Общая характеристика научного исследования
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (курсовая, выпускная, магистерская) Учебно-методическое пособие
Пермь ПГГПУ 2016 УДК 159.9 ББК Ю 93 В 552 Р е ц е н з е н т : Е.Ю. Жданова - Д.пс.н., профессор, зав.каф. психологии развития
В пособии в соответствии с имеющимися нормативными документами и традициями Пермской научной школы психологов приводятся требования к выполнению учебных исследовательских работ бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям подготовки 37.03.01,37.04.01 «Психология» и 44.03.02, 44.04.02 (050400) «Психолого-педагогическое образование», даются рекомендации по их выполнению и подготовке к защите. Приводятся примеры оформления отдельных разделов исследовательских работ. Издание адресовано студентам и преподавателям психологических факультетов высших учебных заведений. УДК 159.9 ББК Ю 93 Печатается по решению Совета Института психологии ПГГПУ от 11.06.2016 г. и Учебно-методического совета ПГГПУ
© Волочков А.А, 2016 © ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ...................................................................................... - 3 - ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ - 5 - 1. Научная деятельность и исследовательская работа студентов................................................................................................ - 7 - 1.1 Общая характеристика научного исследования.................................. - 7 - 1.2 Исследовательская работа студентов: особенности, задачи и виды - 10 - 1.3 Краткие требования к содержанию и структуре курсовых и выпускных работ - 13 - 2. Планирование исследовательской работы.... - 19 - 2.1 Выбор темы.......................................................................................... - 19 - 2.2 Календарный план работы.................................................................. - 21 - 3. Структура и структурные компоненты исследовательской работы...................................................... - 23 - 3.1 Структура научно-исследовательской работы.................................. - 23 - 3.2 Содержание структурных компонентов исследовательской работы - 25 - 3.2.1 Титульный лист.......................................................................... - 25 - 3.2.2 Оглавление................................................................................ - 25 - 3.2.3 Введение.................................................................................... - 26 - 3.2.4 Основная часть........................................................................... - 30 - 3.2.5 Глава 1. Теоретическая часть работы....................................... - 31 - 3.2.7 Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение................ - 53 - 3.2.8 Выводы...................................................................................... - 58 - 3.2.9 Заключение................................................................................ - 61 - 3.2.10 Библиографический список..................................................... - 63 - 3.2.11 Приложения............................................................................. - 64 - 4. Оформление исследовательской работы......... - 66 - 4.1 Особенности научного текста.............................................................. - 66 - 4.1.1 Особенности стиля научного изложения................................. - 66 - 4.1.2 Правила использования сокращений....................................... - 69 - 4.2 Правила оформления текста исследовательской работы................. - 70 - 4.2.1 Оформление текста работы...................................................... - 70 - 4.2.2 Оформление заголовков............................................................ - 71 - 4.2.3 Оформление ссылок на источники............................................ - 72 - 4.2.4.Оформление таблиц и рисунков................................................ - 74 - 5. Публикация результатов исследовательской работы - 86 - 6. Представление и защита 6.1 Подготовка к защите........................................................................... - 89 - 6.2 Процедура защиты исследовательской работы................................. - 94 - 7. Экспертиза и оценивание исследовательских работ студентов.............................................................................................. - 95 - 7.1 Критерии оценки.................................................................................. - 95 - 7.2 Отзывы и рецензии на ВКР................................................................. - 99 - 7.3 Апелляции.......................................................................................... - 101 - 8. Библиографический список.................................... - 104 - 9. Приложения......................................................................... - 110 - ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец заявления об утверждении темы выпускной квалификационной работы обучающегося............................................... - 110 - ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Области, объекты и виды профессиональной деятельности по ФГОС ВПО (уровень магистратуры) направлений подготовки 37.04.01 Психология и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование................ 111 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Профессиональные задачи в сфере научно-исследовательской деятельности по ФГОС ВПО (уровень магистратуры) направлений подготовки 37.04.01 Психология и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование..................................................................................................... 112 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Форма и структура календарного плана выполнения ВКР......................................................................................................................... 113 ПРИЛОЖЕНИЕ 5.Примеры оформления титульных листов............. 114 ПРИЛОЖЕНИЕ 6.Оформление оглавления исследовательской работы 116 ПРИЛОЖЕНИЕ 7.Ресурсы Интернет для исследовательских работ по психологии...................................................................................................... 117 ПРИЛОЖЕНИЕ 8.Пример формулировок цели, объекта, предмета, гипотез и задач исследования......................................................................................... 120 ПРИЛОЖЕНИЕ 9.Примеры библиографического описания научных источников для составления Библиографического списка (по ГОСТ 7.1-2003, 2004)......................................................................................................................... 122 ПРИЛОЖЕНИЕ 10.Форма и содержание отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу............................................................................. 124 ПРИЛОЖЕНИЕ 11.Образец оформления рецензии на выпускную работу 125 ПРИЛОЖЕНИЕ 12.Порядок проведения проверки выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций на наличие и объем заимствований, а также их размещение на официальном сайте ФГБОУ ВПО ПГГПУ......................................................................................................................... 126
ВВЕДЕНИЕ
Современный период развития общества характеризуется стремительными изменениями, которые затрагивают все сферы жизни. В материалах Болонского семинара (Словения, 2004 г., Берген, 2005 г., Челябинск, 2009 г. и др.) неизменно подчеркивается, что в этих условиях система высшего образования должна стать гибкой и ориентированной на развитие у студентов творческого мышления, исследовательских умений, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда. Современный специалист не можетограничиватьсяполученной в вузе суммой фундаментальных и специальных знаний. Онобязан постоянно учиться, повышать квалификацию и быстро адаптироваться к переменам. Именно научно-исследовательская работаформирует научное мировоззрение студентов, способствует их личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать дальнейшуюпрофессиональную деятельность. Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования. Кроме того, важность проблемы формирования исследовательских умений студентов подтверждает анализ большого числа профессиограмм специалистов разных направлений, в которые включены умения формулирования и решения проблем, системного анализа, абстрагирования, формализации и др. (Чупрова 2012, с. 380). Со времени последнего учебно-методического издания, подготовленного нами для студентов, ведущих исследования в рамках курсовых или выпускных квалификационных работ, прошло всего два года.[1] Но темп изменений в российском образовании столь высок, а изменений настолько много, что возникла острая потребность подготовить новое учебно-методическое пособие. Еще одна причина, побудившая нас к его написанию – стремление в одном пособии представить весь процесс подготовки студентами учебно-исследовательских работ – от курсовой работы бакалавра до выпускной квалификационной работы бакалавра и магистерской диссертации. На наш взгляд, такой подход дает возможность студенту представить весь процесс учебно-исследовательской работы за время обучения в вузе, демонстрирует движение по «лестнице компетенций», закрепляет учебно-познавательную мотивацию, лежащую в основе устойчивого интереса к научно-исследовательской деятельности. Наконец, в структуре, оформлении, информационных ресурсах и организации деятельности по подготовке и проведению исследовательских студенческих работ различного ранга (курсовых, выпускных, магистерских) много общего. Отражение этого единства облегчает организацию преддипломной практики и деятельность научного руководителя по сопровождению подготовки исследовательских работ студентов и магистрантов.
1. Научная деятельность
Общая характеристика научного исследования
Наука – особая область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и объясняют их. Теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы и общества (Уайтхед,1990). Наука – одна изформа познания мира, наряду с обыденным познанием,мифологией, философией, теологией, эзотерикой,искусством.У каждого из этих видов познания – своя история, особенности, достоинства и недостатки. Например, философия предлагает картины возможных миров, в то время как наука изучает мир реальный. Наука познает мир таким, каков он в действительности, то есть добывает объективные знания о мире (Дорфман, 2005, с. 7). Существует множество наук – общественных и гуманитарных, естественных и технических. У каждой из них – определенный объект, самостоятельный предмет, а также способы добывания и интерпретации научных фактов. Например, психологическая наука определяется как наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей, которая объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы (Психология, 2001). Вместе с тем, все науки объединяет использование научного метода познания, являющейся основой научных исследований. Научное исследование характеризуется следующими признаками (Кузнецов, 2006): - целенаправленность: процесс достижения осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; - ориентация на поиск неизвестного:процесс поиска нового, выдвижения оригинальных идей и подходов к изучению явлений; - систематичность:процесс последовательного выполнения исследовательских задач, упорядочивания результатов; - доказательность:обоснованность, аргументированность идей, результатов и выводов исследования. Научные исследования классифицируются по различным основаниям. Взависимости от цели исследования выделяют фундаментальные и прикладные исследования; в зависимости от уровня научного познания - теоретические и эмпирические. Виды научных исследований (Научное исследование, 2015): · Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения. · Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач. · Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки. · Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин. · Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. · Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. · Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач. · Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента. · Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание. · Воспроизводящее (репликационное) исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем. · Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
Репертуар студенческих исследований несколько уже. Обычно это монодисциплинарное, поисковое или уточняющее исследование. Полезными для будущей профессиональной деятельности являются прикладные исследования или разработки, внедряемые в практику. Вместе с тем, у студентов есть возможности участвовать в междисциплинарных и комплексных исследованиях.Профессорско-преподавательскими коллективами всегда поощряется активное участие студентов в реализации грантов различного уровня, выполняемых под руководством признанных ученых. Такойвнеучебный опыт исследовательской работы позволяет получить неоценимый опыт взаимодействия с коллегами-учеными в решении сложных научных задач.
1.2 Исследовательская работа студентов:
Научно-исследовательская работа студентов включает в себя следующие элементы: – обучение студентов основам исследовательского труда и выполнение научных исследований под руководством преподавателей (Чупрова, 2012). Эта работа, по сравнению с исследовательской работой ученого, имеет ряд особенностей: 1. не является профессиональной научной деятельностью, но является необходимым этапом подготовки к самостоятельной научной работе либо использованию научных методов в профессиональной деятельности 2. в значительной мере воспроизводит достижения и требования современной науки, не случайно за рубежом широко распространена репликационная тематика исследовательских работ студентов. 3. по сути является учебно-исследовательской деятельностью, так как,с одной стороны, включает в себя элементы исследования, с другой — носит учебный характер и преследует учебные цели; 4. выполняется студентом под руководством преподавателя, имеющего опыт научных исследований, т.е. субъектами учебно-исследовательской деятельности являются студенты и преподаватели вузов; 5. Оценивается в ходе государственной итоговой аттестации студента высшего учебного заведения.
Задачи научно-исследовательской работы студента ориентированы на формирование навыков научно-исследовательской деятельности и развитие умений (Положение о НИР студентов …, 2011): - вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; - формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы; - выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении заданий руководителя в рамках (авторской) магистерской программы); - применять современные информационные технологии при проведении научных исследований; - обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, курсовой работы, магистерской диссертации); - оформлять результаты проделанной работы в соответствии с действующими требованиями ГОСТ и др. нормативных документов с привлечением современных средств редактирования и печати; - формировать другие навыки и умения, необходимые студенту. Профессиональные задачи в сфере научно-исследовательской деятельности, сформулированные в ФГОС ВПО по направлениям подготовки 37.04.01. Психология и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры) достаточно конкретны: · постановка проблем исследования, обработка, анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования; · определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения, подбор методик, построение математических моделей; организация проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов; · подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок; · организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе · анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области; · экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии; · создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; В целом задачи научно-исследовательской работы студентов характеризуют этот вид деятельности как эффективное средство формирования и развития у студентов мотивации к творчеству, ответственности и самостоятельности, а также способ наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов. Виды исследовательской работы студентов разнообразны и представлены как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Это научно-исследовательские семинары, научно-исследовательская практика, участие в студенческих научных конференциях, научных объединениях и др. Основным видом, безусловно, является подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ различного уровня. Этот вид исследовательской работы студентов является обязательным для всех основных образовательных программ ВПО различного уровня (Федеральный государственный стандарт, 2010 - 2014). Именно этому виду работы студентов посвящено данное пособие. 1.3 Краткие требования к содержанию и структуре
В этом параграфе приведены ориентировочные требования всодержанию курсовых и выпускных квалификационных работ различного уровня и курса обучения на примере требований, приняте Ученым Советом Института психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». Эти требования опираются на ряд Положений, принятых в соответствии с ФГОС ВПО Ученым Советом ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» в 2011 – 2016 г. Бакалавриат Курсовая работабаклавра (2 курс):
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |