Детей дошкольного возраста (Л.В.Коломийченко)
Тема 1. Сущность социального развития. Показатели социального развития дошкольников .
Вопросы для обсуждения 1. Сущность социального развития. Соотношение социального и нравственного (морального) развития. Социально-личностное, социально-коммуникативное развитие дошкольника. 2. Задачи формирования социальной компетентности (или социальной зрелости) ребёнка. 3. Базисная программа развития ребёнка-дошкольника «Истоки». (Под научной редакцией Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук, К.Р. Тарасовой) о задачах социального развития ребёнка. 4. Обзор раздела «социальное развитие» в программе "Истоки", характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание, условия педагогической работы. Социальное развитие в младенческом возрасте. 5. Социальное развитие в раннем возрасте. 6. Социальное развитие в младшем дошкольном возрасте. Складывание «психологического портрета» личности в младшем дошкольном возрасте. Социальная компетентность как его часть. 7. Социальное развитие в старшем дошкольном возрасте. 8. Показатели социального развития, базисные характеристики личности ребенка на разных этапах дошкольного детства.
Литература для самостоятельной работы: 1. Антонова, Т.В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели развития и методы выявления / Т.В. Антонова // Детский сад от А до Я. 2004. № 5. 2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. ФГОС/ Р.С.Буре. – М.:Мозаика-Синтез, 2014. 3. Диагностика социально-нравственного воспитания детей//Социально-нравственное воспитание дошкольников/ Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. С.15-25. 4. Мониторинг результатов социально-личностного развития детей// Там же. С.134-166. 5. Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника / Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчука, К.В. Тарасовой. М., 1997 или др. издание. 6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:Мозаика-Синтез, 2010. 7. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание дошкольников. Программа / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник // Детский сад от А до Я. 2004. № 5. 8. Степанова, Г.Б. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Б. Степанова // Дошкольное воспитание. 1999. № 10. 9. Юдина, Е.Г., Степанова, Г.Б., Денисова, Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. – М., 2003.
Тема 2. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста (Л.В.Коломийченко) Вопросы для обсуждения 1. Концепция социального развития детей дошкольного возраста, разработанная Л.В. Коломийченко. Социальное развитие личности как средство и результат социализации-индивидулизации, характеризующийся не только уровнем усвоения социального опыта, но и степенью социальной «самости» индивида. 2. Характеристика содержания социального развития (культура общения, психосексульная культура, национальная культура, этническая культура, правовая культура и тд.). 3. Программа социального развития дошкольников Л.В. Коломийченко: цель, задачи, основные разделы программы («Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своём крае»). 4. Блочно-тематическое планирование и технологии программы. 5. Возрастные показатели социального развития дошкольника.
Литература для самостоятельной работы: 1 Пименова, Л.В. Программа нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Пименова. – Пермь, 2000. – 48 с. 2 Пименова, Л.В. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Пименова. – Пермь, 2000. – 92 с. 3 Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2002. – 115 с. 4 Коломийченко, Л.В. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста» / Л.В. Коломийченко, Л.И. Югова. – Пермь, 2003. – 146 с. 5 Коломийченко, Л.В. Обучение педагогов дошкольных образовательных учреждений использованию татарской народной культуры в процессе патриотического воспитания детей: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Ф.Н. Мурланова / под общей редакцией Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2005. – 30 с. 6 Коломийченко, Л.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, О.В. Оглезнева. – Пермь, 2005. – 59 с. 7 Коломийченко, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социального развития дошкольников: опыт организации и проведения эксперимента: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Н.А. Гладких, Е.В. Зайкова. – Пермь, 2005. – 99 с. 8 Коломийченко, Л.В. Диагностика психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Л.П. Жолобова. – Пермь, 2005. – 50 с. 9 Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. / Л.В. Коломийченко; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 154 с. 10 Коломийченко, Л.В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности: моногр. / Л.В. Коломийченко; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 139 с. 11 Коломийченко, Л.В. Семьеведение для малышей: Программа семейно-полового воспитания детей дошкольного возраста / О.А. Воронова, Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2007. – 121 с. 12 Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 16-24. 13 Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 5. – С. 13-20. 14 Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 15-26. 15 Коломийченко, Л.В. Теоретические аспекты изучения механизмов социального развития детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования / Л.В. Коломийченко // Вестник московского государственного университета культуры и искусства. – 2008. – № 5. – С. 16-24. 16 Коломийченко, Л.В. Дорогой добра: Программа социального развития дошкольников/ Л.В. Коломийченко. – М., 2014. Приложение 1 Основные научные положения, сформулированные Л.В.Коломийченко , на основании проведенных исследований: 1. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования рассматривается как результат влияния многих факторов, важнейшим из которых является социальное воспитание, ценностно-смысловые, содержательные и технологические компоненты которого базируются на совокупности социокультурных ценностей. 2. Социальное развитие как феномен детства осуществляется путем социализации, обеспечивающей адекватную адаптацию индивида к социуму, индивидуализации, связной и интериоризацией социокультурных ценностей во внутренние установки и мотивы культуротворчества посредством механизмов, отражающих содержательные и технологические грани социальной культуры. 3. Результативность социального воспитания как одного из факторов социального развития предопределяется учетом специфических закономерностей и принципов по отношению к программно-целевым, технологическим и контрольно-оценочным компонентам педагогического процесса, совокупности методологических подходов к его построению. 4. Методологической основой социального воспитания детей дошкольного возраста является композиционная целостность и комплексное использованию основных общенаучных подходов к изучению и проектированию педагогического процесса: системного, синергетического, антропологического, культурологического, аксиологического, компетентностного, деятельностного, личностно-ориентированного, полисубъектного, средового, комплексного. 5. Организация педагогического взаимодействия воспитателя с детьми предполагает ориентацию на становление когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер. Отслеживание результатов социального развития детей в когнитивной сфере предполагает изучение объема и качества информации по различным элементам социальной культуры, которой овладел ребенок в соответствии с возможностями каждого возрастного периода; в эмоционально-чувственной сфере - исследование интересов и потребностей к разным видам социальной культуры и ее носителям, устойчивость и широта которых также соотносится с особенностями возраста; в поведенческой сфере - отслеживание способов социального взаимодействия, адекватных социокультурным коммуникативным ценностям, самостоятельность и инициированность которых должна быть сопоставима с возрастом детей. 6. Содержание социального воспитания отражает совокупность социокультурных ценностей, доступных восприятию детей в соответствии с различными основаниями социокультурной идентификации (видовой, родовой, гендерной, национальной, этнической, правовой, конфессиональной). 7. Технология социального воспитания предопределяется доминированием механизмов социального развития в каждый возрастной период и предполагает определенную последовательность взаимодействия с детьми: от первичного приобщения к социокультурным ценностям - к их интериориации и далее - к культуротворчеству. 8. Социальное воспитание в культурологической парадигме образования обеспечивается совокупностью социальных влияний всех субъектов педагогического процесса, являющихся носителями социокультурных ценностей и смыслов. Приложение 2 Содержание социального развития (по Коломийченко Л.В.): Культура общения Психосексуальная культура Национальная культура Этническая культура Правовая культура
Реализуется в процессе: - нравственного, - полового, - интернационального, - патриотического, - правового воспитания, - религиоведческого просвещения, - эмоционального развития. Результат социального развития - становление универсальных способностей: Творческое воображение, Ориентация на позицию другого, Произвольность, Рефлексия, Нравственное отношение к себе подобному И базисных характеристик личности: Компетентность, Креативность, Инициативность, Самостоятельность, Ответственность, Безопасность, Свобода поведения, Самосознание, Способность к самооценке.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1438)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |