Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классический период древнегреческой философии



2019-08-13 254 Обсуждений (0)
Классический период древнегреческой философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Классической античность. Начало этому этапу было положено софистами (преподавали философию за деньги), которые переориентировали философию с исследования природы на познание человека. Софисты – родоначальники антропологической традиции в античной философии. Главной проблемой у софистов становится человек и формы его присутствия в мире. Нельзя претендовать на познание мира, предварительно не познав человека. Мир всегда носит те черты, которые приписывает ему человек, и только относительно человека мир приобретает смысл и значение. Нельзя рассмат-ривать мир вне человека, без учета его целей, интересов и потребностей. Т. к. эти цели, интересы и потребности постоянно меняются, то, во-первых, не бывает окончательного, абсолютного знания, а во-вторых, эти знания имеют ценность только в рамках практического успеха и только ради достижения его. Польза, которую может принести человеку знание, становится целью познания и критерием истинности его. Принципы философской дискуссии, техника логической аргументации, правила красно-речия, пути достижения политического успеха – вот сфера инте-ресов софистов.

Системность этому придает Сократ. Он соглашается с софистами в том, что сущность человека необходимо искать в сфере духа, но не признает их релятивизм и гносеологический прагматизм. Человек рассматривался по аналогии с природным космосом. Ценность всякого познания – природных, людских и божественных явлений и отношений – в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела в повседневной жизни. Цель человеческого существования – общественное благо как предпосылка счастливой жизни, ее нельзя достигнуть без разума, без углубленного самопознания. Ведь только самопознание приводит к мудрости, только знания открывают человеку истинные ценности: Благо, Справедливость, Истину, Красоту. Сократ создал основу моральной философии, в его творчестве философия начинает оформляться как рефлексивная теория, в которой гносеологическая проблематика занимает почетное место. Свидетельством этого является кредо Сократа: “Познай самого себя”.

Эта сократическая традиция нашла свое продолжение не только в сократических школах (мегарцы, киники, киренаики), но, и в творчестве его последователей Платона и Аристотеля. Философские взгляды Платона проникнуты рассуждениями Сократа об этических понятиях и его поисками абсолютных определений их. Платон - основатель объективного идеализма, фил-го учения, согласно кот. мысли и понятия существуют объективно, независимо от воли и сознания человека и являются причиной и условием существования мира.

Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием. Идеи истолковываются Платоном как идеальные образы - образцы для чувственно воспринимаемого мира вещей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она "вспоминает" о мире идей. Познание, по Платону, есть воспоминание душой своего доземного существования. Платона ищет другие идеи ради постижения мира. Это делает Платона основателем объективного идеализма, философского учения, согласно которому мысли и понятия существуют объективно, независимо от воли и сознания человека и являются причиной и условием существования мира.

Платон выступал против рабовладельческой демократии, Каждому сословию соответствует своя добродетель – мудрость, мужество и воздержанность, в сочетании образующих высшую добродетель – справедливость.

Своего наивысшего расцвета античная философия достигает в творчестве Аристотеля. Он разработал все основные разделы философии. Его мышление разворачивалось во всех направлениях и охватывало логику и метафизику, физику и астрономию, психологию и этику, он заложил основания эстетики, риторики, знаменитой поэтики и политики. Большое внимание он уделял методологии исследования, способам и средствам аргументации и доказательства. Система категорий, которую разработал Арис-тотель, на протяжении всего историко-философского процесса использовалась философами. Именно в творчестве этого великого мыслителя философия обрела свою классическую форму. Вплоть до XVII века все научные поиски европейского разума опирались именно на аристотелевские труды. Аристотель завершил классический этап в развитии античной философии. Аристотель считал, что идея вещи находится внутри самой же вещи. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение бытия самого по себе, бытия как сущего. Философия должна отыскать нематериальные причины сущего, обосновать вечные сущности. Сущее - субстанция. Становление субстанции является процессом перехода от “бытия потенциального” к “актуальному бытию”. Это осуществляется посредством действия четырех видов причин: материальной, формальной, деятельной и целевой (финальной). Все четыре причины стремятся к самореализации. Это дает основание характеризовать учение Аристотеля как концепцию динамической и целесообразной природы. Она не просто существует, а стремится к чему-то, чего-то желает. Вершиной этого процесса является человек. Отличительная черта – мышление, с помощью которого он соединяет в своем разуме все и всему придает форму и единство, достигает общественного благополучия и всеобщего счастья. Аристотель считал, что общество состоит из разнород-ных элементов, чрезмерное слияние которых ведет к упадку, т.к. каждый человек меньше заботится об общем достоянии, чем о своем, а , рассчитывая, что другой займется этим, прикладывает к нему меньше усилий.

Аристотель завершил классический этап в развитии античной философии. Полисная демократическая Греция вступила в полосу длительного и тяжелого системного кризиса, который завершился не только падением полисной демократии, но и крахом рабовладения как системы. Непрестанные войны, экономические и политические кризисы делали жизнь невыносимой, ставили под сомнение классические античные ценности, требовали новых форм социальной адаптации в условиях политической нестабильности.




2019-08-13 254 Обсуждений (0)
Классический период древнегреческой философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классический период древнегреческой философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)