Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Парциальные программы для ДОУ,



2019-08-13 784 Обсуждений (0)
Тема 3. Парциальные программы для ДОУ, 0.00 из 5.00 0 оценок




направленные на социальное развитие дошкольника (4 часа).*

Вопросы для обсуждения

1. Причины появления парциальных программ, направленных на социальное развитие дошкольников.

2. Программа приобщения ребёнка к социальному миру «Я – человек» (С.А. Козлова). Цель программы. Разделы (содержание) программы. Требования к уровню освоения программы по различным разделам. 

3.Программа формирования социально компетентного поведения (под ред. М.М. Безруких). Сущность, проявления, причины социально неуверенного поведения. Задачи программы. Особенности педагогической технологии. Разделы программы. Последовательность этапов работы. Использование коммуникативных техник: эмпатического (активного) слушания, «Я - высказываний», техники разрешения конфликтных ситуаций. Внутренняя позиция взрослого по отношению к ребёнку.

4. Программа социально-эмоционального развития детей «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина). Возрастные характеристики социально–эмоционального развития ребёнка. Тематический план занятий с детьми разных возрастных групп. Рекомендации по реализации программы, по работе с родителями.

5. Педагогическая технология «Открой себя» (Е.В. Рылеева).Характеристика программы развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя». Учебно-методическое обеспечение технологии. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Мониторинг социального развития в группе детского сада.

6. Характеристика парциальных программ, направленных на патриотическое воспитание дошкольников.

7. Воспитание у дошкольников этики межнационального общения, толерантности. Программа Э.Сусловой.

8. Характеристика других парциальных программ, направленных на социальное развитие дошкольников.

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Баряева, Л., Герасимова, Е., Данилина, Г., Макарчук, Н. Родник. Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Баряева, Е. Герасимова, Г. Данилина, Н. Макарчук // Дошкольное воспитание. 2000. № 5.  

2. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольника / М.И. Богомолова. – М., 1988.

3. Герасимова, Е., Данилина, Т., Макарчук, Н. Программа «Родник» (программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста) / Е. Герасимова, Т. Данилина, Н. Макарчук // Дошкольное воспитание. 2001. № 2 .

4. Жуковская, Р.И., Виноградова, Н.Ф., Козлова, С.А. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М., 1990.

5. Защита прав и достоинства маленького ребенка / Т.Н.Доронова и др. М. Челябинск, 2001.

6. Кирилина, М. Патриотическое воспитание / М. Кирилина // Дошкольное воспитание. 2005. № 1, 5, 8.

7. Князева, О.Л., Стёркина, Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет / О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина. – М., 2004.

8. Ковалева, Г.А. Воспитывая гражданина / Г.А. Ковалева. – М., 2003.

9. Козлова С.А. «Я – человек» / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. 1996. № 1.

10. Козлова, С.А. Я – человек. Программа приобщения к социальному миру / С.А. Козлова. – М., 1996.

11. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением (концепция и программа социально-эмоционального развития дошкольников) / Колодяжная Т.П. – М., 2004.

12. Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. 1999. № 10.

13. Минаева, В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека / В. Минаева // Дошкольное воспитание. 2003. № 2.

14. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. 2003. № 11.

15. Парамонова, Л. Общественное дошкольное воспитание: Современные тенденции развития и права ребенка / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. 1997. № 6.

16. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М., 1986.

17. Рылеева Е.В. «Вместе веселее!..» Дидактические игры для раз­вития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет»/ Е.В.Рылеева. — М., Айрис-Дидактика, 2003.

18. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольни­ков в речевой активности «Открой себя»/ Е.В.Рылеева. — М., Гном & Г, 1999.

19. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социаль­ного развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководите­лей и методистов»/ Е.В.Рылеева., Л.С.Барсукова. — М., Айрис-Дидактика, 2003.

20. Рылеева, Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» / Е.В. Рылеева // Дошкольное воспитание, 1998. № 2, 6, 7, 10.

21. Семенака, С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С.И. Семенака. – М., 2004.

22. Суслова, Э. «Когда живется дружно, что может лучше быть» / Э. Суслова // Дошкольное воспитание. 1991. № 9, 11. (Интернациональное воспитание).

23. Усачева, Т. Учим детей вежливости/ Усачева Т.// Дошкольное воспитание. – 2006. - №5, - с. 19.

24. Щипицина, Л.И., Защиринская, О.В., Воронова, А.П., Нилова, Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.И. Щипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – М, 2002.

25. Яковлева, Н. Психологическая помощь дошкольнику (игровые занятия по развитию эмоций, навыков общения и нравственного поведения, преодолению страхов) / Н. Яковлева. – СПб., 2001.

 

Приложение 1

Рылеева Е.В. «Вместе веселее!..» Дидактические игры для раз­вития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет»/Е.В.Рылеева. — М., Айрис-Дидактика, 2003. С.121-125.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ «ОТКРОЙ СЕБЯ»

Целью программы «Открой себя» является формирование индивидуальной целостной картины мира (кругозора) ребенка.

Программа «Открой себя» одобрена Министерством образования (1999 г.) Все темы этой программы не случайны. Даже легкое знакомство ребенка с ними обладает заметным развивающим и коррекционным эффектом. Всего тем 31, объединенных в четыре тематических блока:

•     Я сам!

•     Социальная действительность.

•     Мир природы!

•     Я могу!

Задача I блока, как уже видно из самого его названия, состоит в том, чтобы ребенок осознал собственную уникальность, неповторимость, единственность в своем роде. Ее осуществление возможно, если родители и другие члены семьи будут интересно и с увлечением рассказывать малышу о его «прошлом» (о прошлом и настоящем его рода), если ребенок будет искать и находить словесные обозначения своих внутренних переживаний, душевных состояний; если научится наблюдать за собой в повседневной жизни.

Цикл занятий II блока под прозаическим названием «Социальная действительность» подводит дошкольника к осознанию себя как частички человечества, как одного из людей, имеющего общие, сходные со всеми черты. Задача эта решается через размышления о своем будущем, через осмысление того факта, что осуществить свои замыслы невозможно без помощи и участия других людей. В конечном счете все это приводит к пониманию необходимости учиться и возникновению потребности в этом.

Особым обучающим эффектом обладает III тематический блок «Мир природы» («Мир нерукотворный»). Дети знакомятся с разными явлениями окружающего мира, с его законами. Однако это знакомство осуществляется с позиции человека, осознающего, с одной стороны, свои огромные возможности, с другой — последствия вмешательства в хрупкий мир природы. Развитие экологического сознания — одна из главных задач, решаемых на занятиях по тематике блока.

И наконец, последний, IV блок «Я могу!», как следует из названия, призван сформировать у дошкольника первичные навыки планирования своей деятельности и будущей жизни. А для этого ему необходимо осмыслить свои сильные стороны и качества, знать, что на жизненном пути встретится немало трудностей и преодолеть их можно только путем расширения границ своих возможностей.

Каждый тематический блок состоит из десятка тем, отражающих круг интересов детей и сосредоточенных вокруг одной большой проблемы.

Тематический перечень «Круга проблем»

1-й тематический блок «Я сам!»

1. Имя.

2. Внешность.

3. Семья.

4. Чувства.

5. Тело.

6. Проявления жизни.

7. Человеческое.

8. Уникальность, неповторимость.

 2-й тематический блок «Социальная действительность»

9. Руки людей.

10. Прямохождение.

11. Речь, язык, сердце.

12. Два начала человеческой природы.

13. Среда обитания человека.

14. Мир профессий.

15. Спорт.

16. Искусство.

17. Люди и время.

 3-й тематический блок «Мир природы»

18. Земля и Космос.

19. Время.

20. Вода.

21. Суша.

22. Воздух.

23. Лики народов Земли.

24. Климат.

25. Жизнь на Земле.

 4-й тематический блок «Я могу!»

26. Анкетные данные.

27. Достижения.

28. Пристрастия и интересы.

29. Взгляд в будущее.

30. Трудности и способы их преодоления.

31. Самооценка возможностей.

Программа рассчитана на 4 года обучения, в течение которых ребенок четырежды погружается и каждый из разделов «Круга проблем». Последовательность ежегодно изучаемых вопросов сохраняется, но учебное содержание материала постепенно наполняется новыми понятиями, смыслом, ценностями.

Это значит, что тема рассматривается с новых позиций, в новых связях с содержанием других тем программы, обога­щается сведениями и деятельностью, доступной жизненному опыту малыша, повзрослевшего на год.

Последовательность тематических блоков принципиаль­но важна для достижения максимального образовательного эффекта. Многократное возвращение к пройденному материалу способствует лучшему усвоению необходимого объема зна­ний, дает возможность освоения их в индивидуальном темпе и включения в работу малыша любого возраста с любого мо­мента обучения. Такая свобода выбора объясняется тем, что полная картина представлений по содержанию формируется в течение целого года.

 

Учебно-методическое обеспечение педагогической технологии «Открой себя»:

1. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольни­ков в речевой активности «Открой себя». — М., Гном & Г, 1999.

2. Рылеева Е.В. Серия пособий «Практическая энциклопедия се­мейного воспитания». — М., 1999-2000.  

3.  Рылеева Е.В. Демонстрационное пособие «Путешествие в мир эмоций». — М., Линка-Пресс, 2000.

4. Рылеева Е.В. «Вместе веселее!..» Дидактические игры для раз­вития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет». — М., Айрис-Дидактика, 2003.

5. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социаль­ного развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководите­лей и методистов». — М., Айрис-Дидактика, 2003.

 



2019-08-13 784 Обсуждений (0)
Тема 3. Парциальные программы для ДОУ, 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Парциальные программы для ДОУ,

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (784)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)