Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Позитивизм и неопозитивизм



2019-08-13 194 Обсуждений (0)
Позитивизм и неопозитивизм 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Собственно позитивизм возник в 30-е годы XIX в. и прошел в своем развитии три этапа. Их принято обозначать, как позити­визм, эмпириокритицизм и неопозитивизм.

Основная черта позитивизма — абсолютизация науки при фактическом отрицании роли философии. Как наука, пре­тендующая на самостоятельное исследование реальности, философия лишена права на существование. Лозунг позитивизма: долой философию, да здравствуют позитивные, т.е. конкретно-научные знания.

Основатель позитивизма О.Конт. В соответствии с позитивистским учением философия не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «Почему?», а лишь на вопрос «Как?».

Отказываясь от философии, позити­висты не могут игнорировать фи­лософскую проблематику. Конт стремится, в частности, нарисовать картину идеального общества и указать пути, большей частью весьма иллюзорные, ведущие к идеалу.

У Сен-Симона же заимствуется учение, формулируемое как закон интеллектуальной эволюции человечества. Все наши зна­ния о мире, утверждает О. Конт, проходят три стадии. Первую, предварительную, он называет теологической (религиозной), вторую — метафизической или «разрушительной», третью — «нормальной, окончательной» или научной. Необходимой предпосылкой последней, третьей стадии явля­ется здравый смысл. В обыденной жизни он заменяет науку.

Что касается гуманитарных наук, знаний о человеке, то они находятся, по Конту, еще на стадии донаучной, носят или от­кровенно теологический характер или достигли философского уровня. Еще только предстоит обо­сновать подлинное учение о человеке.

Он позаимствовал, хотя и видоизменил основную норму христианской этики: «Возлюби ближнего, как самого себя». У О. Конта этот библейский завет звучит так: «Люблю тебя боль­ше, чем самого себя. И себя люблю только ради тебя». Все это изложено в главном труде Конта, его «Курсе пози­тивной философии». 

Позитивизм, тем не менее, представлял уже в середине XIX в. весьма влиятельное течение философской мысли. Историческая ограниченность его была далеко не очевидна.

Вторая ступень позитивизма — эмпириокритицизм, или махизм. Э. Мах считал «вполне естественным заниматься не чистой философией, а философствовать во плоти естественных наук, опираясь на бездну конкретных и точно установленных фактов».

В своих работах «К анализу восприятия» и «Познание и заблуж­дение» Э. Мах выступает как продолжатель Канта и Конта, но, даже судя по вышеприведенному высказыванию, он уходит от своих предшественников в сторону отказа от признания объективной реальности вне воспринимающего ее субъекта, т.е. в сторону субъективного идеализма. И это эволюция взглядов не только Маха. Весь позитивизм движется в указанном направлении.

Э. Мах утверждает, что человек и человечество в целом проходят в своем развитии три стадии. Первая из них — теологическая; она характеризуется абсолютным преобладанием фантазии над способностью наблюдать и обобщать.

Ум человеческий, однако, взрослеет. Человечество оказывает­ся в результате на следующей стадии, которая определяется как философская (метафизическая). Иными словами, фантазии детства человеческого ума не из­житы окончательно.

Они будут изжиты лишь на третьей ступени, определяемой как стадия «пози­тивных наук». Только теперь человек прекращает фантазировать, выдумывать объяснения из головы. На первый план выходит на­блюдение, измерение, описание, обобщение.

По мнению Маха, О. Конт чересчур поторопился, когда зая­вил, что естественные науки уже полностью изжили в себе остат­ки детских или первобытных фантазий. Это не так. В каждой физи­ческой теории, даже в каждом понятии физической, как и всякой иной, науки эти фантазии незримо присутствуют.

Это означает: как ни стараются позитивисты убрать фило­софскую проблематику из науки, как ни декларируют факт яко­бы изгнания философии с ее пьедестала, ничего не получается. Без философии подлинная наука невозможна.

Махистское учение, как и позитивизм в целом, само по себе не ново в своей основе. Единственное, что отличает махизм от других, ранее возникших вариантов субъективного идеализма, — это заигрывание с наукой при явной недооценке, а то и прямом искажении ее роли.

По мнению Э. Маха, надо вырвать самые корни научных суе­верий. Мы придаем, полагает он, чрезвычайно большое значение понятиям только потому, что верим, будто за ними стоят какие-то реальные вещи. Но ведь никаких «реальных вещей» не существу­ет!

 

Неопозитивизм

Наиболее влиятельной разновидностью неопозитивизма, был логический позитивизм.

Вообще следует заметить: в позитивизме нащупаны, угаданы и сформулированы некоторые действитель­ные потребности научного познания, получены подчас значи­тельные результаты в таких областях, как семантика, логика, математика.

Б. Рассел подчеркивал, что «человеческий интеллект не спо­собен дать окончательные ответы на многие очень важные для человечества вопросы». Но отсюда возможны два вывода. Один: следует отказаться от поисков ответов. Именно к такого рода вы­воду склоняются позитивисты. Но возможно иное решение: ис­кать ответ, пусть, и не окончательный, но приближающий нас к истине

Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет исходные принципы последнего, отрицая возможность философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, которые не осуществляются специально-научным знанием.



2019-08-13 194 Обсуждений (0)
Позитивизм и неопозитивизм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Позитивизм и неопозитивизм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)