Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные изменения в праве период перестройки.



2019-08-13 496 Обсуждений (0)
Основные изменения в праве период перестройки. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные изменения происходили в сфере «переходной» экономики. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле. Определялось, что «земля является достоянием народов, проживающих на данной территории». Граждане получили право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или в аренду. Подробно регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Контроль за землепользованием возлагался на местные советы.

В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР», в котором перечислялись ее три основные формы: собственность граждан, коллективная и государственная. Кроме того, допуска; лось существование в СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан.

В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР», направленный на развитие хозяйственной самостоятельности пред; приятия и хозяйственного расчета. В Законе перечислены виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие общественным или религиозным организациям.

Государственные предприятия делятся на: союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предполагалось создание совместных предприятий, арендных и малых государственных предприятий.

Демократизация социальных структур проявилась в содержании новых законов «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.) и «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.).

К общественным объединениям законодатель относил: политические партии, массовые движения, профсоюзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.

  1. Основные направления внешней политики СССР в период перестройки

Продолжавшееся противостояние двух великих держав — США и СССР, возглавлявших, соответственно, лагерь капитализма и лагерь социализма и имевших, кроме того, свои геополитические интересы, климат «холодной войны» и гонка вооружений определяли внешнюю политику СССР. Первой из функции была зашита Отечества и борьба за мир.

Накапливание ядерного и иного оружия таило опасность возникновения войны. Серьезный РИСК «самовозгорания» войны заставлял ускорять гонку вооружений, которая последовательно истощала экономику государства, сокращала его расходы на социальные и другие нужды. Такая политика не имела будущего.

Со стороны СССР постоянно предпринимались шаги к обузданию гонки вооружении и сокращению ядерного оружия. Россия на протяжении всей своей истории страдавшая от агрессий, традиционно стремилась к миру. Не случайно инициатором первой в истории Международной конференции по сокращению вооружений (Гаага, 1899 г.) была именно Россия. А в начале 70-х гг. Советский Союз выступает за переговоры о сокращении вооружений и прекращении гонки вооружений. Для снижения ядерной угрозы СССР и США делают шаги навстречу друг другу и подписывают ряд соглашений (по противоракетной обороне, ОСВ-1), уменьшавших военное противостояние и открывавших дорогу для дальнейших переговоров. Однако диалог не был продолжен, и камнем преткновения стали способы контроля над вооружением и определения численности ядерных вооружений с обеих сторон. Следует отметить, что обе стороны продолжали разработку и размещение ядерного оружия, пользуясь отсутствием в тексте соответствующих положений или размытостью некоторых формулировок договоров193.

Ухудшение отношений между двумя сверхдержавами было во многом вызвано тем, что «во второй половине 70-х гг. чаша политических весов», по признанию западных советологов, «склонилась в сторону Советского Союза»194. Такое изменение заставило США пересмотреть свою политику в отношении СССР, и уже президент Картер взял курс на гонку вооружений в расчете на ее выигрыш. Особенно активно антисоветская политика в США стала проводиться после избрания президентом Р. Рейгана. Это проявилось в нарушении принципа, положенного в основу советско-американского Заявления от 29 мая 1972 г., согласно которому признание интересов безопасности договаривающихся сторон на основе равноправия является предпосылкой для мирных отношений между ними. В программе стратегической оборонной инициативы (СОИ), выдвинутой Р. Рейганом (март 1983 г.), содержалась надежда на создание нового «супервооружения», обеспечивающего «абсолютную безопасность» для США и ставящего СССР в состояние «абсолютной опасности». Система ядерного сдерживания становилась бы в связи с созданием СОИ бессмысленной, поскольку СОИ была нацелена на то, чтобы сделать США неуязвимыми для ядерных ударов. А поскольку Советский Союз в соответствие с его военной доктриной обязался никогда не наносить первым ядерного удара, то СОИ создавала возможность для США безнаказанной ядерной агрессии против СССР.

Попытка силового давления на Советский Союз привела к тому, что в 1983 г. (после начала размещения США в Европе ракет «Першинг-2») Советский Союз прервал в Женеве переговоры об ограничении численности ракет средней дальности в Европе, отложил также проводившиеся в Женеве переговоры об ограничении стратегических вооружений и Венские переговоры о сокращении вооружений и вооруженных сил в Центральной Европе. Однако Советский Союз был значительно более заинтересован в проведении переговоров о сокращении гонки вооружений195. 12 марта 1985 г. Советский Союз пошел на возобновление Женевских переговоров, отказавшись от предварительного условия убрать дополнительно размещенные в Западной Европе «першинги».

Р. Рейган, ставший президентом США в 1980 г., сумел сплотить союзников и активизировать деятельность своих спецслужб для борьбы с Советским Союзом и его влиянием в мире.

Однако не только экономический строй определяет внешнюю политику государства. Геополитические интересы также имеют немалое влияние на расстановку сил на политической арене. Советский Союз, оставаясь в рассматриваемый период социалистическим государством, в проведении своей политики руководствовался и геополитическими интересами, традиционными для этой огромной евразийской державы.

В первом случае цели достигались за счет расширения экономического и военно-политического сотрудничества, противодействия проведению тайных операций. Укреплялись международные союзы типа Варшавского Договора и СЭВ, заключались двусторонние соглашения. Военный союз все более и более крепился экономическими связями. В рамках СЭВ в 1971 г. была принята долговременная комплексная программа экономической интеграции. В процессе реализации отдельных целевых программ Советский Союз заключил к началу 80-х гг. около 120 многосторонних и свыше тысячи двусторонних соглашений. Интеграция экономики отразилась на координации пятилетних планов развития народного хозяйства стран — членов СЭВ на 1981-1985 гг. Связи внутри стран социалистического содружества переходили в 80-е гг. на качественно новую ступень. В 1985 г. сессия СЭВ приняла Комплексную программу научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г. Цель программы — интегрированная кооперация по пяти главным направлениям: электроника; ядерная энергетика; автоматизация; новые материалы и технология их получения и переработки; биотехнология. Проведение этой программы в жизнь могло связать страны Восточной Европы Тесными экономическими узами, превратив в единое экономическое пространство.

Попытками ослабить положение Советского Союза в Европе явились антисоциалистические выступления в 1968 г. в Чехословакии и в 1981-1982 гг. в Польше. Интересно, что введение войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. не привело к резкой конфронтации Востока и Запада. Как видно, обе Великие державы, СССР и США, были тогда заинтересованы в сохранении стабильности. Поэтому провал антигосударственного выступления в Чехословакии и его подавление не послужили поводом для ухудшения отношений. Однако через 10 лет положение изменилось. Гонка вооружений истощала экономику СССР. Советский Союз не мог оказывать Польше помощь в необходимых размерах. В связи с этим его место было занято западными банками. Зависимость Польши от своих западных кредиторов рос пропорционально долгам. Одновременно в польском правительстве имелось коррумпированное ядро, связанное как с отечественной, так и зарубежной мафией. Осложнились в 80-е гг. и отношения СССР со странами «третьего мира» (во многом из-за событий в Афганистане). Поэтому, хотя следы вмешательства западных спецслужб одинаково хорошо видны как в Праге, так и в Варшаве страны Варшавского Договора к разрешению конфликта в Польше не привлекались. Польское руководство самостоятельно разбиралось в своих проблемах. Знаменательно, что одновременно с событиями в Польше произошел серьезный раскол в коммунистическом движении. Существенно ослабли позиции социалистической Европы в связи с выступлением против КПСС итальянской и испанской компартий. США, хотя открыто и не вмешивались и конфликт, тем не менее явно сочувствовали польской оппозиции и шли на дальнейшее обострение отношений с Советским Союзом, ратовали за введение экономических санкций против Польши. Кризис 1980-1982 гг. показал, что у стран социалистического содружества имеются существенные противоречия (хотя и Западная Европа не была едина). В конце XX в. вопрос о гегемонии в Европе должен был разрешаться не военным способом; победителем становился тот, кто не только имел военное превосходство, но и обладал превосходящей экономической мощью и успехами в проведении тайных операций.

Вторым направлением внешней политики Советского Союза было укрепление экономических связей, оказание военной помощи, способствовавшей установлению и сохранению дружественных правительств.

В 60-80-е гг. Советским Союзом были достигнуты определенные успехи в этом направлении. В Юго-Восточной Азии Вьетнам стал социалистическим государством; просоветской ориентации придерживались Лаос и, после падения режима Пол-Пота, Камбоджа (Кампучия). Развивались традиционные дружественные отношения с Индией, расширялись связи и были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с рядом стран Ближнего Востока. в частности с Сирией, Йеменом. Успешно распространялось влияние Советского Союза и среди других стран «третьего мира». После падения фашистской диктатуры в Португалии ее бывшие колонии Ангола и Мозамбик избрали социалистический путь развития. Все больше обращали свои взоры к социализму в Латинской Америке. Для подрыва Советского Союза использовались традиционные средства и проводились новые тайные операции.

Ухудшение отношений СССР с Китаем произошло по вине руководителей обеих держав. Налаживание же их шло крайне медленно. «Культурная революция» в Китае осложнила его отношения с Советским Союзом, пограничные инциденты явились прямым следствием этой конфронтации. К началу 80-х гг. обстановка в Китае меняется. Однако внешняя политика Китая по отношению к Советскому Союзу не изменилась, развивается его военно-политическое сотрудничество с США, Японией, рядом стран — членов НАТО. В 80-е гг. США содержали на территории Китая пункты подслушивания систем, при помощи которых осуществлялось слежение за советской военной деятельностью путем сочетания перехвата сигналов связи и телеметрии с использованием радиолокационных станций для слежения за головными частями ракет в полете. Часть станций следила за ядерными взрывами, проводимыми на испытательном полигоне под Семипалатинском198. Аналогичные системы имелись у другой южной соседки Советского Союза — Турции. Конец 70-х гг. не принес стабильности на южные границы Советского Союза. Являясь противником империализма США и его союзников, Иран не поддерживал и Советский Союз. В 1979 г. высшее руководство СССР приняло решение о введении войск в Афганистан. При этом ссылались на интернациональный долг и наличие соответствующей договоренности. Установление там враждебного Советскому Союзу режима в период начала мощного наступления его геополитических противников было бы крайне опасно для Советского государства.

Особым регионом, где наиболее ярко ощущалось противостояние СССР и США, являлся Ближний Восток. Агрессия Израиля против Египта в 1967 г. лишь частично обнажила противоречия этого района. Территориальные притязания Израиля к арабским государствам и требования арабов к Израилю соблюдать решения ООП о создании суверенного Палестинского государства являлись только надводной частью айсберга, скрытой пружиной конфликта была борьба за контроль над богатейшими нефтяными месторождениями. Выступление Советского Союза на стороне противников Израиля на какое-то время отсрочило подчинение арабских стран власти международного капитала.

Третье направление политики Советского Союза выразилось в игре на противоречиях между Соединенными Штатами и их союзниками, противодействии тайным операциям американских спецслужб.

Для периода холодной войны характерна политика изоляции Советского Союза, проводимая правительством США. Поэтому важное значение имело укрепление экономических связей между СССР и западноевропейскими государствами и отдельными западноевропейскими и американскими фирмами. Советский Союз и страны Восточной Европы были заинтересованы в приобретении промышленных и продовольственных товаров, а также новой техники. Однако США, особенно в 80-е гг., активно препятствовали развитию торговых отношений СССР с западноевропейскими партнерами. Механизмом здесь служил Координационный комитет по контролю за экспортом в Советский Союз (КОКОМ). В этот период в него входили все страны — члены НАТО за исключением Исландии и Испании. Именно через КОКОМ с начала 80-х гг. установилось эмбарго (запрет) на торговлю с СССР отдельными товарами, новой техникой. Однако для большинства европейских государств эти ограничения были невыгодны. Поэтому с 1951 по 1980 г. список стратегических товаров, охватываемых эмбарго, с 300 наименований сократился вдвое. Государства — члены КОКОМ более 1500 раз обращались с просьбами о смягчении установленных правил. И это понятно: торговля с Востоком давала миллиарды долларов прибыли. Попытки президента США Картера заставить страны — члены КОКОМ отказаться от торговли с Востоком для того, чтобы наказать Советский Союз за ввод войск в Афганистан, не удавались, а лишь вносили раскол в лагерь союзников. Западногерманские, французские, итальянские, английские фирмы получали колоссальную прибыль от торговли с Восточной Европой и СССР. 64% экспортируемых Западной Германией автоматических токарных станков покупал СССР. Франция и Великобритания также поставляли в страны восточной Европы нужное им оборудование.

Ситуация изменилась с избранием президентом США Р. Рейгана. США не только ужесточили свой таможенный надзор и расширили перечень товаров, запрещенных к вывозу, но и оказали прямое давление на европейские фирмы, продолжавшие сотрудничать с восточно-европейскими государствами (пострадали французское государственное предприятие «Крезо-Луар», ряд западногерманских фирм, в том числе «АИГ-Канис», итальянская компания «Нуовопиньоне» и др.).

Естественно, что такая деятельность правительства США вела к повышению активности советских спецслужб по заключению нужных сделок через третьих лиц и третьи страны, и наоборот. По признанию аналитиков американской разведки, 60-70-е гг. были годами, когда тайные операции спецслужб США в большинстве не удавались. Это особенно видно в сравнении с более ранним периодом.

К середине 80-х гг. вновь возрастает активность геополитических противников СССР. Это проявляется в многочисленных попытках расколоть социалистический лагерь, в частности, раздувать противостояние СССР и Китая, поддерживать контрсоциалистические силы в Польше, в Никарагуа и пр.; в усилении напряженности на границах Советского Союза (пограничные конфликты с Китаем, события в Афганистане), а также в проведении экономической войны против СССР. В этих условиях для сохранения СССР как мировой державы нашему государству необходимо было активизировать внешнеполитическую деятельность по защите геополитических интересов Советского Союза.

  1. Изменения в политической системе СССР в период перестройки (1985-1991)

Представительные органы государственной власти. Провозглашенный Коммунистической партией Советского Союза в середине 80-х гг. курс на развитие демократии привел к изменению в конце этого десятилетия системы высших органов государственной влас­ти. На внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, проходившей 29 ноября — 1 декаб­ря 1988 г., был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Кон­ституции (Основного Закона) СССР»156, кардинально изменивший их структуру. Верховным органом власти Союза стал Съезд на­родных депутатов СССР, состоявший из 2250 депутатов. Верхов­ный Совет СССР, сохранившийся как двухпалатный, стал посто­янно действующим законодательным, распорядительным и кон­трольным органом государственной власти СССР, работающим сессионно. Он избирался тайным голосованием из числа народных депутатов Съездом народных депутатов СССР и был ему подот­четен.

 

Изменение структуры высших органов государственной власти не могло не отразиться и на их компетенции. Съезд народных де­путатов СССР был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Вмес­те с тем ряд вопросов, таких, как принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений, определение государственной границы СССР, принятие решений о проведении референдума, и др., от­носились к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР. Верховный Совет СССР, являясь законодательным орга­ном, как и Съезд народных депутатов, имел право осуществлять в пределах компетенции Союза регулирование отношений собст­венности, организации управления народным хозяйством, соци­ально-культурным строительством, а кроме того, получил такие правомочия, ранее принадлежавшие Президиуму Верховного Со­вета СССР, как толкование законов СССР, образование Совета обороны, назначение и смена высшего командования Вооружен­ных Сил, ратификация и денонсация международных договоров, издание общесоюзных актов амнистии, учреждение орденов и ме­далей, и др., которые затем были частично изменены в связи с введением поста Президента СССР. Президиум же Верховного Совета СССР в результате произошедших перемен превратился в технический орган, обеспечивающий организацию работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета157.

 

Произошедшие изменения на общесоюзном уровне повлекли за собой аналогичные процессы и в некоторых союзных респуб­ликах. Например, 27 октября 1989 г. в Российской Федерации в соответствии с общесоюзным законом была пересмотрена струк­тура высших органов государственной власти: появились Съезд народных депутатов РСФСР и съезды народных депутатов авто­номных республик158.

 

Первый Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая — 9 июня 1989 г. Деятельность съездов продлилась немногим более 2 лет. После августовских событий 2 сентября 1991 г. открылся последний, внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР, который прекратил свое существование уже через несколько дней — 5 сентября. При ликвидации этого органа предполагалось, что будут ускорены подготовка и подписание Договора о Союзе Суверенных Государств, в котором каждое из них смогло бы само­стоятельно определить форму своего участия в новом объедине­нии, основанном на принципах независимости и территориальной целостности. Исходя из этого, последний Съезд народных депута­тов СССР объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, в котором высшим предста­вительным органом власти признавался Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат — верхней и нижней — Совета Респуб­лик и Совета Союза.

 

Законы, принятые Советом Союза, должны были вступать в силу после их одобрения Советом Республик. В Совет Респуб­лик входили по 20 депутатов от каждой союзной республики из числа народных депутатов СССР и союзных республик, делеги­руемых высшими органами государственной власти этих респуб­лик. С учетом федеративного устройства РСФСР была представ­лена в верхней палате 52 депутатами. Другие союзные республи­ки, имевшие сложную форму государственного единства, допол­нительно посылали в состав верхней палаты по 1 депутату от каж­дой республики и автономии, входивших в них, но при голосова­нии все союзные республики должны были иметь только по одно­му голосу.

 

Совет Союза формировался депутациями союзных республик из числа народных депутатов СССР по согласованию с высшими органами государственной власти этих республик. Совет Респуб­лик должен был принимать решения об организации и порядке деятельности органов Союза, ратифицировать и денонсировать международные договоры Союза ССР, Совет Союза — рассмат­ривать вопросы обеспечения прав и свобод граждан и принимать решения по всем вопросам компетенции бывшего Верховного Со­вета СССР. Своими совместными решениями палаты имели пра­во вносить изменения в Конституцию, принимать в состав Союза новые государства, объявлять войну и заключать мир и т.д.159

 

Начало первой сессии Верховного Совета нового состава было намечено на 2 октября 1991 г., но перенесено первоначально на 8 октября, а затем из-за невозможности завершения формирова­ния депутаций республик — на 21 октября, когда и было факти­чески осуществлено160. Верховный Совет нового состава просуще­ствовал еще меньше своих предшественников. В связи с образо­ванием Содружества Независимых Государств, предполагавшим роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и лик­видацию его органов, Российская Федерация и Республика Бела­русь приняли решение об отзыве своих депутаций из Верховного Совета СССР — делегаций из Совета Республик и народных де­путатов СССР из Совета Союза, что и привело к прекращению деятельности Верховного Совета СССР.

 

Важнейшие политические процессы стали протекать на уров­не бывших союзных республик, ставших независимыми суверен­ными государствами. Как уже говорилось, в РСФСР еще до раз­рушения СССР был создан Съезд народных депутатов. Первый Съезд народных депутатов РСФСР открылся 16 мая 1990 г. и имел для российского народа огромное юридическое значение: на нем 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалисти­ческой Республики161. Высшими органами государственной власти республик в составе Российской Федерации стали съезды народ­ных депутатов, а в тех республиках в составе России, где этот орган не создавался, остались Верховные Советы162. Но жизнь российских Съезда народных депутатов и Верховного Совета, так же как и в Союзе, была недолговечной. Указом Президента от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» деятельность упомянутых органов объ­являлась прерванной163, а после расстрела Дома Советов в октябре эти высшие органы государственной власти были ликвидированы, как и в целом система Советов.

 

Московские события не могли не отразиться и на местах. Ука­зом Президента «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 9 октября 1993 г. признавалось необходимым реформировать ор­ганы власти краев, областей, автономной области, автономных ок­ругов, городов федерального значения. До избрания и начала ра­боты новых органов прекращалась деятельность районных в горо­дах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов, а выполнение их функций возлагалось на местную ад­министрацию. Бюджеты краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения должны бы­ли утверждаться Советами народных депутатов с согласия главы администрации соответствующего субъекта Российской Федера­ции. Исполнительно-распорядительные функции, закрепленные за вышеперечисленными Советами, также передавались администра­ции, ей переходили функции Советов народных депутатов в слу­чае их самороспуска или невозможности выполнения полномочий из-за отсутствия необходимого кворума164. Создание представитель­ных органов, как высших, так и местных, началось уже в ходе сентябрьско - октябрьского переворота: Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. было принято указами Президента еще 21 сентября и 1 октября (в уточненной редакции)165, а Поло­жение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Со­брания — 11 октября 1993 г.166 В октябре указами Президента были утверждены Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федераль­ного значения, автономной области, автономного округа и Поло­жения о выборах в Московскую городскую и областную думы167.

 

12 декабря 1993 г. состоялось голосование по проекту Конститу­ции Российской Федерации, которое окончательно завершило процесс реформирования представительных органов.

 

Законодательным органом России стал парламент (Федераль­ное Собрание), состоящий из двух палат: верхней — Совета Фе­дерации и нижней — Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Фе­дерации: по одному от представительного и исполнительного ор­ганов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Принятые нижней палатой парламента федераль­ные законы должны быть одобрены и верхней — Советом Феде­рации. Если же этого не происходит, то для Государственной Думы предусматривается возможность повторного голосования по данному вопросу. Принятые Государственной Думой федераль­ные законы по вопросам федеральных налогов и сборов, бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирова­ния, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международ­ных договоров, войны и мира, статуса и защиты государственной границы подлежат обязательному рассмотрению верхней палатой парламента.

 

Исполнительные органы государственной власти также под­верглись реформированию. Самым главным в данный период было введение 14 марта 1990 г. поста Президента СССР168. Первым и единственным Президентом Советского Союза стал М.С. Гор­бачев, избранный на эту должность 15 марта 1990 г. внеочередным третьим Съездом народных депутатов СССР169.

 

Президент должен был обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР, предлагать Верховному Совету СССР кандидатуру на пост председателя Со­вета Министров СССР, а затем представлять его Съезду народных депутатов на утверждение, входить с представлениями в Верхов­ный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об осво­бождении от обязанностей указанного должностного лица, ста­вить перед Верховным Советом вопрос об отставке либо о приня­тии отставки Совета Министров СССР, освобождать от должности и назначать членов союзного правительства с последующим пред­ставлением на утверждение Верховного Совета СССР, имел право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР. На основе и во исполнение Конституции и законов Президент издавал указы, которые должны были иметь общеобязательную силу на всей территории страны.

 

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в состав кото­рого входили высшие государственные должностные лица союз­ных республик и вправе были участвовать аналогичные предста­вители автономных республик, автономных областей и автоном­ных округов. К компетенции этого органа относились разработка мер по проведению в жизнь национальной политики, представле­ние Совету Национальностей Верховного Совета рекомендаций по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях, координация деятельности со­юзных республик и обеспечение их участия в решении вопросов общесоюзного значения, отнесенных к компетенции Президента СССР. Был создан и Президентский совет, задачей которого яв­лялась выработка мер по реализации основных направлений внут­ренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны. Если Президент не мог исполнять свои обязанности, то его полномочия должны были перейти к председателю Верховно­го Совета СССР, а если это невозможно — к председателю Совета Министров СССР.

 

В результате проведенной реформы пост Президента оказал­ся как бы искусственной вставкой, четко не связанной ни с зако­нодательными, ни с исполнительными органами власти. Создав­шееся положение было исправлено 26 декабря 1990 г. Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления»170. В соответствии с ним Президент стал возглавлять систему органов государственного управления СССР, получил право отменять постановления и распоряжения правительства, акты министерств СССР, приостанавливать исполнение соответ­ствующих актов Советов министров республик в случаях наруше­ния ими Конституции и законов СССР. Правительство СССР, яв­ляясь исполнительно-распорядительным органом, обязано было подчиняться Президенту СССР и несло теперь ответственность и перед ним, и перед Верховным Советом. Этим Законом была вве­дена должность вице-президента СССР, на которого возлагались выполнение по поручению Президента отдельных его полномочий и замещение высшего должностного лица в случае отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей. Эти перемены повлекли за собой и изменение названия правительства: вместо Совета Министров СССР появился Кабинет Министре» СССР, возглавляемый премьер-министром. Исполнительные орга­ны на местах не претерпели изменений, ими оставались исполни­тельные комитеты местных Советов. Но такая ситуация длилась недолго.

 

После августовских событий 1991 г. постановлением внеоче­редного пятого Съезда народных депутатов СССР от 5 сентября должность вице-президента СССР была упразднена. Предполага­лось, что если Президент СССР по тем или иным причинам не сможет далее исполнять свои обязанности, то появившийся новый орган — Государственный Совет СССР должен избрать из числа своих членов председателя Государственного Совета, на которого временно возлагались обязанности Президента. Это решение под­лежало утверждению Верховным Советом СССР в течение трех дней. Государственный Совет СССР создавался для согласованно­го решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагива­ющих общие интересы республик, и образовывался на межреспуб­ликанской основе. В его состав входили высшие должностные лица союзных республик и Президент СССР, который руководил его деятельностью. Решения этого органа носили обязательный характер171.

 

Государственный Совет СССР приступил к своей деятельности сразу же: на следующий день после своего образования — 6 сен­тября 1991 г. — он принял три постановления о признании неза­висимости Литовской, Латвийской и Эстонской республик172. Каби­нету Министров СССР было выражено недоверие. Впредь до ут­верждения нового состава Кабинета создавался Комитет по опе­ративному управлению народным хозяйством СССР173, который должен был действовать совместно с республиками. Но Законом СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», принятым 5 сентября 1991 г., вместо этого Комитета предполагалось создать Межреспубликанский экономический комитет, образуемый союзными республиками на паритетных началах. Председатель его должен был назначаться на должность Президентом СССР с согласия Государственного Совета. Руководство общесоюзными органами, ведающими вопросами обороны, безопасности, правопорядком и международными делами, должно было осуществляться совместно Президентом и Государственным Советом СССР. По замыслу Комитет и руково­дители общесоюзных органов подчинялись в своей деятельности Президенту СССР, Государственному Совету и Верховному Сове­ту174. Впредь до сформирования Межреспубликанского экономи­ческого комитета его функции возлагались на Комитет по опера­тивному управлению народным хозяйством СССР175, но последний не успел развернуть свою деятельность, так как разрушение Союза Советских Социалистических Республик повлекло за собой прекращение деятельности всех общесоюзных органов.

 

Вслед за органами Союза ССР изменению подверглись и рес­публиканские органы государственного управления: в них также стали учреждаться посты президентов. В Российской Федерации это произошло 24 мая 1991 г., когда четвертый Съезд народных депутатов РСФСР внес соответствующие изменения и дополнения в Конституцию176. Одновременно с постом Президента в России был учрежден и пост вице-президента. Учитывая опыт в регла­ментации правового статуса высших органов государственного уп­равления Союза, в Российской Федерации сразу же было предус­мотрено, что Президент является главой исполнительной власти, руководит деятельностью Совета Министров РСФСР, а прави­тельство, в свою очередь, подотчетно Президенту. Полномочия вице-президентов России и Союза были аналогичны. Вслед за по­стом российского Президента стали вводиться аналогичные долж­ности в субъектах Российской Федерации (президенты Марий­ской, Мордовской, Чувашской, Якутской-Саха ССР), также счи­тавшиеся главами исполнительной власти и входившие в единую систему, возглавляемую Президентом России177. Президент форми­ровал и правительство: заместители председателя Совета Мини­стров, министры, председатели государственных комитетов назна­чались и освобождались от должности Президентом по представ­лению Председателя Совета Министров, а последний назначался на должность с согласия Верховного Совета РСФСР178. Этот поря­док был частично изменен 9 декабря 1992 г.: четыре ключевые Должности в правительстве — министров иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел Российской Федерации - должны были назначаться Президентом с согласия Верховного Совета России179.

 

Исполнительным органом края, области, автономной области автономного округа, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) являлась администрация, подотчетная в своей деятельности как соответствующему Совету народных депутатов, так и вышестоящим исполнительным органам. Деятельностью ад­министраций руководили на основе принципа единоначалия главы администраций, которые могли быть избраны на свою долж­ность соответствующим Советом народных депутатов или назна­чены в зависимости от уровня Президентом или главой вышесто­ящей администрации180. Глава администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа входит в единую систему исполнительной власти, подчиняется Президенту и Правительству России. Он подписывает и обнаро­дует законы, принятые соответствующими представительными ор­ганами, и обладает правом «вето». Законы могут быть до истече­ния срока, установленного для их подписания, возвращены главой администрации в принявший их представительный орган для по­вторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон будет принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов законодательного органа, то глава администрации обязан его подписать181.

 

В субъекты Российской Федерации назначались представители Президента, которые подчинялись непосредственно ему и несли перед ним персональную ответственность. В их полномочия вхо­дило: представительство Президента в отношениях с органами го­сударственной власти и местного самоуправления, общественны­ми объединениями, предприятиями, войсковыми формирования­ми и гражданами на соответствующей территории; координация деятельности территориальных служб федеральных органов



2019-08-13 496 Обсуждений (0)
Основные изменения в праве период перестройки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные изменения в праве период перестройки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)