Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Параметры развития психики человека и их понимание представителями разных концепций



2019-08-13 410 Обсуждений (0)
Параметры развития психики человека и их понимание представителями разных концепций 0.00 из 5.00 0 оценок




Естественно-научная парадигма Культурно-историческая парадигма
Ход развития    
Условия развития    
Источник развития    
Форма развития    
Движущие силы развития    

· Подготовить проблемные вопросы для дискуссии.

Темы для обсуждения:

1. Понятие развития в современной психологии. Рост и развитие.

2. Закономерности психического развития. Понятие о гетерохронности.

3. Проблема соотношения биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

4. Естественно-научная и культурно-историческая парадигма исследования психического развития ребенка (сравнительный анализ).

5. Проблема соотношения обучения и развития (на примере сопоставления подходов Ж. Пиаже и Л.С. Выготского).

                                                      

Литература:

1. Баттерворт Д. Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2001. – С. 36-46.

2. Бочаров В.В. Антропология возраста. – СПб., 2001. – С. 7-22, 29-30, 44-45.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000. – С. 5-42.

4. Шмидт В.В. Периодизация психического развития в методологии психологического исследования // Психология старости и старения. - №1 (17). – 2002. – С. 6-17.

5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - № 5. – 1996.

6. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»).

7. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии).

8. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001.

9. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670.

10. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997. – С. 118-127, 217-235.

11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.

 

Занятие №2-3

Тема: Представление о движущих силах, источниках и условиях психического развития в зарубежной психологии»

 

1. Концепция рекапитуляции Ст. Холла. Закон повторяемости форм развития. Проблемы связи исторического и онтогенетического развития. Метод анкет.

2. Основные понятия: биогенетический закон, рекапитуляция, анкетирование.

3. Теория трех ступеней психического развития К. Бюллера. Закон функционального удовольствия. Зоопсихологический эксперимент.

4. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна (наследственность и среда). Различия между свойствами и задатками как сторонами психических способностей. Близнецовый метод.

5. Нормативный подход к исследованию психического развития. Закон затухания темпов развития. Практическая система диагностики психического развития от рождения до юношеского возраста (А. Бине, А. Геззел, Л. Термен, П. Векслер). Лонгитюдный метод. Методы тестового обследования интеллектуального развития ребенка.

6. Концепция научения в классическом бихевиоризме (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Роль среды в психическом развитии. Оперантное научение. Объективный метод изучения поведения человека и животного.

7. Концепция социального научения (Н. Миллер и Дж. Доллард, А. Бандура, Р. Сирс, Э. Бронфенбреннер). Основные экспериментальные исследования.

8. Психоаналитическая концепция психического развития З. Фрейда. Представление о структуре личности. Стадии психосексуального развития ребенка. Психоанализ как метод выявления неосознаваемых мотивов. Развитие школы психоанализа (А. Фрейд, М. Клейн). Защитные механизмы личности. Конфликтные отношения между ребенком и обществом.

9. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Жизненные кризисы и формы их преодоления. Стадии психосоциального развития личности. Виды идентичности (групповая и эгоидентичность).

10. Теория интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Учение об эгоцентрической позиции ребенка. Стадии интеллектуального развития. Клинический метод исследования мышления. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления.

 

Литература:

 

1. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // сбор. Сочинений в 6-ти томах. Т. 4. – М., 1984. – С.244-268.

2. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости /И.Ю. Кулагина. – М., 2001.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – С. 177-192.

4. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М., 2000.

5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - № 5. – 1996.

6. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997.

7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. – М., 1995. – С. 23-43.

 

Занятие № 4

Тема: Проблема движущих сил, источников и условий психического развития в отечественной психологии»

 

1. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского.

· Возраст как единица анализа психического развития.

· Законы формирования высших психических функции.

· Проблема периодизации и значение кризисов в психическом развитии ребенка.

· Роль обучения в психическом развитии ребенка.

· Теоретическое и практическое значение понятия «зоны ближайшего развития».

· Основные понятия: интериоризация, высшие психические функции;

· сензитивный период; возраст,

· системное строение сознания; знак, орудие, культурно-исторический опыт;

· присвоение и усвоение;

· обучение, зона ближайшего развития.

 

2. Деятельностный подход к анализу психики ребенка (А. И. Леонтьев, П. Я. Гальперин; Д. Б. Эльконин). Проблема специфичности онтогенеза психики человека.

· Категория ведущего типа деятельности.

· Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка.

· Проблема процесса интериоризации как механизма перехода внешней деятельности во внутреннюю.

· Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий. П. Я. Гальперин.

· Периодизация психического развития в работах Д. Б. Эльконина. Структура и динамика возраста.

· Кризисы детского развития.

 

Литература:

1. Божович Л. И. Значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для современных исследований психологии личности //Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981. С. 24-30.

2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.3. С. 6- 41, 57-90, 91–114.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь// Там же. Т. 2. С. 246-269.

4. Выготский Л. С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4.

5. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка// Собр.соч.: В 6 т. М., 1984. Т.6. С. 53-59.

6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. С. 3-42.

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996

8. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1.

9. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка //Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

10. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998. С.230-268 Ждан А.Н. История психологии. М., 1997. С.248-261, 276-303.

11. Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1995. С.177-192.

12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 23-37,143-164.

13. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1 Предмет и методы возрастной психологии /Под ред. Карабановой О.А., Подольского А.И., Бурменской Г.В. М., 1999. С.112-220

14. Эльконин Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского// Избр. психол. труды. М., 1989.

15. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. С. 33-64.

Занятие № 5.



2019-08-13 410 Обсуждений (0)
Параметры развития психики человека и их понимание представителями разных концепций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Параметры развития психики человека и их понимание представителями разных концепций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (410)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)