтогенетического развития

это процесс ни на что не похожий, чрезвычайно своеобразный, кот.проходит в форме усвоения.

Задачи психич. развития ребенка.

1.Задача дет.психологии – это накопление фактов и расположениеих во временной последовательности. Этой задаче соответствует - стратегия наблюдения;

2.Приведение фактов в систему, выделение этапов и стадий развития, чтобы выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и понять его причину - стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента.;

3. Формирование психических процессов -стратегия формирования психических процессов (формирующий эксперимент).

Л.С. Выготский – экспериментально-генетический метод – выявление качественной особенности развития высших психических функций. Процесс псих.развития проходит через:

1. исследование поведения в Д.П., 2. через моторное развития, 3. развитие ощущений и восприятий, 4. эмоциональное развитие, 5. соц. развитие, 6.развитие речи, 7. развитие интеллекта.

Понятие о методах и методиках психологического исследования

Метод - это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. В переводе с греческого "methodos" означает "путь".

Методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении. Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент.

1. Наблюдение - это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения - сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу. Наблюдение может быть непосредственным, проводимым самим руководителем, и опосредствованным, при котором он обобщает ряд сведений, полученных им от других лиц (заместителей, начальников отделов и служб и т. д.)

2. Психологический эксперимент – это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленным изменением условий, задач или способов выполнения этой деятельности. Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Лабораторный эксперимент изучает особенности искусственно сформированного вида деятельности. Формирующий (обучающий или воспитывающий) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования, развития.Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом исследования.

3. Вспомогательные методы: Беседа, устная или письменная. Ее цель - выяснить ограниченный круг вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению.Опрос - Устный опрос позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, его внутренний мир, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Метод тестирования - можно получить относительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития (выраженности, акцентуации) у него изучаемого качества



2019-08-13 254 Обсуждений (0)
Понятие о методах и методиках психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о методах и методиках психологического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)