Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антропологический материализм Л. Фейербаха.



2019-08-13 187 Обсуждений (0)
Антропологический материализм Л. Фейербаха. 0.00 из 5.00 0 оценок




Фейербах был первым критиком немецкого идеализма. Учился на богословском факультете. Бросил университет, поступил в Берлинский университет и стал последователем Гегеля. Вначале был идеалистом, но вскоре отошел. После преподавал год в университете. Основные труды: «К критике философии Гегеля», «сущность христианства», «Основы философии будущего» и др. Фейербах дал материалистическое понимание бытия. По его мнению, природа не нуждается ни в каких идеалах, это саморазвивающаяся реальность. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движения материи, на их взаимопереход. Целесообразность в животном и растительном мире представляет собой следствие единства материального мира. Т.о. он не отрицает объект целесооб-разности в живой природе, он указывает на ее относительность. Новый этап философии начинается с нехристианской философии. Фейербах показывает, что в новом обществе место веры занимает неверие, место Библии – разум, место религии и церкви – политика, место неба – земля, место молитвы – работа, место ада – материальная нужда, место Христа – человек. С развитием государства церковь становится ненужной. Для верующего защитник – Бог и социальная защита ему не нужна; такие люди связаны друг с другом лишь случайно. В государстве же люди слагаются в единую силу, государство подменяет Бога. Побеждают практические цели и политические интересыà политика становится религией. Основой такого поворота становится побеждающий атеизм.

Фейербах пытается выяснить причины появления религии – заинтересованность господствующих классов, неграмотность среди населения. Определенная психологическая причина существования религии – это то душевное состояние, которое толкает человека к вере в Бога, чувство зависимости человека от тех факторов, которые ему мешают быть счастливыми. Главное в религии – бессмертие души, которое помогает человеку преодолеть страх. Бог – высший нравственный идеал, который человек не находит в реальной жизни, то чем сам человек хотел бы быть. Его божественная природа проявляется в любви. Любовь – это основа моральности и человечности, условие гражданственности. В основе философии Фейербаха - антропологический подход. В первую очередь, человек – это материальное тело, и только как следствие из этого он способен чувствовать и мыслить. Единство духовного и телесного - это две сторон одной реальности – чел-го организма. Фейербах больше внимания уделяет именно биологической, а не соц-ой природе чел-ка.Заслуга его заключается в том, что с позиций материализма он выявил истоки и условия существования религии и идеализма. В действительности природа предшествует как Богу, так и духу. В антропологическом материализме Фейербаха классическая западная философия завершила свое развитие. После его критики идеализма и религии дальнейшее развитие основных проблем классической философии возможно было только на пути разрушения оснований этой философии, на принципиально новой методологической и мировоззренческой основе.

Достижения немецкой классической философии:

1) убеждение в том, что осмыслить сущность человека ни с позиций его эмпирического существования, ни с точки зрения “чистого разума” невозможно. Способом же реализации культуры, основой ее возникновения и сущест-ния является деятельность.

2)основой этой деятельности, ее глубинным источником является диалектика как единство противоположных тенденций и их борьба.

3)систематичность, основательность и завершенность, идеализм, рационализм и логицизм, преобладание гносеологической тематики – таковы основные черты немецкой классической философии.

Классическая философия, таким образом, имела ярко выраженный метафизический характер и онтологическую ориентацию, ей присущи объективизм, субстанционализм, признание тождественности бытия и мышления


17.Становление и основные черты неклассической философии.

Историческое развитие поколебало веру ученых в силу человеческого разума в достижении общего прогресса, что привело к формированию неклассических философских течений.

Неклассическая философия - совокупность разнообразных школ, течений и концепций, возникших в период с середины ХIХ в. и до наших дней и отразивших те радикальные изменения, которым подверглась западная культура этого времени. Эта философия развивается под знаком чрезвычайно интенсивного спора с классической философской традицией. И этот спор ведется в самом широком диапазоне: от полного отрицания классических философских ценностей до попыток использования традиций для решения собственных задач. Но это не разрушение классической философии, а продвижение ее в современность и приспособление к актуальным проблемам новой культуры.

Первым шагом на пути становления постклассической философии было радикальное ограничение принципа рационализма. Это было не отрицание разума или его познавательных способностей, а только ограничение разумного и утверждение неразумного в качестве бытия и познания.

Под влиянием этих факторов происходит дерационализация человека. Постклассическая философия не отрицает разумности человека, но и не допускает ее верховенства. Человек не потому человек, что разумен и познает, а потому что живет. Сущность и способ существования человека в мире обусловлены совокупностью разнообразных и многозначных форм его бытия. Человек рождается не для того, чтобы познавать, а чтобы жить. И разум – только одно, и не самое существенное проявление этой жизни. Так меняется господствовавшее прежде представление о сущности и предназначении человека.

Вместе с этим происходит своеобразная дегносеологизация отношенийчеловека и мира. Характерное для классической философии понимание связи мира и человека как отношений объекта и субъекта, противопоставленных друг другу и независимых друг от друга, неприемлемо для постклассической философии. Бытие человека – это бытие-в-мире и бытие-во-времени. Мир и человек едины, их нельзя разделить и противопоставить друг другу. Человек находится не вне мира, а внутри его.

Меняется и образ самой философии: из средства мышления мира в категориях разума она превращается в способ понимания действительности, адекватное познание которой средствами одного только разума невозможно. Цель философии – постижение смысла и значения нашего присутствия в мире. А поскольку это присутствие многозначно и разнообразно, то и философия утрачивает свое единство и целостность. Современная философия – это сочетание самых разных школ и течений, которые настолько отличаются друг от друга, что общим для них является разве только критическое отношение к фил-ой классике. Плюрализм – существенная черта современной фил-фии.

Все разнообразие школ современной философии можно разделить на группы на основании той стратегии, которой они придерживаются в своем понимании предмета философии, ее целей и задач, и в которой отражены отношения к философской классике: социально-критической, аналитической и экзистенциально-феноменологической. Так социально-критичес-кая стратегия направлена на преодоление онтологизма и созерцательности классической философии, сторонники экзистенциально-феноменологической стратегии отвергают классический объективизм и ориентируют философию на личностный дух индивида, аналитическая же стратегия имеет целью преодоление субстанционализма классической философии и предостерегает от спекулятивных рассуждений.

Переосмысление классической философии начинается примерно в середине ХІХ в. и осуществляется в двух направлениях – материалистическом и иррационалистическом. Первое направление представлено творчеством Фейербаха, Маркса и Энгельса (человек и социум - основная проблема философии, главная функция - критика как предпосылка осуществления социального идеала).

Особенности осмысления классического философского наследия с позиций иррационализма наиболее отчетливо проявились в творчестве А.Шопенгауэра, С.Киркегора и Ф.Ницше.

Взгляды Шопенгауэра изложены в произведении “Мир как воля и представление”. Он ставит под сомнение само понятие разума и осмысленную деятельность человеческого сознания. Интеллект функционирует под влиянием воли, которая выступает как абсолютная основа бытия. Интеллект всего лишь средство воли к жизни. Не имеет смысла и воля к жизни, ибо сама жизнь бессмысленна потому, что каждому человеку предначертаны болезни, страдания, старость и смерть. Счастье - попытка освобождения от страданий, за которой приходят новые страдания и тоска. Эта иррационалистическая критика нашла свое продолжение в творчестве С. Киркегора. Он отвергает любое единственное идеальное начало мира, ибо разум, воля, чувства – это только элементы сознания. Цель философии – не универсальные законы Вселенной, а отдельный человек в его особенности и уникальности. Киркегор провозглашает самоценность каждого мгновения, пережитого человеком, самоценность его существования. Человек не результат чего-то внешнего. Он создает себя сам и в этом смысле является абсолютным началом. Киркегор выделяет три стадии существования: эстетическую, этическую и религиозную. На эстетической стадии наиболее отчетливо проявляется индивидуальность человека. На этой стадии нет никаких обязанностей, свобода ничем не ограничена. Но именно из-за этого недостижима “истина” существования, что порождает неудовлетворенность и отчаяние, из-за которой душа погибает. На этической стадии преобладает добродетель и долг. Сомнение в правильности жизни для себя порождает стремление делать добро для других, выполнять свой долг по отношению к человеку. Но жизнь в соответствии с долгом разрушает индивидуальность. И тогда у человека остается только вера. На религиозной стадии человек осознает тот факт, что необходимо выбирать: либо наслаждение индивидуальной распущенностью, либо добродетель в соответствии с долгом. Надо верить, что твой выбор – это твоя свобода, а связанные с нею страдания и отчаяние – тайный божественный знак о возможности спасения.

Главным объектом философии Ницше является человек как существо, наполненное переживаниями. Рациональными средствами нельзя постигнуть объективную истину, потому что отсутствует такая истина. Существует множество различных точек зрения для объяснения мира, но ни одна из них не обладает большей ценностью, чем все остальные. Высшая истина рождается внутри человека благодаря воле. Человек не рождается человеком, а становится им. Человек только тогда шагает дорогой человечности, когда стремится превзойти себя, возвыситься над собой нынешним, стать сверхчеловеком – властителем свободы. Главной преградой на пути к сверхчеловеку является традиционная мораль. Ею проникнута не только религия, но и философия. Эта мораль лишает человека воли, отрывает от жизни, делает его недееспособным. После Киркегора и Ницше Европа не могла больше верить в традиционного Бога и традиционные моральные ценности, хотя как никогда прежде нуждалась в вере.

Особенности неклассической философии:

1. В неклассической философии по-новому рассматривалась проблема разума (раньше существовало как благо, преимущество над всеми, то, с помощью чего познать и преобразовать в лучшую сторону (высшее проявление развития разума - наука). Классическая – оптимистическая. Неклассическая – пессимистическая: разум - это зло. Из-за него человек ведет войны, которые приведут общество к гибели.

2. Отношение к проблеме человека. Человек - главная фигура в мире и мир неразрывно с ним связан.

3. Роль философии в обществе. Философия должна играть роль такой схемы знаний, которая связана с реальной жизнью => критика предшествующей философии, оторванной о жизни.




2019-08-13 187 Обсуждений (0)
Антропологический материализм Л. Фейербаха. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)