Исторические формы материализма и разновидности идеализма
Основной вопрос философии и две его стороны Основной вопрос философии. Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе (Ф. Энгельс). Вопрос имеет две стороны: что первично – природа или дух, материальное или реальное? (материалисты и идеалисты) Познаваем ли мир? (диалектика и метафизика). Материализм. Признают, что первична материя, она порождает дух, сознание, тяготеет к научному. Идеализм. Первично сознание, дух, материя производна от сознания, мысль (идея) лежит в основе всего. (возник после отделения умственного труда от физического)
Объективный. До нас и независимо от нас существует идея, а мир представляет собой порождение этой идеи (основоположник – Платон). Субъективный. Мир вне человека существует лишь постольку, поскольку данный человек его воспринимает. Нет воспринимающего человека – нет мира. Познаваем ли мир? Агностицизм. Не знаю, существует ли реально объективный мир, а если существует, то он непознаваем. В современной философии агностицизм проявляется в прогрматизме. Агностицизм по Канту и по Юму: Юм сделал вывод: объективной причины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, полагал он, существует или не существует сущность Кант задумывается об ограниченных способностях человеческого разума, поэтому начинает исследовать познавательные способности человека и границы нашего познания. Материалисты и объективные идеалисты признают познаваемость мира. Методы познания. Диалектика – метод познания действительности, который рассматривает явления мира как не только взаимосвязанные, но и находящиеся в постоянном развитии, изменении. Метафизика – признает количественное развитие: мир предстаёт как простое повторение, нечто неизменное. Метафизика: отрицает качественное развитие, признаёт только количественное; источник развития – «внешний толчок»; линейное развитие. Диалектика: признаёт и качественное, и количественное развитие; источник развития – внутренний, «борьба противоположностей»; поступательное развитие. Исторические формы материализма и разновидности идеализма
Материализм. Признают, что первична материя, она порождает дух, сознание, тяготеет к научному. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Формы материализма: 1) античный материализм (создание гипотезы об атомическом строении материи); 2) номинализм (учение о "вечности природы и бога"); 3) метафизический материализм (борьба против схоластики и церковного авторитета); 4) механистический материализм (стремление к анализу и разделению природы на области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития); 5) материализм Фейербаха (наиболее ярко проявилась созерцательность); 6) материализм русских революционных демократов (в ряде отношений поднялся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода); 7) диалектический материализм (преодолел многие недостатки предшествующих форм материализма. Идеализм. Первично сознание, дух, материя производна от сознания, мысль (идея) лежит в основе всего. (возник после отделения умственного труда от физического). Возник более двух с половиной тысяч лет назад, однако само определение появилось только в начале XVIII века. По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией.
Объективный. До нас и независимо от нас существует идея, а мир представляет собой порождение этой идеи. Учение Аристотеля, включающее в себя ряд материалистических положений. По Аристотелю, каждая вещь является единством материи и формы. Субъективный. Мир вне человека существует лишь постольку, поскольку данный человек его воспринимает. Нет воспринимающего человека – нет мира. Основные формы идеализма возникли уже в Древней Греции. В лице Платона древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, противопоставляет себя материализму. По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность чувственных вещей - бестелесные нечувственные формы, постигаемые умом.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |