Понятие о методах и методиках психологического исследования
Предмет и задачи детской психологии, место детской психологии в системе психологических наук. Взаимосвязь детской психологии с другими отраслями психологии и науками Д.(етская) П(сихология) . – это наука о психическом развитии ребенка. Возникла как ветвь сравнительной психологии в к. 19в. Д.П. – это возраст или период развития. Д.П. – это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Связь Д.П. с другими науками.с общей психологией, с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой, с анатомией, физиологией, гигиеной. В настоящее время предметом Д.П. – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установл. возраст.периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. Онтогенез – (от греч. «сущее») процесс развития индивидуального организма. В психологии «онтогенез» - формирование осн. структур психики индивида в течение его детства ; изучение онтогенеза – гл. задача дет.психологии.Специфика психич. развития ребенка. Развитие характеризуются качественными изменениями, появлений новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: - дифференциация; - расчленение – ранее бывшего единым элемента; - появл. новых сторон, элементов самого развития ; - перестройка связей между сторонами объекта. Процесс онтогенетического развития – это процесс ни на что не похожий, чрезвычайно своеобразный, кот.проходит в форме усвоения. Задачи психич. развития ребенка. 1.Задача дет.психологии – это накопление фактов и расположениеих во временной последовательности. Этой задаче соответствует - стратегия наблюдения; 2.Приведение фактов в систему, выделение этапов и стадий развития, чтобы выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и понять его причину - стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента.; 3. Формирование психических процессов -стратегия формирования психических процессов (формирующий эксперимент). Л.С. Выготский – экспериментально-генетический метод – выявление качественной особенности развития высших психических функций. Процесс псих.развития проходит через: 1. исследование поведения в Д.П., 2. через моторное развития, 3. развитие ощущений и восприятий, 4. эмоциональное развитие, 5. соц. развитие, 6.развитие речи, 7. развитие интеллекта. Понятие о методах и методиках психологического исследования Метод - это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. В переводе с греческого "methodos" означает "путь". Методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении. Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. 1. Наблюдение - это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения - сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу. Наблюдение может быть непосредственным, проводимым самим руководителем, и опосредствованным, при котором он обобщает ряд сведений, полученных им от других лиц (заместителей, начальников отделов и служб и т. д.) 2. Психологический эксперимент – это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленным изменением условий, задач или способов выполнения этой деятельности. Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Лабораторный эксперимент изучает особенности искусственно сформированного вида деятельности. Формирующий (обучающий или воспитывающий) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования, развития.Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом исследования. 3. Вспомогательные методы: Беседа, устная или письменная. Ее цель - выяснить ограниченный круг вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению.Опрос - Устный опрос позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, его внутренний мир, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Метод тестирования - можно получить относительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития (выраженности, акцентуации) у него изучаемого качества
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |