Сюжетные картинки. Нелепицы.
ЗАДАНИЕ 1. Объяснение сюжетных картин. Цель: выявление возможности осмысления ситуации, содержания картины на основе аналитико-синтетической деятельности. Материал: сюжетные картины, изображающие какое-либо событие - простые, наглядно изображающие все детали соответствующего события (с явным смыслом); усложненные, в которых общий смысл может быть понят только из сопоставления ряда деталей и с помощью ряда заключений, которые ребенок должен сделать (со скрытым смыслом); - нелепицы. Инструкция: «Расскажи, что здесь происходит. Придумай об этом рассказ». Диапазон применения: от 5-ти лет и старше по возрастающей сложности. Норма выполнения: дети с 5-ти лет составляют связные рассказы с элементами фантазирования. При анализе нелепиц у них возникают адекватные эмоциональные реакции. ЗАДАНИЕ 2. Установление последовательности событий. Цель: выявление способности понимать связь событий и строить умозаключения. Материал: серии сюжетных картин (от 3-х до 6-ти картинок в серии): - с явным смыслом сюжета; - со скрытым смыслом сюжета; - с незавершенным концом действия. Инструкция: на картинках - одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось. Ход выполнения задания: ребенку предлагается серия сюжетных картинок, которые он раскладывает, а затем по выстроенному сюжету составляет рассказ. Диапазон применения: предлагается детям с 5-ти лет, владеющим речью. Норма выполнения: дети 5-ти лет справляются с серией из 3-4-х картинок; при увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увеличению пробных действий с ними. Тексты. ЗАДАНИЕ. Объяснение сюжета, выраженного в словесной форме (текст). Цель: выяснение возможности осмысления ситуации на основе слухового восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое). Материал: текст (рассказ, басня), содержащий ряд существенных и побочных деталей, которые нужно проанализировать для понимания основного смысла. Инструкция: «Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи». Ход выполнения задания: ребенку зачитывают текст и просят пересказать его. После пересказа проводится беседа, направленная на выяснение глубины понимания смысла (форма вопросно-ответная). Диапазон применения: начиная с 5-ти лет. Норма выполнения: дети пятилетнего возраста самостоятельно пересказывают текст, фиксируя внимание на существенных деталях Им доступно понимание скрытого смысла, что раскрывается в беседе. Метафоры, пословицы, фразы. ЗАДАНИЕ. Понимание скрытого смысла высказывания. Экспериментальная методика разработана Б.В.Зейгарник. Цель: выяснение возможности оперирования смыслом, понимание переносного смысла, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины. Материал: таблицы, на которых написаны тексты метафор, пословиц и фраз. Инструкция: Прочитай пословицу и подбери к ней фразу из имеющихся. Ход выполнения задания: предлагается таблица, на которой написаны тексты пословиц (или метафор), к каждой из пословиц положить фразу, по содержанию соответствующую пословице. Диапазон применения: для детей школьного возраста. 28. Счетный материал. Счётный материал - это игрушки на все случаи жизни. Есть замечательные наборы - деревянные морковки, помидорчики, грибочки. Изучение математики начинается задолго до школы, в младшем возрасте. Дети знакомятся с цифрами, счетом, геометрическими фигурами. Математика для детей преподается в разных аспектах: малышей знакомят с разными геометрическими фигурами, учат сравнивать предметы и их количество, обучают считать на пальчиках и счетном материале. Дети постарше учатся писать цифры, знакомятся с арифметическими действиями. Пособия по математике для детей не только готовят ребенка к школе, но и развивают его абстрактное и логическое мышление. Счетный материал для работы с детьми необходим красивый, яркий и разнообразный. Сравнение и различие понятий. Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста. Ход выполнения задания. Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, "вечер" и "утро" сходны тем, что эти части дня различны тем, что "утро" - начало дня, а "вечер" - его конец. Неумение выделить эти признаки свидетельствуют о слабости операций анализа синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению. Сравнение понятий. 1. Ботинок – карандаш 2. Ветер – соль В списке имеются и "несравнимые понятия" (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное "ситуативное" высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и "соскальзывание", что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии. Норма 18-23 сравниваемых понятия.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (526)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |