Развитие воображения детей дошкольного возраста
Воображение – это способность к перекомбинированию информации и созданию новых образов или идей. Это способность достраивать целостный образ по отдельным его деталям.По Выготскому, в развитии высших психических функций воображение зарождается в совместных действиях со взрослыми и становится индивидуальным средством познания реальности через ее изменение.Одним из проявлений воображения является «дорисовывание картинок» с помощью воображения.Воображение с опорой на действия и предметы-заместители ярко проявляются в игре и изо-деятельности.В игре воображаемый образ создается с помощью условных действий и предметов-заместителей. При этом ярко проявляются 2 взаимодополняющих основных механизма воображения: 1. Схематизация, 2. Детализация. В дошк.возрасте складывается собственная словесная форма воображения, не требующая опоры в действиях и предметном восприятии. Она ярко проявляется в сочинении рассказов, сказок и т.д. В словесной форме отчетливо выражается основная особенность воображения – отход от реальности и зависимости от нее.Особенности развития воображения В 4-5 лет воображаемые события четко отделены от реальных действий, возникает особая сфера воображения со своей логикой развития событий. Драматичность события фантазийных сюжетов могут вызывать сильные эмоции и ребенку трудно остановиться.К концу дошк.возраста фантазийные сюжеты начинают подчиняться логике, реальности и причинности. Воображение дает ребенку новые впечатления, и он использует их для самореализации и самовыражения За период дошкольного детства воображение складывается как особый познавательный процесс ,как основа всех видов творчества. В повседневном общении оно помогает понять другого, представить его состояние, преодолеть эгоцентрическую позицию.Воображение в дошк.возрасте в основном непроизвольное, однако к 6-7 годам появляются элементы его произвольности. Функции воображения: · Аффективная функция – направлена на утверждение и защиту своего «Я» (н-р, фантазия о собственных подвигах и невероятных успехах). · Познавательная функция – воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений (творческое овладение схемами и смыслами человеческих действий). Познавательная функция не просто передает переработанные впечатления, но и позволяет ребенку их передавать. На основе этого может происходить целенаправленное планирование.
27.Развитие речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период интенсивного развития речи детей, овладение разными способностями её использования, разными функциями речи и т. д. Взрыв речевой активности может наблюдаться, когда ребёнок начинает посещать ДУ, кружки и т. д. Всё это позволяет общаться ребёнку со сверстниками и взрослыми, требует от него богатой, разносторонней и правильной речи. Развитие речи детей в дошкольном возрасте идёт по следующим направлениям: 1. Обогащается словарь и почти вдвое увеличивается запас слов; ребёнок усваивает общие родовые понятия (мебель, транспорт, овощи и т. Д.); по мере усвоения родовых понятий и видовых понятий, окружающий мир для ребёнка становится систематизированным и упорядоченным. 2. Усваивается грамматический строй речи. Слова начинаются связываться по закону определённого языка – появляются падежные окончания изменения глаголов по лицам и временам, сложносочинённые и сложноподчинённые в соответствии с союзами. В 4-5 лет ребёнок - начинает проявлять интерес к звучанию слова, - повторяются фразы, изменяя интонацию, - начинает рифмовать, не заботясь о смысле, - а также замечает сходство звучания слов, - замечает сходство отдельных элементов слов, обобщает их значение и с их помощью образует новые слова. К 6- ти годам в речи детей появляются общепринятые слова и выражения, появляется интерес к звучанию слов, что помогает отрабатывать звукопроизношение. 3. Осознание звукового и словесного состава речи для овладения грамотой. Ребёнок различает звуки, если их замена приводит к изменению смысла. 4. Развитие функций речи. Ребёнок не только усваивает речь, но и учится пользоваться ею. Речь выступает как средство общения. Вначале это ситуативная речь, т. е. обобщается в конкретной ситуации по поводу конкретных предметов в поле зрения. С расширением круга общения ребёнок сопровождает свою речь названием предметов и речь становится контекстной и объяснительной. Кроме функций речи общения, есть ещё функция средства мышления. В данном случае это выражается в эгоцентричной речи, которая переходит во внутреннюю речь. В её содержании становится меньше констатации сделанного, а больше планированных действий, здесь развивается планирующая функций речи. Развитие речи детей – это сложный процесс усвоения словарного и звукового состава грамматического строя языка, развития вербального общения, зарождение внутреннего речевого плана, действий и начала анализа языковой реальности.Таким образом, особенностями развития речи в дошкольном возрасте является:1.Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность и становится универсальным средством общения; 2.Появляются связные формы речи и возрастает её выразительность (интонация); 3.Ребёнок познаёт законы родного языка в процессе действий со словом; 4.Ребёнок учится излагать свои мысли связано, логично, речь становится орудием мышления и средством познания;5.Речь превращается в особую деятельность, имеющую следующие формы – беседа, слушание, рассуждение, рассказы и т. д.; 6.Речь становится особым видом произвольной деятельности и формируется сознательное отношение к ней.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |