Научные школы ландшафтно-геосистемного напрвления Берга, Вернандского-Полынова, МГУ, ИГ, РАН, Милькова, Сочавы.
Школа Берга Физико-географическая школа Л. С. Берга. Берг по праву считается одним из основателей ландшафтоведения. Ученик Анучина – Берг на практике реализовал системный подход в географии. Каждый ландшафт он рассматривал как целостный механизм, части которого определяют целое и наоборот. Первая экспедиция была связана с изучением соленых озер юга Западной Сибири и Северного Казахстана ср. Азии, Африки. Написал более 70 работ. Научный метод Берга с самого начала его деятельности базировался на комплексном подходе к изучаемым явлениям, на исследовании взаимосвязей, генезиса и динамики природных объектов. 1913 г. вышла большая статья Берга «Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные морфологические области. В отличии от Геттнера (география как о наука, изучающая страны), Берг на первый план выдвигал «изучение ландшафтов или естественных районов», территорий, имеющих естественные границы. Вершиной развития учения о ландшафтах на примере конкретной территории стала монография Берга «Географические зоны Советского Союза». Написал ряд Геологических работ. Берг был убежденным сторонником Вернадского об огромной роли организмов в геологической истории. Берг был замечательным климатологом. Водоемы и климат для Берга это — элементы ландшафта со сложными взаимосвязями с другими элементами и компонентами. Он последовательно рассмотрел особенности влияния на климат широты места, материков и океанов, снежного и ледяного покровов, рельефа и растительности, деятельности людей. Берг придавал большое значение историко-географической тематике. Ландшафтно-зональный принцип территориальных характеристик, разработанный Бергом, нашел широкое применение в работах многих отечественных физико-географов. В определении ландшафта Л.С. Берг не был последователен, на его авторитет в равной мере ссылаются сторонники и региональной и типологической трактовки природно-территориального комплекса. Так, в качестве примера географических ландшафтов он приводил ельники лесной зоны низин, болота лесной зоны, овражный ландшафт лесостепи, пески пустынной зоны, т.е. явно типологические комплексы, и одновременно Валдайскую возвышенность и Среднесибирское плоскогорье, являющиеся региональными комплексами. Ландшафты суши, по Л.С. Бергу, группируются в более крупные единицы - ландшафтные зоны, и вместе с тем они сами распадаются на более мелкие единицы. Если, например, пески пустынной зоны представляют географический ландшафт 1-го порядка, то там же бугристые пески есть географический ландшафт 2-го порядка, или географический индивид. Предельно сжато и ясно учение о ландшафте было изложено Л.С. Бергом в теоретическом введении к его двухтомнику о географических зонах СССР. В нем последовательно даны определение ландшафта, система ландшафтных зон, соотношение учения о ландшафтах и географии; описаны факторы, влияющие на ландшафт, и влияние ландшафта на климат, воды, почвенный покров, рельеф, биоценозы; охарактеризована динамика ландшафтов - обратимые и необратимые смены, смещение ландшафтных зон, влияние человека. Задача географии, по Л.С. Бергу, заключается в том, чтобы понять сложный механизм ландшафтного комплекса. В подходе к ландшафту у Л.С. Берга преобладает описательно-морфологический аспект, получивший дальнейшее развитие в трудах Н.А. Солнцева и Н.А. Гвоздецкого (Московский университет), С.В. Калесника и А. Гч Исаченко (Ленинградский университет), К - И. Геренчука (Львовский университет). Важнейшим достижением учеников Л.С. Берга является выработка методики полевого ландшафтного картирования, составление различными коллективами крупно - и среднемасштабных ландшафтно-типологических карт с последующим использованием их для практических целей. Геогрофо-геохим школа В. И. Вернадского- Полынова В.И. Вернадский сформировал учение о биосфере (1926 г.) и указал пути ее перехода в ноосферу (“сферу разума”) - проблема, имеющая исключительно большое значение для современной географической науки и всего человечества. Вернадский - ученик Докучаева, специализировался по минералогии и кристаллографии, членом АН. В 1916 г. появилось понятие о «живом веществе», Вернадский заложил основы учения о биогеохимии. В 1926 г. Вернадский опубликовал книгу «Биосфера», в которой обосновал стройное учение об этой специфической оболочке. «Биосфера — это область планеты, наиболее богатая, вероятно, действенной энергией. Вед. Роль жив. организмов. Живыми организмами обусловлен химический состав атмосферы, гидросферы, частично литосфера. Атмосфера, гидросфера и литосфера —среда обитания организмов и части биосферы. Живое вещество есть геологическая функция биосферы. Заключительным результатом эволюции биосферы является человек. Цель - исследовать жизнь химических элементов в природе (их сочетания и миграции). Для обозначения «очеловеченной биосферы» Вернадский использовал термин «ноосфера», т.е. сфера разума. Пространственные параметры биосферы В.И. Вернадского почти совпадают с географической оболочкой, ассоциируемой значительным числом географов с основным объектом географии. Учение о географической оболочке развивал А.А. Григорьев. Ландшафтно-геофизическая школа. А. А. Григорьев —создатель и руководитель Ин. гео АН СССР. Объект - физ гео - г.о. - зона взаимопроникновения и взаимодействия атмо-, гидро-, и литосферы и биосферы. Климат определяет все на Земле. Ввел в научный оборот термин «физ гео оболочка» и использовал для ее изучения количественные методы. Биосфера - это этап в развитии г.о. Стремился поднять гео на уровень современной фундаментальной науки. Сформулировал периодический закон географической зональности. Полынов разработал ландшафтно-почвенный метод. На его основе было проведено исследование донских песков и равнин Северной Монголии, выделены характерные ландшафты. Полынов изучал миграционную способность основных химических элементов при исследовании коры выветривания. Уделял внимание объему, энергии, весу, миграции эл-тов. По-другому можно сказать, что геохимия ландшафта — это история атомов в ландшафте». Полынов создал стройное учение о ландшафтах, их геохимической жизни, о круговороте веществ внутри ландшафтов и почв, усилив исторический аспект географии. Ввел понятие геохимический л-т, в кот-м выявляются вертик и горизонтальные связи. Л-ты претерпевают изменения. целостный объект, обладающий, кроме этой генетической связи, еще единством миграций химических элементов в коре выветривания и глубже расположенными коренными породами и подземными водами. Геохимический ландшафт выявляется не только в его горизонтальных, но и в его вертикальных связях. Берг, характеризуя значение трудов Вернадского для географии, упоминает о возможности выделения особой научной дисциплины — химической географии. Полынов такую дисциплину создал, понимая под химической географией не пауку о пространственном распространении и миграциях отдельных химических элементов, а учение об их сочетаниях и миграциях в географических ландшафтах. За несколько месяцев до смерти Полынов лачал писать большой итоговый труд «Учение о ландшафтах». К великому сожалению для нашей науки, он успел написать лишь первые его главы. Но и в незаконченном виде монография Полынова имеет огромное значение для развития географии. В начале этого труда Полынов написал: «То замечательное направление в географической науке, которое предопределяет ее будущее значение синтетического естествознания, следует назвать ландшафтным направлением» . Полынов начал рассматривать ландшафтное направление не с узких позиций описаний элементов ландшафтов, их систематизации и инвентаризации, а как «синтетическое естествознание». Интересно для последующего анализа научных школ, что Полынов понятие о ландшафте, связанное с поверхностью суши, распространял и на подводные области океанов и морей, предсказав то время, «когда учение о субаквальных (подводных) ландшафтах океанов и морей выделится в особую отрасль». Полынов ввел в учение о ландшафтах представление об их исторической и связанной с ней пространственной стадиальности, о различной их сложности, о ландшафтной цепи и ландшафтных узлах. Для этого труда Полынова, как и для других его работ, характерен историзм. Он писал, что ландшафтные единицы «по самой природе своей — образования, подверженные непрерывному, постоянно действующему изменению». Он рассматривал ландшафт не только как эффект взаимодействия природных процессов, что и до сих пор находится в центре внимания ландшафтоведов, «но и как систему, осущестнляющую работу этого взаимодействия». Системный подход, к идее которого Полынов пришел в 1952 г., был связан им с историческим методом, с необходимостью анализа происхождения и формирования ландшафта и анализа «ландшафтного процесса». Школа МГУ Изучение пространственно-временной географической реальности, ориентированное на познание фундаментальных свойств ландшафтов Земли, всегда было стержневым в комплексной физической географии, начиная с трудов А. Гумбольдта, В.В. Докучаева, Л.С. Берга. Структура (строение) объекта, его функционирование, динамика и эволюция выступали основными взаимодополняющими направлениями в исследованиях ландшафтной сферы. Ведущие географические коллективы обычно имели свое видение конкретных ландшафтных проблем и способов их решения. Поэтому в Советском Союзе в 20 веке сформировалось несколько ландшафтно-географических школ. Одна из них, первая по времени зарождения – ландшафтно-географическая школа Московского университета. Ландшафтно-географическая школа Московского университета сыграла значительную роль в развитии не только ландшафтоведения, но и всей физической географии, в России и за рубежом. Именно здесь зародились и получили развитие основополагающие ландшафтные положения, которые существенно опережали господствующие понятия и стали общепринятыми в наши дни. Возникновение ландшафтно-географической школы Московского университета следует отнести к концу 40-ых годов ХХ века, когда её основоположник Н.А. Солнцев в 1947 г. выступил на II Всесоюзном географическом съезде с докладом «Природный географический ландшафт и некоторые его общие закономерности», в котором были сформулированы основополагающие принципы ландшафтоведения и первоочередные задачи его развития. 1.1. Основатель школы Основатель ландшафтно-географической школы Московского университета Николай Адольфович Солнцев-Эльбе (1902-1991) Н.А. Солнцев искал фундаментальные закономерности в самой природе, был истинным естествоиспытателем. В 1940 г. он защитил кандидатскую диссертацию «Снежники как геоморфологический фактор». Постоянно на географическом факультете МГУ работает с 1942 г. В период с 1951 по 1955 гг. заведовал кафедрой физической географии СССР. В послевоенные годы Н.А. Солнцев ищет основное направление своей дальнейшей научной работы. Его внимание привлекли публикации Л.С. Берга и, вероятно, Л.Г. Раменского о географическом ландшафте. К этому времени теоретические концепции ландшафтоведения оставались противоречивыми, а объекты исследования не были определены достаточно четко. Ключ к решению этих проблем Н.А. Солнцев видел в полевых исследованиях, которые под его руководством начались в Московской области на учебно-научной станции географического факультета МГУ «Красновидово» и в Приокско-Террасном заповеднике. 1.2. Теоретическое ядро направления Ландшафтно-географическая школа МГУ базировалась на структурно-генетической концепции. Н.А. Солнцев рассматривал ландшафт не как территорию с определенной взаимосвязью компонентов природы или как тип местности, пейзаж, а как … «генетически однородную территорию, на которой наблюдается закономерное и типическое повторение одних и тех же взаимосвязанных и взаимообусловленных сочетаний геологического строения, форм рельефа, поверхностных и подземных вод, микроклиматов, почвенных разностей, фито- и зооценозов …». Набор морфологических единиц (фаций, урочищ), или вид морфологической структуры, предлагалось использовать в качестве основного диагностического признака ландшафта. В этих работах в концентрированном виде были намечены основные разделы ландшафтоведения (морфология, динамика, методы исследования, классификация и систематика, прикладное ландшафтоведение), а также основные проблемы, многие из которых решаются и в современный период (генезис и функционирование ландшафтов, их развитие и саморазвитие, соотношение прошлого и современного в морфологической структуре ландшафтов, обратимость и необратимость изменений, перестройка ландшафтов под воздействием человека, понятие природного потенциала ландшафтов). Следует отметить, что в работах Н.А. Солнцева проявился, хотя и стихийно, системный подход. Это представление о целом (ландшафт) и частях (морфологические единицы), об иерархии ПТК, их структуре, связях между природными компонентами, ПТК и средой. Главное, что путем глубокого анализа богатого эмпирического материала он сделал важнейшие научные обобщения. При этом было заявлено, что «ландшафтоведение занимается изучением природных свойств и законов, управляющих развитием не любых природных территориальных единиц, а только тех, которые относятся к рангу «ландшафта» и составляющих его частей» (Солнцев, 1962). Таковы были основные идеи, и первые шаги, предопределившие развитие ландшафтно-географической школы Московского университета. I.3. Этапы становления и развития В истории Школы можно выделить следующие этапы. Первый этап (1945–1949 гг.) – возникновение ландшафтно-географической школы МГУ, которую впоследствии стали называть структурно-генетической. Второй этап (1950–1961 гг.) – становление Школы. К началу этого этапа основополагающие идеи регионально-генетического ландшафтоведения были сформулированы, но не полностью доказаны. Третий этап (1962–1975 гг.) характеризовался расширением проблематики ландшафтных исследований и становлением регионального направления. Четвертый этап (1976–1989 гг.). Прослеживается глубокая тематическая преемственность с предыдущим этапом Пятый этап (с 1990 г. - по настоящее время). Начавшаяся в стране в середине 80-х гг. перестройка и события начала 90-х, завершившиеся распадом Советского Союза, сыграли отрицательную роль в развитии ландшафтоведения вообще и ландшафтной школы МГУ в частности. Разработаны основы теории измерения сложности структуры ландшафта, в том числе методами фрактального и многомерного анализа топографических карт, аэрофотоснимков, для целей. Произошло становление математического и физико-математического направлений в ландшафтоведении. Оно выразилось в обосновании методов морфометрического анализа геофизической дифференциации геосистем и в построении вещественно-энергетических моделей этой дифференциации. При изучении ландшафтов горных стран была развита концепция нуклеарных геосистем. Школа ИГ РАН Институт географии РАН основан в 1918 году и является старейшим и наиболее крупным российским исследовательским центром в области физической и экономической географии. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА ГЕОГРАФИИ: Эволюция природной среды и ресурсы поверхности суши; причины и факторы глобальных изменений природной среды; природные криогенные системы, динамика процессов в криосфере; географические проблемы природопользования и охраны окружающей среды; взаимодействие природы и общества в условиях возрастающего антропогенного воздействия на среду; региональные основы устойчивого развития природы и общества; геоинформационные технологии и картографирование. При изучении географической оболочки В. С. Преображенским установлено её континуально-дискретное строение, выявлен феномен динамической смены социокультурных функций географических объектов, охарактеризован особый тип котловинной поясности ландшафтов. В области взаимодействия природы и общества особый интерес у В. С. Преображенского вызывали вопросы оценки природных условий для разных видов использования, инженерного воздействия на природу, проектирования, здоровья и отдыха человека. В конце 1960-х годов Владимир Сергеевич начинает изучать рекреационные системы, а затем разрабатывает теоретические основы рекреационной географии. В. С. Преображенский внес крупный вклад в развитие теории интеграционных отраслей географии — землеведения, ландшафтоведения и экологии человека, в выявление ранее не известных закономерностей пространственной организации природы и социальной жизни. Он разработал представление о соотношении самоорганизации и управления в природно-технических системах, о смене функций территории, о территориальных социальных системах, что способствовало укреплению взаимодействия природной и социально-экономической ветвей географии. Важную роль в творчестве В. С. Преображенского играло упорядочение системы основных понятий географии. Эта работа нашла своё отражение в терминологических стандартах по охране природы, в создании международным коллективом ученых словаря «Охрана ландшафта», в энциклопедических статьях. По инициативе В. С. Преображенского и при его активном участии проводились многие теоретические и методические семинары, научные школы, симпозиумы, оказавшие большое влияние на развитие и координацию исследований по новым научным направлениям. Школа Милькова Мильков Федор Николаевич (1918–1996) Родился в Костромской области. Окончил географический факультет Московского пединститута. Доктор географических наук (1948). В 1941–1950 работал в Оренбургском пединституте, где был деканом естественно-географического факультета и возглавлял кафедру географии. По его инициативе в 1947 воссоздан Чкаловский (Оренбургский) отдел Географического общества СССР. Доктор географических наук (1948). С 1950 работает заведующим кафедры физической географии Воронежского госуниверситета. Природе Оренбургской области посвящены его многочисленные статьи и книги «Чкаловские степи» (1947), «От горы Вишневой до Каспийского моря» (1950), «Очерки физической географии Чкаловской области» (1951). Заслугой Милькова является то, что он переиздал выдающиеся географические произведения своих предшественников П. И. Рычкова, Э. А. Эверсманна, С. С. Неуструева. Трудам географов прошлого посвящены его книги «Естествоиспытатели Оренбургского края» (1950), «П. И. Рычков: Жизнь и географические труды» (1953) и др.Ф.Н. Мильков – один из основателей антропогенного ландшафтоведения, разработал учение о ландшафтной оболочке Земли, внёс большой вклад в ландшафтное и физико-географическое районирование и картографирование, предложил систему парагенетических ландшафтных комплексов, занимался вопросами теории, методологии и практики ландшафтоведения, методики изучения ландшафтов. Широкую известность Фёдор Николаевич Мильков приобрёл своими работами по теории, методологии и практике ландшафтоведения, методам изучения ландшафтов. Мильков стал одним из основателей антропогенного ландшафтоведения, разработал учение о ландшафтной оболочке Земли, внёс большой вклад в ландшафтное и физико-географическое районирование и картографирование, предложил систему парагенетических ландшафтных комплексов, организовал широкомасштабные исследования ландшафтов Центрального Черноземья и т. д. Школа Сочавы География как на ция наук о природе, населении и хозяйстве оперирует с ни мерностями природными и общественными, имеющими, многим известно, различную гносеологическую сущность. Мри этом хорошо разработанная теория, которая может обоегк к|н|и'Н тивность взаимодействия между отдельными географическими дисциплинами при решении комплексных проблем. Такую функцию призвана выполнять теоретическая география, которая . должна выполнять связующую роль по отношению ко всей ассоциации географических наук». Развил учение о геосистемах, считая, что системе геохор (природно-территориальных комплексов) соответствует адекватная ей система биохор. Выделил топологический, региональный и планетарный масштабы геосистем и создал их дробную иерархическую классификацию. Фитоценоз и растительную формацию считал преимущественно географическими явлениями. Установил понятие "фратрия растительных формаций" (Сочава, 1944а) как совокупность родственных формаций, происходящих от одного общего корня под воздействием сложно изменявшейся физико-географической обстановки, несмотря на различие образовавшихся биологических и экологических форм. Растительный покров Земли образует “фитосферу” , образованную разномасштабными “фитогеохорами”. Б. Сочава разрабатывал принципы физико-географического районирования, теории ландшафтоведения, комплексного географического изучения таежных территорий. Сочава развивал структурно-динамическое направление в ландшафтоведении. Объекты такого исследования Сочава предложил называть геосистемами. Под географией Сочава понимал систему наук. Задача географии, по мнению Сочавы, «изучение структуры и динамики географической среды и разработка научных основ ее комплексного исследования...». Сочава наметил перспективы развития географической науки, одним из важнейших направлений которой должен быть связан с географическим прогнозированием. Сочава рассмотрел не только задачи, но и основные методы прогнозирования, используя натурные наблюдения и набор специальных карт, составляемых для определенных временных этапов развития геосистем Школа Муравейского С. Д. Муравейский – представитель биогеографии и особенно биогидрологии – ее раздела, изучающего с биологических позиций процесс стока воды на суше земного шара. Самое понятие «биогидрологии» как науки в отличие от гидробиологии – отрасли биологических наук, изучающей организмы водной среды и их взаимоотношения с ней, – было предложено и обосновано в 1933 г. С. Д. Муравейским. Биогидрология, по его мнению, – область географических наук, изучающая «с биологических позиций» континентальные водоемы как целое, как географической объект. В этом смысле С. Д. Муравейский должен считаться основоположником биогидрологической ветви географической науки. К такого рода обобщениям и обоснованиям новых отраслей знания ученые приходят обычно на основании фактических данных и немалого опыта научных исследований. С. Д. Муравейский, закладывая основы биогидрологии и развивая это учение, прошел также длительный путь научных исканий – от зоологии как таковой к гидробиологии, к гидрологии и учению о стоке, к биогидрологии и географии в широком смысле (страноведению). Тщательное и целеустремленное («с биологических позиций») полевое изучение многих озер и рек, труды о классе коловраток, учение о биологической продуктивности водоемов суши, теория о стоке как географическом факторе, некоторые идеи о «географических комплексах» и о путях развития географической науки вообще – вот наиболее яркие моменты творческого пути и результатов научных исследований С. Д. Муравейского. Они отражены во многих его работах. Научно-исследовательская работа С. Д. Муравейского на всем протяжении его сравнительно краткого жизненного пути сочеталась с чрезвычайно активной научно-организационной, педагогической и общественно-политической деятельностью. Важную страницу советской географо-гидрологической школы вписал С. Д. Муравсйский (1894—1950). Старый член Коммунистической партии, деятельный участник гражданской войны, один из организаторов Среднеазиатского университета, Муравейский обладал глубокими знаниями по философии, биологии, озероведе нию, гидробиологии, гидрологии и географии в целом, математике, картометрии и другим наукам. Его вступительная статья в книге «Фрегат Паллада» И. А. Гончарова и новое ее «прочтение» поставили Муравейского в ряд замечательних литературоведов. В 1946—1948 гг. Муравейский выступил с программными теоретическими статьями — «Процесс стока как географический фактор» и «Роль географических факторов в формировании географических комплексов». Муравейский увидел в стоке, в отличие от «классической» статистической гидрологии, которую он иронически называл «наукой о коэффициентах», сложный исторический процесс, определяющий взаимоотношения между океаном и водами суши, со свойственным ему особым круговоротом веществ 9. Он стал рассматривать водоем как целостный природный комплекс, в котором вода — это почва в широком смысле слова, обладающая биологической продуктивностью, т. е. плодородием как и земля. По Муравейскому, сток — один из самых могучих факторов развития природы, в том числе органического мира, который, в свою очередь, сильно видоизменил процесс стока. Муравейский выдвинул одну из наиболее сложных проблем географии — «возникновения, формирования и развития географических комплексов, или, что одно и то же, географического целого». Он поставил вопрос об изучении географического целого как сложной системы и предложил логическую структурную модель целостной географической системы. В этой модели он соединил стрелками разного типа сильные и более слабые, прямые и обратные связи трех интегрирующих географических факторов — климата, стока, рельефа и трех природных процессов — выветривания, почвообразования и развития органического мира. Среди трех интегрирующих факторов на первое место Муравейский выдвинул сток, не только перемещающий водные массы, но и транспортирующий растворенные в них соли, осуществляющий миграции химических элементов. Этот системный подход, исследование водных объектов как аналогов почвы хорошо дополняет концепцию Полынова, работы которого Муравейский оценивал особенно высоко. Океанологич шк. Ю.М. Шокальсого-Зубова Создали школу в области физ океанологии, но они не рассматривали биология жизнь океана. Эта школа распространила метод комплексного изучения природных территориальных систем суши на океан. Основоположник этой научной школы, Ю. М. Шокальский (1856—1940) прославил себя как в изучении суши — по составлению гипсометрической карты нашей родной страны и по изучению озер,— так и в исследовании океанов и морей. Великолепный очерк о Шокальском написал Борзов 10. Шокальский обнимал своими работами весь Мировой океан, но более всего знал моря Северного Ледовитого океана, Балтийское и Черное. Самые крупные работы Шокальского — «Океанография» (1917, 1963; первая премия Академии наук СССР в 1919 г. и премия имени Ге Французской академии наук в 1923 г.) и «Физическая океанология» (1933). Шокальский рассматривал океаны, моря, заливы, проливы как географически целостные объекты, с присущими им водными массами, историей, динамикой, приливами, течениями, с их взаимодействием с сушей, с климатом и другими природными факторами. Н. Н. Зубов (1885—1960) еще более развил географический аспект океанологических исследований. В этом отношении показательны его классические монографии «Морские воды и льды» (1938), «Льды Арктики» (1945), «Динамическая океанология» (1947), «Основы учения о проливах Мирового океана» (1956). Последняя из монографий особенно показательна как по географической классификации проливов (проливы фиордовых и шхерных районов, коралловых районов, районов вечной мерзлоты и ископаемого льда, дельт и лиманов и т. д.), так и по анализу водообмена в проливах и причин циркуляции вод, приливо-отливных явлений, уровня моря, волнений, льдов. Формирование зубовской школы было специально рассмотрено в журнале «Природа» п. Авторы статей о Зубове, в частности, выделили «зубовские пятницы», которые проходили каждую неделю в течение многих лет. Творческие семинары с молодежью играют важную роль в создании крупных научных школ. Шокальский и Зубов создали школу в области физической океанологии (как бы аналогичной физической географии при изучении суши). По они не рассматривали биологическую жизнь океана. В этом их существенно дополнили крупнейшие советские океанологи и гидробиологи Л. Л. Зенкевич (1889—1970) и В. Г. Богоров (1904—1971). Зенкевич и Богоров были географами, хорошо понимали существо географического комплексного метода и использовали его для широких обобщений. Это видно по классической двухтомной монографии Л. А. Зенкевича — «Фауна и биологическая продуктивность моря» (1947—1951) и по его книгам «Моря СССР, их фауна и флора» (1951) и «Биология морей СССР» (1963). В этих трудах Зенкевич уделял большое внимание биогеографическим вопросам, занимался районированием Мирового океана по его биологической продуктивности, устанавливал экологические цепи в разных океанах и морях.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1670)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |