Шаг четвертый. Как использовать игры для решения задач социального развития и коррекции.
Социальное развитие — это процесс передачи и дальнейшего развития человеком социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: 1. Культурные навыки — представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу. 2. Специфические знания — представления, полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность - тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира. 3. Ролевое поведение - поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Например: во время прогулки на площадке детского сада ребенок почувствовал, что хочет в туалет. Наиболее соответствующее ситуации поведение: нужно подойти к воспитателю, добиться его внимания и сообщить ему о своей нужде. 4. Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость. Все компоненты социального развития находятся и тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в оставшихся компонентах. Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста — результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер. Предлагаемые в сборнике игры — это типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребенку, приходящему в детский сад. В этих играх прописано ролевое поведение всех участников игры, включая педагога, которое благоприятствует гармоничному проявлению природы каждого игрока. Если вас беспокоят в воспитанниках какие-либо нежелательные проявления, значит, нарушена социальная ситуация их развития. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно включить ребенка в игру со сверстниками и проконтролировать соблюдение его естественных прав всеми, участниками игры.
Методические указания по выполнению контрольных работ
1. Объем работы – 15-20 стр. 2. Структура работы: план, введение, основная часть (одна или две), заключение, список литературы. 3. Введение включает в себя обоснование актуальности (объективной и субъективной) проблемы, характеристику исследований по проблеме (краткий анализ литературы, которая была изучена (не менее 5 источников)), постановку цели и задач работы. 4 .Основная часть реферата (контрольной работы), как правило, включает одну (реже - две части), каждая из которых состоит из нескольких параграфов (3-4), в которых последовательно рассматриваются основные вопросы темы. Это может быть грамотно скомпонованный материал из разных источников (статей, монографий, учебных пособий, методических рекомендаций для воспитателей ДОУ и др.). В названии параграфа должна быть сформулирована проблема, которая раскрывается в тексте параграфа. Структура параграфа (с точки зрения логики изложения): тезис, аргументы (точки зрения авторов исследований из различных источников), собственный вывод студента (на основе анализа источников). В тексте работы должны обязательно присутствовать сноски на источники, которыми пользуется студент при изложении материала. Каждый параграф заканчивается выводом по проблеме, освещенной в данном разделе работы, в конце части – вывод по части в целом. 5. Заключение содержит все выводы по основной части, а также рекомендации по исследованной проблеме.
Тематика контрольных работ (рефератов). 1. Дидактическая игра как средство воспитания у детей доброжелательного отношения к сверстникам (людям разных национальностей). 2. Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. 3. Формирование у детей нравственно-ценных ориентиров в социальном окружении. 4. Воспитание детей в духе мира. 5. Ознакомление детей с предметным миром как средство приобщения к социальной действительности. 6. Формирование начал гражданственности у детей дошкольного возраста. 7. Правовое воспитание старших дошкольников. 8. Формирование представлений о правах и обязанностях человека у старших дошкольников. 9. Роль педагога в формировании у детей уважения к себе и к окружающим людям. 10. Совместная работа ДОУ и семьи по воспитанию у дошкольников культуры общения. 11. Воспитание у дошкольников этики межнационального общения. 12. Преемственность в работе ДОУ и школы по воспитанию у детей этики межнационального общения. 13. Развитие познавательных интересов в средней группе на занятиях (приемы, вопросы, побуждающие к самостоятельному нахождению ответов). 14. Индивидуальная работа с замкнутыми, нерешительными детьми по формированию у них активности на занятиях. 15. Значение коллективной деятельности на занятиях для формирования у детей начал коллективизма (используйте свой опыт). 16. Эмоциональное самочувствие ребенка в детском саду (характеристика, методы определения, деятельность воспитателя по обеспечению эмоционального благополучия). 17. Помощь воспитателя дошкольнику в преодолении эмоционального дискомфорта. 18. Установление контакта педагога с ребенком (из опыта работы). 19. Воспитание у старших дошкольников гуманных чувств, представлений о нормах гуманного отношения и положительного опыта поведения. 20. Роль проблемных ситуаций, этических бесед в нравственном развитии ребенка. 21. Воспитание у детей младшего дошкольного возраста отзывчивого отношения друг к другу. 22. Конфликтные ситуации в группе дошкольников: причины их возникновения, профилактика и разрешение. 23. Формирование у дошкольников умения сочетать понятия «хочу» и «надо». 24. Влияние педагога на формирование положительных отношений между детьми младшего дошкольного возраста. 25. Динамика развития детской группы. 26. Анализ социометрической и социоролевой структуры детской группы. Игровые формы социометрии в детской группе. 27. Детская субкультура: особенности, социальные функции, проблемы. 28. Анализ соционормативной структуры конкретной детской группы. 29. Анализ конфликтных ситуаций в детской группе. 30. Роль игры в процессе усвоения дошкольником социальных ролей, в формировании навыков социального поведения. 31. Половое воспитание в дошкольном возрасте как фактор развития половой идентичности ребенка. 32. Полоролевое воспитание дошкольников.
Вопросы к экзамену
1. Сущность социального развития дошкольника, его значение и взаимосвязь с другими сторонами развития личности. 2. ФГОС ДО, программы нового поколения о социальном развитии дошкольника. 3. Основные показатели и задачи социального развития в младенческом и раннем возрасте. 4. Основные показатели и задачи социального развития в младшем дошкольном возрасте. 5. Основные показатели и задачи социального развития в старшем дошкольном возрасте. 6. Концепция социального развития детей дошкольного возраста (Л.В. Коломийченко). 7. Программа социального развития детей дошкольного возраста (Л.В. Коломийченко). 8. Характеристика и причины социально неуверенного поведения. 9. Социально компетентное поведение детей, характеристика, значение. 10. Программа формирования социально компетентного поведения. 11. Парциальные программы, направленные на социальное развитие дошкольника (обзор). 12. Комплексные программы о социальном развитии дошкольника (обзор). 13. Социальное развитие дошкольника в одной из комплексных программ для ДОУ (на выбор: «Детский сад – дом радости»; «Радуга» и др.). 14. Характеристика одной из парциальных программ, направленных на социальное развитие дошкольников. 15. Раздел социальное развитие дошкольников в базисной программе «Истоки». 16. Программа ознакомления с социальной действительностью С.А. Козловой «Я - человек» (характеристика, содержание, технологии). 17. Социальное развитие дошкольника в игровой деятельности. 18. Социальное развитие дошкольника в трудовой деятельности. 19. Формирование опыта коллективной деятельности на занятиях. 20. Конфликтные ситуации в группе дошкольников: причины их возникновения, профилактика и разрешение. 21. Система игр, направленных на формирование доброжелательных отношений дошкольников (Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. 22. Технология формирования положительных взаимоотношений между детьми в ДОУ (Р.С.Буре и др.). 23. Средства и методы ознакомления детей с социальной действительностью. 24. Осознание ребенком своей принадлежности к человеческому роду. Методика формирования представлений о себе. 25. Методика ознакомления детей с миром предметов. 26. Методика ознакомления детей с деятельностью взрослых. 27. Формирование представлений о планете Земля, о жизни людей на Земле. 28. Формирование представлений о своей стране, своем народе. 29. Воспитание у дошкольников этики межнационального общения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |