Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ведущие виды деятельности в раннем и дошкольном детстве. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка



2019-08-13 313 Обсуждений (0)
Ведущие виды деятельности в раннем и дошкольном детстве. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок




Ранний возраст – с I до 3 лет; ведущим видом деятельности является предметная. Основные достижения раннего возраста – прямохождение (позволяет реализовать в активных движениях потребность во впечатлениях); предметная деятельность и овладение речью. Предметная деятельность как ведущий вид деятельность заложилась еще в младенчестве в процессе манипулирования с предметами. Предметная деятельность –это деятельность по назначению предмета. Овладение предметной деятельностью выступает как присвоение форм человеческой деятельности. В овладении предметной деятельностью выделяют 3 этапа: I. – действие без учета назначения предмета, манипулирование; 2. Собственно-предметное действие только по назначение предмета; 3.- любые предметные действия с точным знанием назначения предмета (ложка как молоток).Овладение предметной деятельностью свидетельстет о развитии мышления, способности отделить действия от конкретного предмета, возникновении знаковой функции сознания – использование предметов – заместителей.Два вида предметных действий: 1) орудийные действия – воздействие одного предмета на другой с целью получения общего результата (насыпать песок лопаткой, молоток, ложка, чашка, карандаш ….). Вначале орудие выступает продолжением руки ребенка, затем выделяется. 2) соотносящие действия – действия по установлению соответствия между предметами или их частями по определенным признакам (пирамидка, матрешка, вкладыши); вначале осваивают методом проб и ошибок, затем переходят к зрительному восприятию (посмотрит и выберет правильно). Предметная деятельность развивает ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения.Развитие речи с 1,5 – до 3 лет сензитивный (наиболее благоприятный) период для ее развития. Развиие речи происходит в предметной деятельности и общении со взрослыми. Направления в развитии речи: I) развитие понимания речи (пассивный словарь); 2) развитие активного словаря; автономная речь – своеобразная речь конкретного ребенка, понятная близким людям; 3) овладение звуковой структурной речью; 4) овладение функцией общения -• вопросы, слушание.Прямохождение, предметная деят-ть, речь способст-вуют изменению отношения ребенка к окружающему миру, выделению себя из этого мира (имя, физическое тело, действия с предметами и отделение себя от предмета, желания, потребности) –возникновению самосознания – осознание себя, начинает говорить о себе – Я; проявляет самостоятельность (сам). Это свидетельствует об активном формировании личности ребенка; кризис 3 лет (Выготский Л.С, Божович Л.И.). Стремление к самостоятельности и ее ограничение со стороны взрослых способствует проявлению капризов, упрямства .

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, чаще всего- это сюжетно ролевая игра. Дошкольным детством является период с 3-6 лет.

К необходимости перестройки отношения ребенка и взрослого в дошкольном возрасте приводит следующие изменения в психическом развитии:

-тенденция к самостоятельности, за которых лежит отделение себя и своих действий от другого человека.

-изменение содержания действительности

-в сознании ребенка происходит изменения, которые приводят к несовпадению их личных желаний с желаниями взрослыхНОВООБРАЗОВАНИЕМ ДОШКОЛЬН.ВЗРОСТА являются следующие изменения в психическом развитии ребенка:

1.изменение мышления, выражающиеся в формировании плпна общих представлений, установлении связей между ними, которые не даны в непосредственном опыте ребенка (формирование обобщений)

2.разрешение возможностей общения: появляется общение не только по поводу воспринимаемых предметов, но и по поводу мыслимых ,т.е.общение принимает надситуативный характер.

3.перестройка интересов и потребностей: дети начинают определяться со смыслом, который для детей несет определенная ситуация.

4.формируются новые типы деятельности с особым отношением мысли и действия, появляются творческие виды деятельности (ИЗО, лепка конструирование)

5.возникают внутренние этические и эстетические потребности; общие представления о природе, временах года. Самом себе.Все перечисленные новообразования не являются ведущими, т.к. дошк. Детство - период первоначального складывания личностных механизмов поведения.

В этом возрасте происходит формирование идеальных мотивов и их иерархия.

Данные изменения обеспечивают развитие произвольных психических процессов и к концу дошк.возраста произвольность становиться основным новообразованиемВ дошкольном возрасте активность ребенка не только нарастает, но и приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Достаточно четко выделяются игра, труд, учение, продуктивная деятельность в виде конструирования и рисования. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность. Детальную разработку теории детской игры дает Л. С. Выготский в лекции «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». Основные его идеи сводятся к следующему.Игра с мнимой ситуацией всегда включает правила. То, что в жизни бывает незаметно, в игре становится правилом поведения. Если ребенок играет роль матери, он действует по правилам поведения матери.

Игра создает зону ближайшего развития. В игре ребенок выше своего возраста, он «как бы на голову выше самого себя. - Действие в воображаемом поле... создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов - все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития». Основная тенденция и мотив игры - стремление ребенка войти в мир взрослых, быть как они. Ролевая игра социальна по своему происхождению и содержанию. Игра есть модель социальных отношений, форма познания мотивов и смыслов человеческой деятельности. Основной единицей игры является роль, она диктует правила поведения Игра - язык ребенка. То, о чем взрослый взволнованно рассказывает, ребенок - проигрывает. Слово - опора переносных значений, и задержка в развитии речи задерживает развитие игры. Но с развитием речи-рассказа сюжетная игра сокращается, ребенок вербальными средствами выражает свои впечатления. В этом еще один парадокс игры.Эволюция игры в онтогенезе личности содержит несколько этапов.

I. В раннем возрасте - игра предметная, когда ребенка увлекает перенос действия с предметом в новые условия. Ложкой кормят и кукол, и мишек, и лошадку, и машину. Предмету придают различные несвойственные действия-функции. Начало игры - игровое отношение к предметам. Палочка используется как ложка, расческа, ручка, градусник.

П. Около 3 лет начинается игра сюжетно-отобразительная. Роль в действии, в репликах. Ребенок при этом играет один с разными игрушками. У игрушек появляются мамы и дети, доктора и больные, хотя ребенок еще не выделяет отношения между ними. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, -игра все полнее передает отношения.

III. Сюжетно-ролевая игра - самая сложная форма игры. Она сложна тем, что играют несколько детей, каждый в своей роли. Отношения между играющими развертываются как в сюжетном, воображаемом, так и в реальном плане. Я - врач, а ты - больной. Но ты тоже хочешь поиграть фонендоскопом, и я уступаю тебе роль. Смена врачей. Игровое общение шлифует характеры, создает деловую направленность личности, когда ради развития сюжета можно договориться и в чем-то уступить партнеру. Развернутая игра требует квалифицированного руководства. В прежние времена, когда у детей были разновозрастные дворовые компании, игровой опыт усваивался от старших, сюжеты транслировались из поколения в поколение. Теперь, когда семьи немногочисленны и дворовых сообществ почти не осталось, руководство игрой берут на себя взрослые. Конечно, игра не терпит директивных указаний. Но взрослый может обогащать впечатления детей путем экскурсий, чтения книг, рассказа об увиденном, расспросов. Надо помочь осознать и детализировать персонажи, уточнить их отношения, действия, реплики. Подготовить атрибуты, чтобы каждый определил свою роль. Но самое главное - подключиться к игре на равных, подавать идеи и предлагать варианты развития сюжета от роли, вопросами уточнять действия детей, давать образец ролевых реплик. Играть как дети, только изобретательнее, и, поддерживая их инициативу, сохранять свое присутствие. Показать роль в действии и передавать ее ребенку. Без руководства взрослого игра остается бедной и однообразной: изо дня в день поят кукол чаем или делают уколы стереотипно, всем подряд.Помимо сюжетной игры, большое положительное влияние на детей оказывают подвижные игры с правилами, - развивают волю к победе, состязательность, саморегуляцию поведения. Интеллектуальный тренинг создают компьютерные игры, настольные игры типа детского лото, домино.

 



2019-08-13 313 Обсуждений (0)
Ведущие виды деятельности в раннем и дошкольном детстве. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ведущие виды деятельности в раннем и дошкольном детстве. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)