Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. Общая психология



2019-08-13 178 Обсуждений (0)
Раздел 1. Общая психология 0.00 из 5.00 0 оценок




Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина относится к базовому компоненту цикла Профессиональных дисциплин. Дисциплина предполагает междисциплинарные связи с философией, культурологией, педагогикой.

Подготовка бакалавра в области педагогики требует знания современных исследований в области психологии развития, социальной и педагогической психологии, форм и методов педагогического взаимодействия, использования достижений и наработок практической психологии в разрешении различных профессиональных задач в образовании. Данный факт определяет актуальность и перспективность курса и связан с необходимостью повышения психологической культуры выпускника как в научной, так и в образовательной практике.

Требования к уровню усвоения дисциплины

 Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:

Общекультурные компетенции (ОК):

· готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-4);

· способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

Профессиональные компетенции (ПК):

· способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

· готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

· способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

· способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

· способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

· способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);

По окончании изучения дисциплины студенты должны:

знать:

· основные категории и понятия психологической науки, природу психики, основные функции психики, роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

· основные закономерности психического развития и механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой; основные детерминанты психического развития человека; характеристику каждого периода жизни человека

· психологическую специфику процессов обучения, разви­тия, образования, воспитания. Знать сущность основных парадигм и психологических теорий обучения, традиционных и инновационных методов и видов обучения.

· основные механизмы эффективной организации образовательного процесса; способы и условия эффективной организации профессионально-педагогической деятельности;

· основные направления в понимании личности в современной психологии, основные проблемы и механизмы социализации, феномены и закономерностях социального поведения личности и различных групп.

Уметь:

· решать конкретные психолого-педагогические ситуации взаимодействия с ребенком с учетом его возрастных особенностей;

· соотносить теоретические положения и реальности об­разовательного пространства;

· понимать и адекватно оценивать отдельные социально-психологические психологические явления и концепции. Уметь соотносить теоретические положения с социальной реальностью;

· применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;

· с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия;

Владеть:

· понятийно-категориальным аппаратом психологической науки;

· элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения профессиональных задач.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы :

Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц, 144 часа.

Дисциплина изучается во 2, 4, 6  семестре.

№ п/п

Раздел

дисциплины (изучаемые темы)

 

Виды и формы учебной работы

Формы текущего, промежуточного, итогового контроля с указанием кодов проверяемых компетенций

Лекции (ч.) ПЗ (ч.) ЛЗ  (ч.) СР  (ч.)
1 Общая психология (2 семестр) – 4 зачетные единицы 20 34 0 90 Работа на практических занятиях, выполнение СРС, срезовые задания, экзамен ОК-4 ОК-5, ОК-7,
2 Возрастная и педагогическая психология (4 семестр) – 5 зачетных единиц 28 44   90 Работа на практических занятиях, выполнение СРС, срезовые задания, экзамен ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОПК-4, ОПК-8, ПКПП-6
3 Социальная психология (6 семестр) – 3 зачетные единицы 14 22   90 Работа на практических занятиях, выполнение СРС, срезовые задания, экзамен ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОПК-4, ОПК-8, ПКПП-4, ПКПП-6, ПКПП-7
  Итого: 432 62 100 270  
Вид учебной деятельности Всего часов 2 семестр 4 семестр 6 семестр
Аудиторные занятия (всего) 162 54 72 36
Лекции (Л) 62 20 28 14
Практические занятия (ПЗ) 100 34 44 22
Самостоятельная работа 270 90 90 90
Вид итоговой аттестации экзамен экзамен экзамен экзамен
Общая трудоемкость дисциплины   432 144 162 126
Зачетные единицы 12 4 5 3

Содержание лекционных занятий

Раздел 1. Общая психология

Тема 1. Введение в психологию. Психология как наука. Предмет, задачи и место общей психологии в системе наук. Методологические принципы и методы исследования психологии как науки. Понятие психики. Структура психики человека. Мозг и психика. Развитие психики в филогенезе.

Тема 2. История психологии. Общая характеристика этапов развития психологической науки (предмет, методы, достижения). Проблема души в донаучный период (анимизм, мифологическое мышление, гилозоизм). Философский период: античная философия (Платон, Аристотель, Плотин), средневековая теология, философия эпохи Возрождения. Ассоцианистическая психология, основные положения. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку (психофизиологии, психофизика, дарвинизм). Выделение психологии в самостоятельную науку (экспериментальная психология, В.Вундт). Кризис психологии конца XIX века, причины возникновения. Основные психологические теории. Бихевиоризм и его место в современной психологии. Основные положения бихевиоризма (Дж.Уотсон, Б.Скиннер). их реализация в прикладных отраслях психологического знания. Психоанализ и его место ш современной психологии. Основные положения психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг. А.Адлер), их реализация в прикладных областях психологии. Гештальт- психология и ее место в современной психологии. Основные положения гештальт-психологин (Г.Вертгеймер, В.Келер). Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). Основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн). Развитие советской психологии: основные теории отечественной психологии. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разныхэтапахразвития психологии.

Тема 3. Проблема личности в психологии. Характеристика понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность». Проблемы структуры личности в современной психологии. Теории личности в современной психологии.

Тема 4. Направленность личности. Понятие направленности личности в современной психологии. Понятие потребностей. Классификация потребностей. Мотив и мотивация.

Тема 5. Деятельность. Проблемы деятельности в психологии. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности. Проблемы интериоризации и экстериоризации деятельности. Основные виды деятельности и их роль в развитии психики.  Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение как особый вид деятельности. Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения.

Тема 6. Индивидуально-типологические особенности личности. Темперамент. Понятие о характере и его структуре в современной психологии. Задатки и способности.

Тема 7. Функциональные и психические состояния. Общая характеристика функциональных и психических состояний. Стресс. Эмоции и чувства. Воля.

Тема 8. Познавательная сфера личности. Ощущение. Восприятие. Внимание. Представление и память. Условия успешного запоминания. Понятие о мышлении как высшей познавательной деятельности. Воображение. Речь.



2019-08-13 178 Обсуждений (0)
Раздел 1. Общая психология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. Общая психология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.034 сек.)