Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внеситуативно-личностное общение со сверстником



2019-08-13 388 Обсуждений (0)
Внеситуативно-личностное общение со сверстником 0.00 из 5.00 0 оценок




Устойчивые избирательные предпочтения между детьми,

сохраняется потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника

Приложение 2

  Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений старших дошкольников (Смирнова Е., Холмогорова В.)

2.1.Принципы и методы воспитания межличностных отношений старших дошкольников

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений между детьми стояла перед педагогами всегда. Однако, решалась она по-разному.

В большинстве программ дошкольного воспитания главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако, большинство детей уже в 3–4 года правильно оценивают хорошие и плохие поступки других персонажей, однако в реальной жизни их поступки, как правило, далеки от осознаваемых правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся к выполнению определенных правил поведения.

Другой формой воспитания гуманного отношения к сверстникам является организация совместной деятельности дошкольников – игровой или продуктивной. Однако нередко совместные занятия детей кончаются ссорами, недовольством действиями сверстника. Дело в том, что при отсутствии внимания к сверстнику и чувствительности к его воздействиям, ребенок не может согласовывать с ним свои действия.

Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости, как свои.

Распространенным методом формирования социальных и чувств являются осознание эмоциональных состояний, своеобразное обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, на своих достижениях. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания. Однако ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других людей.

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на подкрепление положительной самооценки ребенка. В результате он начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность увидеть другого. В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике.

Прежде всего, необходимо отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и, в конечном итоге, разобщенность между детьми. Поэтому для формирования доброжелательных отношений детей нужно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, взгляд, жесты и т. д.), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное их выражение (ругательства, жалобы и т. д.). Поэтому при формировании доброжелательных отношений лучше свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и пр.

Кроме того, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

Таким образом, воспитание доброжелательных отношений (во всяком случае на первых этапах) должно базироваться на трех принципах.

1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует сосредоточенности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Главная цель предлагаемой системы игр заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Именно это порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Исходя из этих положений, мы (совместно с В. Холмогоровой) разработали систему игр для детей 4-6-летнего возраста. Ее главной задачей является привлечение внимания к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

       Игры чрезвычайно просты и не требуют никаких специальных условий. Их может проводить любой взрослый с небольшой группой детей (от 4 до 10 человек). система включает семь этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи[19].

Приложение 

Рылеева Е.В. «Вместе веселее!..» Дидактические игры для раз­ вития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет» / Е.В. Рылеева. М., Ай рис-Дидактика, 2003. (С.3-9).

Пособие «Вместе веселее!» — сборник дидактических игр, ори­ентированных на развитие социальной компетентности дошколь­ников. Игры универсальны и могут быть использованы на любых занятиях в дошкольном образовательном учреждении.

Есть у игр и еще одно достоинство. Они требуют для своего исполнения физической активности детей. Дети двигаются (по пра­вилам), активно общаются (по правилам), отстаивают свою точку зрения и отказываются от нее, если находится более подходящая условиям (тоже по правилам). Поэтому традиционные физкульт­минутки на таких занятиях не нужны вовсе.

Следовательно, можно сказать, что предлагаемые игры — орга­ничное дополнение к традиционной дидактической системе, позво­ляющее приблизить учебно-воспитательный процесс к возрастным потребностям дошкольников.

Обучение для малыша — это очень трудная работа, которую можно выполнять в одиночку или сообща с другими детьми. Вме­сте получается быстрее и интереснее, но только при условии, что партнеры владеют навыками сотрудничества.

Навыки сотрудничества — это доведенные до привычек спосо­бы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наибо­лее эффективное применение своему личному потенциалу в кол­лективном деле.

Игры, собранные в этой книге, помогут детям 4-6 лет приобре­сти важные навыки сотрудничества. Правда, для этого понадобит­ся время и терпение педагога. А чтобы помочь воспитателю дос­тичь заметных результатов в кратчайшие сроки, книга содержит описание технологии интеграции предлагаемых игр в образователь­ное пространство ДОУ.

Эта технология была отработана и выверена практикой боль­шого количества воспитателей, педагогов дополнительного образо­вания, методистов ДОУ Москвы и Московской области. Некоторые из них тесно сотрудничали с автором и участвовали в апробации программы «Открой себя». Опыт педагогов запечатлен в многочис­ленных примерах и оригинальных заданиях, приведенных в книге в качестве примеров для занятий по развитию речи, грамоте, зна­комству с окружающим миром и социальной действительностью.

Результаты работы творческих коллективов легли в основу педагогической технологи «Открой себя».

Педагогическая технология «Открой себя» — это комплексное обеспечение социального развития дошкольников, ориентированное на формирование у воспитанников начал жизненного самоопределения.

 В технологии «Открой себя» игры используются в качестве игровой оболочки для решения познавательных задач на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи и закрепления содержания на других занятиях. Однако значение игр намного шире. Они могут быть использованы на любых занятиях в детском саду при ознакомлении детей с содержанием любых вариативных и альтернативных программ, рекомендуемых сегодня практикам дошкольного образования Министерством образования Российской Федерации.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИИ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САДА

Сотрудничество - это то, что помогает любое дело превратить в интересное и полезное для себя и других занятие. Поэтому вряд ли стоит включать в учебный процесс целый игровой блок в качестве отдельного спецкурса. Гораздо более привлекательным решением окажутся игры, используемые на реальных занятиях в течение всего учебного года.

 Формирование навыков сотрудничества — процесс длительный и очень сложный. В итоге должна быть выработана согласованность между всеми его участниками, которая позволила бы добиваться в минимальные сроки максимально хороших результатов. И что не менее важно, прийти к цели чувством удовлетворенности и у детей, и у педагога.

 Шаг первый. С чего начать?

1.    Постарайтесь стать для ваших воспитанников любимым взрослым, знающим много игр и с удовольствием в них играющим, с которым интересно проводить время.

2.    Сделайте все возможное, чтобы расширить круг привязанностей дошкольников, объедините на этой почве всех детей группы, дайте им почувствовать преимущества коллективной жизни.

Мы надеемся, что первый шаг вами был предпринят еще задолго до знакомства с нашей книгой.

Второй станет реальностью после того, как каждый ребенок в вашей группе будет комфортно себя чувствовать в парной работе с любым из детей группы. Советуем водить игры в образовательный процесс постепенно и разумно. Разумность в данном случае следует понимать как систематическое приучение детей к исполнению правил и инструкций вообще. После того как вы попробуете добиться действительного соблюдения правил всеми участниками игры (любой), данная рекомендация станет для вас совершенно очевидной. А критерием разумности будет отклик ребят на ваше предложение поиграть в такую-то игру.

Игры сборника рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, однако некоторые из них могут быть использованы и в работе с малышами.

Шаг второй. Знакомимся со структурой описания игр. Методическая разработка каждой игры, включенной в данное пособие, содержит:

•     подробное описание цели;

•     перечень задач, ориентированных на социальное развитие дошкольников;

•     описание материалов и оборудования, необходимых для проведения игры;

•     советы по организации игрового пространства;

•     изложение правил и хода игры;

•     задачи, которые должен держать в зоне своего внимания ведущий (педагог);

•     примеры учебных заданий;

•     примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

 Шаг третий. В какой последовательности следует знакомить детей с новыми играми

Лучше всего на начальном этапе остановиться на двух играх «Волшебная палочка» и «Живые прыгалки». Игра «Волшебная палочка» научит ребят внимательно выслушивать ответы других игроков. А «Живые прыгалки» позволят вашим воспитанникам потренироваться в навыках парной работы и тем самым подготовиться к более сложным формам сотрудничества. 

Игры можно и даже нужно включать во все занятия, которые вы ведете, а также предлагать их детям в то время, когда они скучают, не зная, чем себя занять.

Предполагаемые сроки освоения каждой игры - 2-4 недели.

После того как дети привыкнут следовать правилам игры, и поддержание дисциплины больше не потребует особых усилий с вашей стороны, вы можете приступить к введению новых игр. Последовательность их уже не имеет значения и зависит только от поставленных вами задач и ваших предпочтений. Но что следует выполнять неукоснительно, так это следить за строгим соблюдением правил всеми участниками игр. Только в этом случае достигается эффект целенаправленного социального развития ребят. Иначе в играх будут решаться лишь учебные задачи, а социальное развитие окажется стихийным.



2019-08-13 388 Обсуждений (0)
Внеситуативно-личностное общение со сверстником 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внеситуативно-личностное общение со сверстником

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)