Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.



2019-08-13 182 Обсуждений (0)
Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. 0.00 из 5.00 0 оценок




Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий образовательных учреждений и семьи.Содержание сотрудничества дошкольного учреждения с семьей включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в детском саду.Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей:

- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);

- организация диагностической работы по изучению семей;

- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей;

- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

- внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей;

- использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами;

- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса;

- активное включение в работу с семьей психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, воспитателей;

- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;

- разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.);

- расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Работу с родителями в детском саду можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей: родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; лекции; тренинги.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями являются родительские собрания, которые бывают:

- установочные или инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями в учебном процессе;

- знакомящие с аналитическими материалами из жизни учебного заведения (об успеваемости, медосмотре и др.) без упоминания фамилий учащихся и родителей;

- консультативные, здесь обсуждаются те или иные мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;

- собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

- совместные с детьми и родителями;

- отчетные;

- связанные с организацией помощи отдельным семьям и детям;

- информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.

Общение с родителями в ходе занятий педагогического всеобуча лучше строить в форме лекций-бесед, диалога, по ходу изложения вопроса приводить примеры из практики, в завершении занятия решать педагогические задачи, позволяющие активизировать полученные знания, закрепить их.

Назначение родительских университетовв учебном учреждении — психолого-педагогическое просвещение родителей. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция— форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся и т.д. Различные службы учебного заведения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей или по рекомендации педагогов, если родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.Тренингикак форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении педагога-психолога. Тренинговые занятия для детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей.

Родительский ринг— это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления проблем и конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В анализе ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается выход из создавшегося положения. Играет огромную роль и просвещение родителей группы, так как предлагается практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

 

39.Типы родительских отношений к детям.

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий. Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

  • его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
  • возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
  • темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
  • религиозность;
  • национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
  • социальное положение;
  • профессиональная принадлежность;
  • уровень общей и педагогической культуры.

Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А.С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

· Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность.

· Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «

· Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Одним из основных психолого-педагогических понятий семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения.

Выделяются четыре типа воспитания.

  • Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).
  • Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).
  • Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).
  • Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

 

40.Социально – психологическая поддержка и оказание помощи детям, находящимся в социально опасном положение

Все чаще дети становятся оружием выяснения отношений между родителями, подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых. Злоупотребление старшими спиртными напитками, пренебрежение родительскими обязанностями и ошибки в воспитании, а часто и его полное отсутствие, приводит к тому, что маленькие граждане предоставлены сами себе, занимаются бродяжничеством, преступают черту законаДля обеспечения целенаправленной квалифицированной поддержки детей в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, выполнение следующих задач:

— организация индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, и нуждающимся в социальной реабилитации;

— психолого-педагогическое обеспечение конструктивного развития личности несовершеннолетнего, укрепление его психологического здоровья, социальной адаптации, профессионального самоопределения и реализации творческого потенциала;

— психологическое просвещение несовершеннолетних, родителей или лиц, их замещающих, педагогов;

— профилактическая, коррекционная и консультативная работа с несовершеннолетними и членами их семей по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

— психолого-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

— патронат несовершеннолетних после их возвращения в семьи.

Психолого-педагогическая помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, включает:

1). Диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную работу с несовершеннолетними:

а) выявление состояния психологических характеристик, критериев возрастной нормы развития, оптимизация данных показателей;б) коррекция нарушений психологического здоровья ребенка;в) психологическое просвещение, повышение уровня психологической культуры (развитие навыков коммуникации, самоконтроля, рефлексии, целеполагания, социальной перцепции);г) восстановление или формирование конструктивных детско-родительских отношений.

2). Диагностическую и консультативную работу с членами семьи несовершеннолетнего, другими значимыми для него взрослыми:а) диагностика эмоционального состояния, личностных особенностей, воспитательных установок родителей, характера семейных дисфункций;б) консультирование родителей, направленное на личностный рост, отработку негативных семейных традиций, психолого-педагогическое просвещение, формирование продуктивного воспитательного взаимодействия с детьми, выработка соответствующих рекомендаций;в) консультирование других значимых для несовершеннолетнего взрослых с целью расширения возможностей реабилитации семьи.

3). Консультативную работу с педагогами:а) сообщение результатов первичной диагностики несовершеннолетнего, выработка рекомендаций для продуктивного воспитательного взаимодействия с ребенком;б) консультации по актуальным вопросам взаимодействия с несовершеннолетним или членами его семьи.

Одной из ключевых задач деятельности общеобразовательного учреждения в отношении каждого ребенка из неблагополучной семьи является предупреждение развития нежелательных тенденций в состоянии его психологического здоровья. Строится коррекционно-развивающая и консультативная работа, проводимая в форме индивидуальных или групповых занятий. Данная работа направлена прежде всего на преодоление наиболее распространенных психологических проблем несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В зависимости от возраста:

- у дошкольников проявляются высокая тревожность, детские страхи, недостаточное развитие свойств внимания и памяти, отсутствие позитивной самооценки, слабая произвольность;

- у младших школьников — слабые произвольность и саморегуляция, трудности социального взаимодействия, высокая тревожность, детские и школьные страхи, низкая степень развития интеллектуально-познавательных функций, низкая или неустойчивая учебная мотивация, недостаточное нравственное развитие, высокая склонность к рискованному поведению;

- у подростков – высокая тревожность, склонность к депрессии, сложности социального взаимодействия, неустойчивая учебная мотивация, склонности к зависимому и рискованному поведению.Прежде, чем преступить к непосредственной работе с ребенком, находящемся в социально опасном положении, должены изучить семью, в которой ребенок проживает. Работа с семьей, дети которой находятся в социально опасном положении можно представить в виде следующего алгоритма:

1-й этап – изучение семьи и осознание существующих в ней проблем;

2-й этап – знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;

3-й этап – изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;

4-й этап – изучение личностных взаимоотношений в семье;

5-й этап – непосредственная работа с членами семьи, которым необходима психологическая помощь;

6-й этап – выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Первым этапом психологической помощи является диагностика индивидуально-личностных особенностей учащихся, исследование внутрисемейных взаимоотношений, изучение интересов и склонностей ребенка, его статуса в группе.

Второй этап включает в себя выработку рекомендаций на основании результатов диагностических данных для педагога, родителей, а также составление планов индивидуальных коррекционных занятий с учащимися, находящимися в социально опасном положении.

Третий этап – проведение тренинговых и коррекционных занятий по развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, коррекция детско-родительских отношений, организация консультаций для родителей, консультаций по методам разрешения конфликтных ситуаций между родителями и детьми, знакомство родителей с возрастными особенностями младших школьников и подростков.

Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении, должна состоять прежде всего в сохранении или восстановлении их психологического здоровья, формирования социально адаптивного поведения у детей, восстановления детско-родительских отношений и решения главной задачи – сохранение ребенка в семье.

 

 

 

 

.


 

 

 

 

 

 



2019-08-13 182 Обсуждений (0)
Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)