Психология детей со сложными нарушениями развития
Психология детей со сложными нарушениями развития — это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития человека, имеющего два или более нарушений. Самые большие научные традиции в этой области имеет наука об особенностях психического развития слепоглухого ребенка — ребенка с двойным сенсорным нарушением. Предметом этой области специальной психологии является изучение своеобразия психического развития людей со сложными нарушениями и определение путей психолого-педагогической помощи этим людям и их семьям. Задачи психологии детей со сложными нарушениями развития заключаются в: 1) описании общих и специфических закономерностей их развития; 2) разработке методов их диагностического изучения; 3) психологическом обосновании содержания и методов их обучения и воспитания; 4) изучении особенностей социально-психологической адаптации этой группы людей в обществе. Любая группа детей с нарушениями развития неоднородна по составу. Внутри каждого вида нарушения развития принято выделять подгруппы детей в зависимости от выраженности нарушения и его характеристики. Часть детей имеет осложненный, часть сложный вид нарушений. Сложными нарушениями, как уже было сказано, принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма. Это могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП; разные виды одновременного нарушения зрения и слуха, которые принято относить к слепоглухоте; слепота и системное нарушение речи и т.д. Эти достаточно выраженные сложные нарушения развития должны диагностироваться у детей как можно раньше. Исходя из вышесказанного дискуссионной проблемой остается отнесение к сложному дефекту тех видов глубокого органического поражения ЦНС, следствием которых являются нарушения развития у ребенка с глубоким отставанием в умственном развитии. В этом случае можно говорить о множественном виде нарушений, поскольку выраженная умственная отсталость сопровождается нарушениями развития или поражениями многих областей коры головного мозга, отвечающих за сенсорную, двигательную и речевую сферы человека. Кожная чувствительность и двигательная память становится особым способом познания у слепоглухих., слабость искаженность эмоциональных связей, затрудненность контактов. Самый известный отечественный исследователь в области слепоглухоты И.А.Соколянский относил к истинной слепоглухоте только детей с врожденным или приобретенным, полным или частичным нарушением функции в периферической части зрительного и слухового анализаторов, без грубых нарушений центральных отделов мозга. Умственно отсталых детей с выраженными нарушениями зрения и слуха он относил к «церебрально недостаточным Пирамида в цветовой гамме Люшера. ЗАДАНИЕ. Разбор и складывание пирамиды. Методика описана А.А. Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгардт (1972г.). Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей (на материальном уровне). Материал: пирамида из 7 колец. Инструкция: жестовая или вербальная. Ход выполнения задания: ребенку жестом предлагается разобрать пирамиду, а затем собрать ее. Виды помощи: - подача колец ребенку с целью стимуляции его действий; - демонстрация способа примеривания колец друг к другу с целью складывания пирамиды с учетом величины. Диапазон применения: детям с 2-х до 6-ти лет. Норма выполнения: дети 2-3-х лет могут складывать пирамиду без учета величины. Дети старше 4-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением. Детям старше 6-ти лет пирамидка не дается. Почтовый ящик. ЗАДАНИЕ. Вкладывание объемных фигур. Методика описана АА. Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгардт (1972г.) Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне. Материал: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей). Инструкция: жестовая или вербальная. Ход выполнения задания: ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху коробки. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу. Виды помощи: - демонстрация способа примеривания вставки к прорези; - подача вставки ребенку в ракурсе, не требующем пространственной переориентации, - разъяснение порядка действий ребенку (сначала посмотри на фигурку, потом посмотри на отверстие, примеряя фигуру к отверстию, попробуй ее повернуть, примерь к другому отверстию). Диапазон применения: детям с 3-х до 7-ми лет. Норма выполнения: до 3-х лет 6-ти мес. адекватным считается использование силовых приемов; у детей старше 3-х лет 6-ти мес., как правило, появляются целенаправленные пробы, дети старше 4-х лет переходят к примериванию, а после 5-ти лет - к зрительному соотнесению, однако, по мнению А.А.Венгер, Т.Л.Выготской и Э.И.Леонгардт, сохранение проб у детей 4-х лет и примеривание у детей 5-ти лет является допустимым. Дети старше 6-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением, а после 7-ми лет действовать на основе представлений.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |