Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экзистенциализм. Его основные разновидности



2019-08-13 181 Обсуждений (0)
Экзистенциализм. Его основные разновидности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основателем считают датского философа С. Кьеркегора. В его творчестве тема человеческой личности выдвигается на первый план. Человек у Кьеркегора становится сложнейшей проблемой, его существование или экзистенция – загадкой, тайной. Что же порождает философию экзистенциализма? Интерес к человеку в постоянно усложняющемся мире, все менее понятном и все более враждебном, закономерен. В философии сохранялась господствующая позиция веры в разум. Философ пытается предложить совершенно иной, диаметрально противоположный, по сути, путь философской мысли. Он избирает первой и главной целью своих нападок не кого-нибудь, а Гегеля. Кьеркегор же считает: чем меньше я мыслю, тем больше я существую, ощущая свое существование наиболее отчетливо в критические моменты жизни, когда возникает проблема выбора, ситуация “или-или”. Проблема выбора – ядро философии существования, родоначальником, который и был С. Кьеркегор. Этот философ создал, по сути, новый тип изложения философских идей. У него нет стройных, логически последовательных трактатов.

На Западе широкая известность экзистенциализма связана с именами М. Хайдеггера, К. Ясперса, а также Ж. –П. Сартра и А. Камю. Различают атеистический и религиозный экзистенциализм. Представителями атеистического направления философии экзистенциализма являются Хайдеггер и Камю. Экзистенциализм завоевывает умы все новых и новых поколений.

К. Ясперс: На первый план выходит вопрос: можно ли преодолеть те катаклизмы, которые постигли европейскую цивилизацию в 20 веке? Какие духовные ориентиры остаются у человека? Как обрести их в столь непростом современном мире? Философ размышляет над истоками и природой тоталитарных режимов в России, Италии, Испании. Он приходит к выводу, что тоталитаризм свидетельствует о кризисе европейского и мирового исторического развития, выражением чего и стала утрата современным человеком жизненных ориентиров. Одним из вариантов выхода К. Ясперс видит в обращении к гуманистическим традициям прошлого и религии. Возникающий и постоянно углубляющийся кризис – следствие, по мнению философа, краха христианского гуманизма, оказавшегося несостоятельным в современном “техническом мире”. К. Ясперс пропагандирует экзистенциализм в своей интерпретации.

Но есть и специфика в учении К. Ясперса. Она связана с тем, что мыслитель предлагает как вариант выхода из возникшей ситуации, обозначаемая философом как “философская вера”. Она отличается от религиозной, ибо должна стать значимой для всех людей, а не только для верующих. Философ признает, что деление всех на верующих и неверующих препятствует взаимопониманию и в конечном итоге вредит, прежде всего, христианам, рождая фанатизм и нетерпимость. Философская вера, в понимании К. Ясперса, находится как бы на границе между религией и научным знанием.

Прошлое должно дать ответ на вопрос о том, как возникло настоящее, куда идет современное человечество, точнее, какие возможности для развития еще остались. К. Ясперс подчеркивает: человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, несмотря на то, что некоторые факты говорят об обратном. Возникает вопрос: возможна ли вера, которая объединила бы различные регионы планеты, людей разного вероисповедания, разных культур? Такую веру не может дать ни одна из мировых религий. Разделение людей по религиозному признаку – один из источников взаимонепонимания и раздора. Людей может объединить лишь философская вера, общая для всего человечества.

“Осевая эпоха” – время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, вытеснившей мифологическое сознание. Почти одновременно и практически независимо друг от друга сформировалось несколько духовных центров, внутренне родственных. Основное, что их сближало, была деградация мифологического миросозерцания, постепенный отказ от него. Человек как бы впервые пробудился к иному типу мышления – философскому мышлению. Именно здесь, по Ясперсу, начало общей истории человечества, которая получает теперь возможность базироваться на общечеловеческих ценностях, взаимопонимании, открытости друг другу различных типов обществ, разных народов.

В этом непростом повороте для человечества вырастает роль философии. Философия приобретает особую роль, так как необходимо связать всех людей с помощью философской веры, которая должна помимо всего прочего служить противоядием рационализма и возникающих на его основе рационалистических утопий.

Имея в виду последствия попыток их реализации в жизни, философ замечает, что все такого рода утопии претендуют на создание рая на земле, но в действительности разрушают естественные основы жизни, нравственные и культурные традиции и ввергают в ад братоубийственных войн, обмана, взаимного недоверия. Сложность стоящих перед миром и каждым человеком проблем при ощущении человеческого несовершенства – вот что лишает нас, по Ясперсу, права на оптимизм.




2019-08-13 181 Обсуждений (0)
Экзистенциализм. Его основные разновидности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экзистенциализм. Его основные разновидности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)