Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия формирования, этапы развития и основные проблемы древнегреческой философии.



2019-08-13 1277 Обсуждений (0)
Условия формирования, этапы развития и основные проблемы древнегреческой философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Предпосыл ки возникновения античной философии: Интенсивное развитие разделения труда, возникновение новых сложных сфер жизнедеятельности, бурное развитие торговли и торгово-денежных отношений, мореплавание и судостроение требовали многочисленных позитивных знаний, выявили ограниченность религиозно-мифологических средств регулиро-вания общественной жизни. Рост греческой экономики вел к увеличению числа колоний, росту народонаселения и его увеличения в городах, способствовал росту рабства и рабского труда во всех сферах хозяйственной жизни, усложнению соц. структуры и политической организации Греции. Динамическая и демократическая полисная организация вовлекала в сферу политической деятельности массу свободного населения, стимулировала социальную активность людей, с 1 сто-роны требовала, а с 2 – развивала знания об обществе и государстве, организации социальных процессов и управления ими. Эти изменения разрушали традиционные формы организации общественной жизни и требовали от каждого человека новой жизненной позиции. Возникает острая потребность в новом мировоззрении. Таким мировоззрением и становится философия, сформировавшаяся в древней Греции в VII – VI вв. до н.э. В истории античной философии выделяют три основных этапа - период Римской философии формируется под заметным влиянием греческой философии. Наиболее яркие школы этого периода, корни которых уходят в эллинистическую традицию: стоицизм (Сенека, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст, Эмпирик). Первый этап охватывает период с середины VII до середины V вв. до н.э. и называется натурфилософским или досократическим. Главным объектом философского исследования на этом этапе была природа, а целью познания – поиск первоначальных оснований бытия мира и человека. Эта традиция выводить разнообразный мир из единого источника была положена философами Милетской школы, продолжена Гераклитом и представителями Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон), и достигла своего натурфилософского завершения в атомистической концепции Демокрита. Отличительными чертами античной натурфилософии являются космоцентризм , онтологизм, эстетизм, рациона-лизм, архетипичность.. Предназначение человека - познать с помощью разума истоки этой космической красоты и организовать свою жизнь в соответствии с нею.Второй этап классической античности продолжался со средины V до конца IV вв. до н.э. Начало этому этапу было положено софистами, которые переориентировали философию с исследования природы на познание человека. Главная проблема у софистов - человек и формы его присутствия в мире. Сис-темность этой тематике придает Сократ. Он соглашается с софистами в том, что сущность человека необходимо искать в сфере духа, но не признает их релятивизм и гносеологический прагматизм. Цель чел-го существования – общественное благо как предпосылка счастливой жизни, ее нельзя достигнуть без разума, без углубленного самопознания. Самопознание приводит к мудрости, а знания открывают человеку истинные ценности: Благо, Справедливость, Истину, Красоту. Эта сократическая традиция нашла свое продолжение не только в сократических школах (мегарцы, киники, киренаики), но, и в творчестве его последователей Платона и Аристотеля. Философские взгляды Платона проникнуты рассуждениями Сократа об этических понятиях и его поисками абсолютных определений их. Платон - основатель объективного идеализма, фил-го учения, согласно кот. мысли и понятия сущ-ют объективно,независимо от воли и соз-нания человека и явл-ся причиной и условием сущест-ния мира.

Своего наивысшего расцвета античная философия достигает в творчестве Аристотеля. Он разработал все основные разделы философии. Большое внимание Аристотель уделял методологии исследования, способам и средствам аргументации и доказательства. Система категорий, которую разработал Арис-тотель, на протяжении всего историко-философского процесса использовалась философами. Именно в творчестве этого великого мыслителя философия обрела свою классическую форму. Вплоть до XVII века все научные поиски европейского разума опирались именно на аристотелевские труды. Аристотель завершил классический этап в развитии античной философии. Непрестанные войны, экономические и политические кризисы делали жизнь невыносимой, ставили под сомнение классические античные ценности, требовали новых форм социальной адаптации в условиях политической нестабильности. Эти события отражены в философии третьего, заключительного этапа истории античной философии, получившего название эллинизма (конец IV ст.. до н.э. – V ст. н.э.).Затяжной социально-политический и экономический кризис привел к радикальной переориентации философии. В эпоху войн каждому человеку приходится самому заботиться о своем существовании. Вот почему философия отказывается от поисков всеобщих принципов бытия и обращается к живому конкретному человеку, индивиду, предлагая ему программу спасения. Стоит вопрос - что должен делать человек для того, чтобы выжить в этом мире.Ориентация на индивидуальную жизнь отдельного человека, социальный пессимизм и гносеологический скептицизм – вот отличительные черты, которые объединяют многочисленные и очень разные школы в единый феномен. Эпикурейцы, стоики, киники, скептики меняют сам идеал фил-ии: это уже не постижение сущего, а поиск путей к счастливой и спокойной жизни.Глубже становился кризис римского общества. Греко-римский мир оказался под влиянием различных восточных и еврейских мистических влияний. Неоплатонизм был последним всплеском греч. античности (Плотин, Прокл), были разработаны идеи, кот., с 1 стороны, выводили философию за пределы античной рацио-налистической традиции, а с 2 – служили интеллектуальной осно-вой для раннехристианской фил-фии и средневековой теологии.

Основными проблемами античной философии были:

- Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

- Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в сознании? Есть ли абсолютная истина, дости-жима ли она чел-ким разумом? На эти ? давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур…); Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, в тоже время, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…);Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга. Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи…).Т. о., античной философии свойственны следующие черты:1)космоцентризм – мир предстает как упорядоченный космос, принципы и порядок существования кот. совпадают с принципами организации человеческого разума, благодаря чему возможно его рациональное познание;2)эстетизм - мир воспринимается как воплощение порядка, симметрии и гармонии, образец красоты, к жизни в согласии к которой стремится человек;3)рационализм - космос преисполнен разумом, придающим миру цель и значение и доступен человеку при условии, что он сосредоточен на познании космоса и развивает свои разумные способнос-ти;4)объективизм - требовал в познании руководствоваться естественными причинами и решительно, последовательно исключать антропоморфные элементы как средства объяснения и обоснования истины;5)релятивизм как признание относительности наличных знаний, невозможности конечной и окончательной истины и как требование критики и самокритики как необходимых элементов познания.




2019-08-13 1277 Обсуждений (0)
Условия формирования, этапы развития и основные проблемы древнегреческой философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия формирования, этапы развития и основные проблемы древнегреческой философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)