Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика научного исследования



2019-08-13 247 Обсуждений (0)
Общая характеристика научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

(курсовая, выпускная, магистерская)

Учебно-методическое пособие

 

 

Пермь

ПГГПУ

2016

УДК 159.9

ББК Ю 93

    В 552

Р е ц е н з е н т :

Е.Ю. Жданова - Д.пс.н., профессор, зав.каф. психологии развития
Пермского государственного национального исследовательского университета

  В 552   Волочков А.А.Исследовательская работа студента (курсовая, выпускная, магистерская) [Текст]: Учебно-методическое пособие /; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2016. – 123 с.

В пособии в соответствии с имеющимися нормативными документами и традициями Пермской научной школы психологов приводятся требования к выполнению учебных исследовательских работ бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям подготовки 37.03.01,37.04.01 «Психология» и 44.03.02, 44.04.02 (050400) «Психолого-педагогическое образование», даются рекомендации по их выполнению и подготовке к защите. Приводятся примеры оформления отдельных разделов исследовательских работ.

Издание адресовано студентам и преподавателям психологических факультетов высших учебных заведений.

УДК 159.9

ББК Ю 93

Печатается по решению Совета Института психологии ПГГПУ от 11.06.2016 г. и Учебно-методического совета ПГГПУ

 

                                                               © Волочков А.А, 2016

© ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет», 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ...................................................................................... - 3 -

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ - 5 -

1.  Научная деятельность и исследовательская работа студентов................................................................................................ - 7 -

1.1 Общая характеристика научного исследования.................................. - 7 -

1.2 Исследовательская работа студентов: особенности, задачи и виды - 10 -

1.3 Краткие требования к содержанию и структуре курсовых и выпускных работ    - 13 -

2.  Планирование исследовательской работы.... - 19 -

2.1 Выбор темы.......................................................................................... - 19 -

2.2 Календарный план работы.................................................................. - 21 -

3.  Структура и структурные компоненты исследовательской работы...................................................... - 23 -

3.1 Структура научно-исследовательской работы.................................. - 23 -

3.2 Содержание структурных компонентов исследовательской работы - 25 -

3.2.1 Титульный лист.......................................................................... - 25 -

3.2.2 Оглавление................................................................................ - 25 -

3.2.3 Введение.................................................................................... - 26 -

3.2.4 Основная часть........................................................................... - 30 -

3.2.5 Глава 1. Теоретическая часть работы....................................... - 31 -

3.2.7 Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение................ - 53 -

3.2.8  Выводы...................................................................................... - 58 -

3.2.9 Заключение................................................................................ - 61 -

3.2.10 Библиографический список..................................................... - 63 -

3.2.11 Приложения............................................................................. - 64 -

4.  Оформление исследовательской работы......... - 66 -

4.1 Особенности научного текста.............................................................. - 66 -

4.1.1 Особенности стиля научного изложения................................. - 66 -

4.1.2 Правила использования сокращений....................................... - 69 -

4.2 Правила оформления текста исследовательской работы................. - 70 -

4.2.1 Оформление текста работы...................................................... - 70 -

4.2.2 Оформление заголовков............................................................ - 71 -

4.2.3 Оформление ссылок на источники............................................ - 72 -

4.2.4.Оформление таблиц и рисунков................................................ - 74 -

5.  Публикация результатов исследовательской работы   - 86 -

6.  Представление и защита
исследовательских работ.......................................................... - 89 -

6.1 Подготовка к защите........................................................................... - 89 -

6.2 Процедура защиты исследовательской работы................................. - 94 -

7.  Экспертиза и оценивание исследовательских работ студентов.............................................................................................. - 95 -

7.1 Критерии оценки.................................................................................. - 95 -

7.2 Отзывы и рецензии на ВКР................................................................. - 99 -

7.3 Апелляции.......................................................................................... - 101 -

8.  Библиографический список.................................... - 104 -

9.  Приложения......................................................................... - 110 -

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец заявления об утверждении темы выпускной квалификационной работы обучающегося............................................... - 110 -

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Области, объекты и виды профессиональной деятельности по ФГОС ВПО (уровень магистратуры) направлений подготовки 37.04.01 Психология и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование................ 111

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Профессиональные задачи в сфере научно-исследовательской деятельности по ФГОС ВПО (уровень магистратуры) направлений подготовки 37.04.01 Психология и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование..................................................................................................... 112

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Форма и структура календарного плана выполнения ВКР......................................................................................................................... 113

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.Примеры оформления титульных листов............. 114

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.Оформление оглавления исследовательской работы 116

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.Ресурсы Интернет для исследовательских работ по психологии...................................................................................................... 117

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.Пример формулировок цели, объекта, предмета, гипотез и задач исследования......................................................................................... 120

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.Примеры библиографического описания научных источников для составления Библиографического списка (по ГОСТ 7.1-2003, 2004)......................................................................................................................... 122

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.Форма и содержание отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу............................................................................. 124

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.Образец оформления рецензии на выпускную работу 125

ПРИЛОЖЕНИЕ 12.Порядок проведения проверки выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций на наличие и объем заимствований, а также их размещение на официальном сайте ФГБОУ ВПО ПГГПУ......................................................................................................................... 126

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Современный период развития общества характеризуется стремительными изменениями, которые затрагивают все сферы жизни. В материалах Болонского семинара (Словения, 2004 г., Берген, 2005 г., Челябинск, 2009 г. и др.) неизменно подчеркивается, что в этих условиях система высшего образования должна стать гибкой и ориентированной на развитие у студентов творческого мышления, исследовательских умений, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда.

Современный специалист не можетограничиватьсяполученной в вузе суммой фундаментальных и специальных знаний. Онобязан постоянно учиться, повышать квалификацию и быстро адаптироваться к переменам. Именно научно-исследовательская работаформирует научное мировоззрение студентов, способствует их личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать дальнейшуюпрофессиональную деятельность.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования. Кроме того, важность проблемы формирования исследовательских умений студентов подтверждает анализ большого числа профессиограмм специалистов разных направлений, в которые включены умения формулирования и решения проблем, системного анализа, абстрагирования, формализации и др. (Чупрова 2012, с. 380).

Со времени последнего учебно-методического издания, подготовленного нами для студентов, ведущих исследования в рамках курсовых или выпускных квалификационных работ, прошло всего два года.[1] Но темп изменений в российском образовании столь высок, а изменений настолько много, что возникла острая потребность подготовить новое учебно-методическое пособие.

Еще одна причина, побудившая нас к его написанию – стремление в одном пособии представить весь процесс подготовки студентами учебно-исследовательских работ – от курсовой работы бакалавра до выпускной квалификационной работы бакалавра и магистерской диссертации. На наш взгляд, такой подход дает возможность студенту представить весь процесс учебно-исследовательской работы за время обучения в вузе, демонстрирует движение по «лестнице компетенций», закрепляет учебно-познавательную мотивацию, лежащую в основе устойчивого интереса к научно-исследовательской деятельности.

Наконец, в структуре, оформлении, информационных ресурсах и организации деятельности по подготовке и проведению исследовательских студенческих работ различного ранга (курсовых, выпускных, магистерских) много общего. Отражение этого единства облегчает организацию преддипломной практики и деятельность научного руководителя по сопровождению подготовки исследовательских работ студентов и магистрантов.

 


 

1. Научная деятельность
и исследовательская работа студентов

 

 

Общая характеристика научного исследования

 

Наука – особая область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и объясняют их. Теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы и общества (Уайтхед,1990).

Наука – одна изформа познания мира, наряду с обыденным познанием,мифологией, философией, теологией, эзотерикой,искусством.У каждого из этих видов познания – своя история, особенности, достоинства и недостатки. Например, философия предлагает картины возможных миров, в то время как наука изучает мир реальный. Наука познает мир таким, каков он в действительности, то есть добывает объективные знания о мире (Дорфман, 2005, с. 7).

Существует множество наук – общественных и гуманитарных, естественных и технических. У каждой из них – определенный объект, самостоятельный предмет, а также способы добывания и интерпретации научных фактов. Например, психологическая наука определяется как наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей, которая объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы (Психология, 2001). Вместе с тем, все науки объединяет использование научного метода познания, являющейся основой научных исследований.

Научное исследование характеризуется следующими признаками (Кузнецов, 2006):

- целенаправленность: процесс достижения осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

- ориентация на поиск неизвестного:процесс поиска нового,

выдвижения оригинальных идей и подходов к изучению явлений;

- систематичность:процесс последовательного выполнения

исследовательских задач, упорядочивания результатов;

- доказательность:обоснованность, аргументированность идей,

результатов и выводов исследования.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям. Взависимости от цели исследования выделяют фундаментальные и прикладные исследования; в зависимости от уровня научного познания - теоретические и эмпирические.

Виды научных исследований (Научное исследование, 2015):

· Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

· Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.

· Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.

· Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.

· Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

· Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

· Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.

· Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

· Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

· Воспроизводящее (репликационное) исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.

· Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

 

Репертуар студенческих исследований несколько уже. Обычно это монодисциплинарное, поисковое или уточняющее исследование. Полезными для будущей профессиональной деятельности являются прикладные исследования или разработки, внедряемые в практику. Вместе с тем, у студентов есть возможности участвовать в междисциплинарных и комплексных исследованиях.Профессорско-преподавательскими коллективами всегда поощряется активное участие студентов в реализации грантов различного уровня, выполняемых под руководством признанных ученых. Такойвнеучебный опыт исследовательской работы позволяет получить неоценимый опыт взаимодействия с коллегами-учеными в решении сложных научных задач.

 

1.2 Исследовательская работа студентов:
особенности,задачи ивиды

 

Научно-исследовательская работа студентов включает в себя следующие элементы: – обучение студентов основам исследовательского труда и выполнение научных исследований под руководством преподавателей (Чупрова, 2012). Эта работа, по сравнению с исследовательской работой ученого, имеет ряд особенностей:

1. не является профессиональной научной деятельностью, но является необходимым этапом подготовки к самостоятельной научной работе либо использованию научных методов в профессиональной деятельности 

2. в значительной мере воспроизводит достижения и требования современной науки, не случайно за рубежом широко распространена репликационная тематика исследовательских работ студентов.

3. по сути является учебно-исследовательской деятельностью, так как,с одной стороны, включает в себя элементы исследования, с другой — носит учебный характер и преследует учебные цели;

4. выполняется студентом под руководством преподавателя, имеющего опыт научных исследований, т.е. субъектами учебно-исследовательской деятельности являются студенты и преподаватели вузов;

5. Оценивается в ходе государственной итоговой аттестации студента высшего учебного заведения.

 

Задачи научно-исследовательской работы студента ориентированы на формирование навыков научно­-исследовательской деятельности и развитие умений (Положение о НИР студентов …, 2011):

-  вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

-  формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы;

-  выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении заданий руководителя в рамках (авторской) магистерской программы);

-  применять современные информационные технологии при проведении научных исследований;

-  обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, курсовой работы, магистерской диссертации);

-  оформлять результаты проделанной работы в соответствии с действующими требованиями ГОСТ и др. нормативных документов с привлечением современных средств редактирования и печати;

-  формировать другие навыки и умения, необходимые студенту.

Профессиональные задачи в сфере научно-исследовательской деятельности, сформулированные в ФГОС ВПО по направлениям подготовки 37.04.01. Психология и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры) достаточно конкретны:

· постановка проблем исследования, обработка, анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования;

· определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения, подбор методик, построение математических моделей; организация проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов;

· подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;

· организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе

· анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области;

· экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии;

· создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

В целом задачи научно-исследовательской работы студентов характеризуют этот вид деятельности как эффективное средство формирования и развития у студентов мотивации к творче­ству, ответственности и самостоятельности, а также способ наиболее полно реализовать инди­видуальный подход в обучении и воспитании студентов.

Виды исследовательской работы студентов разнообразны и представлены как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Это научно-исследовательские семинары, научно-исследовательская практика, участие в студенческих научных конференциях, научных объединениях и др.

Основным видом, безусловно, является подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ различного уровня. Этот вид исследовательской работы студентов является обязательным для всех основных образовательных программ ВПО различного уровня (Федеральный государственный стандарт, 2010 - 2014). Именно этому виду работы студентов посвящено данное пособие.

1.3 Краткие требования к содержанию и структуре
курсовых и выпускных работ

 

 

В этом параграфе приведены ориентировочные требования всодержанию курсовых и выпускных квалификационных работ различного уровня и курса обучения на примере требований, приняте Ученым Советом Института психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». Эти требования опираются на ряд Положений, принятых в соответствии с ФГОС ВПО Ученым Советом ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» в 2011 – 2016 г.

Бакалавриат

Курсовая работабаклавра (2 курс):

Характеристики работы Ориентировочные требования
Объем (в листах А-4) 30 – 40
Научных источников в аналитическом обзоре 25 и более
Участники эмпирического исследования, выборки Не обязательно
Диагностических методик / показателей Не обязательно (желательно в описании методов будущего исследования)
Анализ данных Не обязательно
Возможные типы исследования Поисковое исследование, направленное на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.
Формыработы Аналитический обзор научных источников[2]: сбор и анализ большого числа источников по определенной теме, переработка их в единый компактный и обобщенный документ. Результатом такой переработки являются выводы, практические рекомендации и планирование дальнейшей работы на базе анализа содержания отобранных первоисточников. Задача обзора также - критическая оценка первоисточников, их актуальности и перспективности. Обзоры призваны выявить тенденции развития соответствующих областей науки, практики, общества. Обобщая результаты научных исследований, обзоры очерчивают перспективы и пути дальнейших разработок.
Цели, задачи, компетенции 1. Постановка исследовательской проблемы на основеанализа научных источников в целях 2. анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования; 3.развитие способности к поиску и формулированию исследовательских проблем. 4. приобретение и развитие навыков оформления научных работ. 5.развитие умения публичного представления результатов исследовательского проекта.
Структура работы Введение: проблема, актуальность, ее практическая и теоретическая значимость, новизна Главы 1-3. Представляет собой аналитический обзор научных публикаций, в т.ч. периодики и ВКР по теме исследования. Итоговый параграф – постановка проблемы и задач будущего исследования. Заключение обобщение итогов работы, включающее 1) краткие выводы; 2) описание перспектив дальнейшего исследования, в т.ч. формулировку проблемы, актуальность, практическую и теоретическую значимость, возможные цели, объект и предмет, гипотезу будущего исследования Библиографический список. Приложения (не обязательно) могут содержать тексты и бланки методик будущего (или проведенного) исследования, таблицы и рисунки, не вошедшие в основной текст работы

 



2019-08-13 247 Обсуждений (0)
Общая характеристика научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика научного исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)