Развитие творческих способностей на факультативных занятиях в начальной школе
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Развитие творческих способностей на факультативных занятиях в начальной школе
Практический материал
Витебск • 2010 ББК 74.202.4
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития образования»
Составитель: О.В.Волкова, методист отдела дошкольного и начального образования Государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития образования»
Рецензенты: Е.Ф.Курилина, методист отдела дошкольного и начального образования Государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития образования», Е.М.Иванова, учитель начальных классов УО «Государственная гимназия №8 г.Витебска»
Р 17 Развитие творческих способностей на факультативных занятиях в начальной школе: практический материал. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2011. – 32 с. В практическом материале определены приоритетные функции в организации факультативных занятий, условия их эффективности, педагоги найдут здесь ответы на вопросы: по каким критериям оценивать эффективность факультативных занятий, какие педагогические технологии можно использовать. В приложении приведены анкеты для учащихся, интересные сценарные разработки занятий. Адресуется учителям начальных классов, слушателям курсов повышения квалификации. ББК 74.202.4 Развитие творческих способностей на факультативных занятиях в начальной школе
Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я, может быть, запомню; вовлеки меня – и я пойму. Конфуций
Ребёнок учится тогда, когда он активно думает о том, что учит. В новой образовательной ситуации, сложившейся после принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», факультативные занятия стали основной формой дифференцированного обучения во внеурочное время. Реформа общего среднего образования не могла не отразиться на содержании и методике проведения факультативных занятий, основной целью которых является индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика. Целью организации факультативных занятий является повышение качества образования учащихся. Факультативные занятия способствуют расширению кругозора учащихся, развитию креативного мышления, формированию активного познавательного интереса к предмету, подготовке одаренных школьников к олимпиадам, формированию профориентационной компетентности учащихся, приобщению учащихся к исследовательской деятельности, коррекции пробелов в знаниях и умениях учащихся и др. В качестве приоритетных функций факультативных занятий можно выделить следующие: - предметно-повышающую – ориентированную на повышение уровня изучения учащимися отдельных учебных предметов, позволяющего им успешно участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах; - развивающую – направленную на личностное развитие на основе его склонностей, интересов и потребностей; - мотивационную – призванную развивать у учащихся мотивацию достижения успеха не только в изучении отдельных предметов, но и в социально-значимых делах; - коррекционно-стимулирующую – направленную на “выравнивание” образовательного уровня ученика. Обеспечение на этой основе ухода от комплексов “неуспешности”, стимулирование продвижения вперед, значимых результатов деятельности; - адаптационную – позволяющую формировать у учащихся социальные компетенции, мобильность, способность быстрой адаптации к условиям, атмосфере, ситуации; - профориентационную – призванную оказать учащимся помощь в их профессиональном самоопределении; Факультативные занятия проводятся по специальным программам, позволяющим обеспечивать соблюдение преемственности между обязательными и факультативными курсами, повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. Естественно, что при определении перечня факультативов необходимо исходить не только из личных желаний учащихся, их родителей, но и из возможностей общеобразовательного учреждения. Желательно учитывать конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с региональными условиями. Содержание факультативных занятий чаще всего носит практикоориентированный характер. Возможны разнообразные внешние формы организации факультативных занятий: на базе одного класса или параллели. По продолжительности возможно и целесообразно организовывать факультативы в течение учебного года, полугодия, четверти. Выбор продолжительности проведения факультатива зависит от темы и содержания, интереса учащихся. Важным педагогическим условием эффективности факультативного обучения является возникновение и поддержание познавательного интереса учащихся. Порой самому ребенку достаточно непросто определиться в своих интересах, даже при непосредственном участии родителей, тем более на этапе “взросления” личности, когда все кажется интересным, необходимым и полезным. Поэтому деятельность педагога по поддержанию и развитию познавательного интереса учащихся в ходе проведения факультативных занятий направлена на: - моральную поддержку стремления учащихся к достижениям; - грамотное соотношение похвалы и критики; - обеспечение причастности каждого ученика к успешным результатам работы всей группы; - поддержание на факультативе творческой обстановки, обеспечение условий для личностного развития каждого ученика; - обеспечение новизны и полезности познавательной информации, использование активных и интерактивных форм работы на занятиях; - чередование на занятиях видов деятельности; использование заданий на все мыслительные операции: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, классификация, интерпретация, проектирование, моделирование, конструкция и др.; - вовлечение учащихся в различные виды исследовательской деятельности; - эмоционально окрашенное педагогическое воздействие на учащихся; - авансирование успеха не уверенным в себе ученикам; - рефлексию управленческой, педагогической и ученической деятельности. Результативность образовательного процесса факультативных занятий может оцениваться на основе следующих критериев: - обученность учащихся; - уровень личностного развития; - развитие познавательных способностей и поддержание познавательных интересов учащихся; - формирование мотивации достижения успеха; - степень удовлетворенности субъектов от сотворческой деятельности; - приобретение навыков ведения здорового образа жизни; Данный подход даст возможность педагогам регулировать, корректировать, а значит, и совершенствовать процесс планирования, организации и реализации факультативного обучения. На факультативных занятиях в начальной школе применяются индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы, организуется интерактивное общение и взаимообучение. Большое внимание уделяется самоанализу и самооценке. Тренинги, практикумы, творческие мастерские, лабораторные работы, исследования, экскурсии, занятия-игры, путешествия и другие формы работы, которые используются на факультативных занятиях, дают возможность сформировать у младших школьников способность свободно мыслить, решать нестандартные задачи, творчески подходить к выполнению заданий. Учитель в совместной деятельности формирует у учащихся опыт работы с информацией, опыт практического использования знаний. Расширяется опыт познавательной деятельности и развития познавательного интереса и др. В настоящее время для учителей начальных классов в работе с детьми предложено более тридцати программ факультативных занятий, направленных на углубление знаний учащихся по дисциплинам учебного плана, личностного развития учащихся. На факультативных занятиях предметной направленности эффективны следующие технологии: технология исследовательской деятельности; технология многомерных дидактических инструментов; технология полного усвоения знаний; технология проблемного обучения; технология развития критического мышления; технология педагогических мастерских; продуктивная технология обучения; модульная технология; интегральная образовательная технология; проектная технология. Для достижения необходимого уровня образовательных результатов обучающихся начальных классов необходимо максимально использовать все имеющиеся ресурсы (урочная и внеурочная деятельность). Особого внимания заслуживает система факультативных занятий, которая при правильной организации и целесообразном использовании временных ресурсов позволяет формировать у учащихся ключевые компетентности с учетом их психологических и возрастных особенностей. Использование педагогом нестандартных форм проведения факультативных занятий (театральная постановка, экскурсия, виртуальное путешествие, игровая программа и т.д.) позволяет повысить внутреннюю мотивацию обучающихся и их познавательный интерес к предмету. Приложение 1
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1006)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |