Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация предметов. Классификация невербальная (по одному признаку). Классификация невербальная (по двум признакам).



2019-08-13 1302 Обсуждений (0)
Классификация предметов. Классификация невербальная (по одному признаку). Классификация невербальная (по двум признакам). 0.00 из 5.00 0 оценок




Классификация невербальная.

ЗАДАНИЕ. Классификация объектов по одному признаку.

ВАРИАНТ I.

Цель: исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации; выявление возможности объединения наглядно представленных объектов на основе выделения одного ведущего признака.

Материал: набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур (по 6 штук кругов, квадратов, треугольников, ромбов) 3-х цветов (красный, желтый, синий), 2-х величин (большие, маленькие).

Инструкция: речевая инструкция сопровождает конкретные действия экспериментатора и является вспомогательной («Продолжай раскладывать карточки, подходящие с подходящими»).

Ход выполнения задания: экспериментатор выкладывает перед испытуемым два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просит ребенка продолжить классификацию (должно получиться 3 ряда фигур, различающихся по цвету).

 Виды помощи:

- выкладывание начальной карточки третьего ряда;

- объяснение принципа раскладки («Они одинакового цвета: красные, синие, желтые»);

- дополнение карточек каждого из трех рядов экспериментатором.

Диапазон   применения:    для  детей, начиная с 5-ти лет.

Норма выполнения: при выполнении задания по образцу детям 5-ти лет требуется 1-2 урока. Нормой является словесное обозначение признаков классификации.

ВАРИАНТ II той же методики предназначен для детей 7-ми лет и старше.

Методика была предложена в 1954г. Ю.Ф.Поляковым для исследования процесса обобщения в наглядном и словесном плане, а затем переработана А.Л. Ивановой по принципу обучающего эксперимента (для определения умственного развития детей 7-9-ти лет).

Цель методики: выявление сформированности обобщения на наглядно- действенном и вербальном уровне; выявление возможности переноса сформированного навыка в новые условия. При этом не называется ни количество групп, ни признаки групп. У ч а с т и е экспериментатора состоит в стимулирующей организационной помощи в том случае, если ребенок проявляет пассивность («Попробуй, подумай: а еще как можно сделать?»). При выполнении этой части задания фиксируется наличие переноса навыка, сформированного при выполнении 1-й части задания, качество переноса (полный или частичный, словесный или в действиях). Возможны следующие варианты конечного результата:

1. Перенос полный, в словесной форме.

2. Перенос частичный, в словесной форме (при выделении не менее 2-х признаков).

3. Перенос полный, в действиях.

4. Перенос частичный, в действиях.

5. Перенос отсутствует (если указан только один признак или не указано ни одного).

Анализ эксперимента. Использование ориентировочного этапа действия (планирует ли ребенок предстоящую деятельность на 30 сек. или отвлекается).

1. Количество уроков-подсказок, необходимое для выполнения всех трех задач.

2. Перенос навыка (результат анализа выполнения аналогичного задания). По данным А.Л.Ивановой, дети с нормальным интеллектом нуждаются в 1- м-6-ти уроках, умственно отсталые в 8-ми-17-ти уроках. Данный эксперимент продуктивен при исследовании динамики мышления.

Классификация невербальная.

ЗАДАНИЕ. Классификация объектов по двум признакам.

ВАРИАНТ I.

Соотнесение цвета и формы.

Методика является модификацией лото В.М.Когана.

Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных и выделенных материалом.

Материал:

1) таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция), а в горизонтальном – бесформенные цветовые мазки 6 цветов радуги;

2) набор геометрических фигур всех перечисленных форм и цветов, соответствующих по размеру образцам фигур вертикального ряда.

Инструкция: задается одновременно с раскладкой первых трех фигур экспериментатором: «Найти место для каждой фигурки так, чтобы у каждой фигурки был свой цветной домик»

Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи:

- объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки («Посмотри:    здесь  нарисована         фигурка, у нее много домиков, (показ), и каждый - нового цвета»);

- объяснение принципа поиска (в действиях);

1. наложение фишки на образец формы;

2. поиск цвета;

3. совмещение движения фишки от формы к цвету.

Диапазон применения: от 5-ти лет и старше.

Норма выполнения: дети 5-ти лет выполняют задание в полном объеме с использованием проб и при зрительном соотнесении при уменьшении поля восприятия до 4-х форм и 5-ти цветов. Дети до 6-ти лет и старше выполняют задание в полном объеме на основе зрительного соотнесения. Дети 7-летнего возраста справляются с заданием, действуя в идеальном плане.

ВАРИАНТ II.

Соотнесение формы и величины (модификация задания, предложенного А. А. Венгер).

Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных и выделенных материалом.

Материал:

1) таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы, а в нижнем ряду – постепенно уменьшающиеся по величине круги (5 кругов с диаметром от 20 до 6 мм);

2) набор геометрических фигур, каждая из которых представлена в 5-ти (включая последний столбец) последовательно изменяющихся величинах в соответствии с образцами.

Инструкция:    вербальная, сопровождает  конкретные действия экспериментатора.

Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи:

- объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки;

- объяснение принципа поиска: наложение фишки на образец и сравнение с каждым порядковым элементом ряда;

-объяснение в действиях принципа совмещения двух признаков.

Диапазон применения: от 5-ти лет и старше.

Норма выполнения: дети 5-ти лет выполняют задание с использованием проб, выражающихся в промеривании с помощью наложения Количество проб уменьшается по мере заполнения рядов.

Классификация предметов.

ЗАДАНИЕ. Классификация предметов.

Методика является одной из основных в психологическом обследовании (Вейгль, 1927; Л.С. Выготский, 1934; Гольтштейн и Ширер, 1941; Б.В. Зейгарник, 1970 и др.).

Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования. На материале эксперимента можно также изучить возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций.

Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, растения, посуда, мебель, инструменты, транспорт и т. д.).

Инструкция: разложите эти карточки на столе – что к чему подходит (название групп и их количество не указывается).

Ход выполнения задания:  I этап – «глухой»: предлагается раскладывать карточки и группировать их как получится. После того, как выложено 16-20 карточек, начинается II этап работы. Сначала оценивается, что было сделано ребенком. Отмечаются правильно отобранные группы («Правильно, ты положил вместе игрушки, так и надо все объединять: посуду с посудой, одежду с одеждой» и т.д.). Затем оцениваются и корректируются ошибочные решения. На протяжении II этапа ребенку задаются вопросы по поводу места раскладки карточек и оценивается работа. Важно выяснить название каждой из выделенных групп и определить принцип обобщения. Для этого необходимы словесные объяснения ребенка. III этап – предлагается соединить выделенные группы между собой так, чтобы предметам укрупненной группы можно было дать общее название с одним (!) общим существенным признаком.

Диапазон применения: от 5-ти до 7-ми лет – I, II этапы; с 7-ми лет – III этап работы. Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, определяя принцип обобщения на функциональном уровне. Начиная с 6-ти лет нормой является использование отвлеченных категорий.

Исключение предметов.

ЗАДАНИЕ. Исключение предметов.

Цель: исследование категориального мышления; выявления уровня обобщения.

Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:

1) каждый раз изменяется позиция «лишней картинки»;

2) используются «провокации»: по цвету, форме, величине, стилю изображения.

Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета».

Ход выполнения задания: ребенку последовательно предъявляются карточки, на которых он показывает «лишний предмет», а затем обосновывает принцип выделения.

Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей сложности.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя «лишний» предмет способом противопоставления (например: это обувь, а это - не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам.



2019-08-13 1302 Обсуждений (0)
Классификация предметов. Классификация невербальная (по одному признаку). Классификация невербальная (по двум признакам). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация предметов. Классификация невербальная (по одному признаку). Классификация невербальная (по двум признакам).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)