Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Струкртура географического знания: сочетание интуитивного, эмпирического, теоретического и методических видов знаний.



2019-08-14 601 Обсуждений (0)
Струкртура географического знания: сочетание интуитивного, эмпирического, теоретического и методических видов знаний. 0.00 из 5.00 0 оценок




История географических знаний – это летопись человеческих усилий, направленных на получение возможно больших сведений о своем окружении и распространении людей по земному шару. Плюс попытки объяснить наблюдаемые явления с достаточной степенью достоверности и с целью практического использования.

В античные времена происходило описание территорий. За этими сведениями закрепился термин «период», введенный Милетским (6-5 в до н.э.). Большой вклад в развитие научных основ географии внес энциклопедист древности Аристотель (4 в до н.э.) и его последователи. Из них первым употребил понятие «география» Эратосфен (3-2 в до н.э.). Страбон развивал основные положения Эратосфена и закрепил за географией значение самостоятельной науки (1 в до н.э.).

В конце Средневековья началась эпоха великих географических открытий. Поток новых сведений, хлынувших в Европу, оказал стимулирующее влияние на все стороны общественной жизни того времени и породил ход событий, который продолжается поныне.

С накопленной научной информацией произошло «вертикальное» и «горизонтальное» расчленение. Вертикальный уровень стали представлять эмпирические, теоретические и методологические знания. Лидирующее положение здесь заняла теоретическая география, формирующая научные учения, теории, концепции, гипотезы, понятия. Теоретическая география сейчас активно развивается по многим направлениям. Горизонтальная дифференциация привела к делению географии на физическую и социально-экономическую, а также картографию и страноведение. В результате дальнейшего деления этих наук возникло большое количество отраслевых географических дисциплин (климатология, океанология и др.). Плюс комплекс географических наук представляют также пограничные области знаний – историческая, политическая, военная география и др. Существуют разные подходы к расчленению географических знаний на виды.

Конечные подразделения:

1) интуитивное (доэмпирическое) знание;

2) эмпирическое знание (факты);

3) теоретическое (послеэмпирическое) знание;

4) методическое знание.

В доэмпирическое знание входят три ингредиента: 1) понятие о предмете исследования; 2) формулировки проблем и 3) эвристическое знание. Второй компонент знания – научные факты. Они вместе с документацией, систематизацией и описанием образуют эмпирическое знание. Теоретический компонент знания состоит из гипотез, теорий, прогнозов, ретрогнозов, законов и принципов. И, наконец, методическое знание включает целостную систему приемов практического и теоретического освоения мира.

Видно, что все, что ранее говорилось об объекте и предмете географии и географичности исследований, относится к области эмпирического знания. Что же касается теоретического и методического знания, то здесь мерки будут иными. Только для эмпирического знания характерна та атрибутика географичности, и, прежде всего, территориальность и историчность, о которых говорилось ранее. Доэмпирическое же знание, теоретическое и методическое знание имеют своим объектом саму географию. Иногда эту часть географии объединяют в метагеографию, которая рассматривает историю, теорию и методологию географии.

В заключение отметим, что только гармоническое сочетание всех видов знания позволяет добиться значительных успехов в научных исследованиях.

Принципы получения научного знания: наблюдение и описание фактов; непорядочные факты; классификация фактов; упорядоченные факты; эмпирическая зависимость; научное объяснение; теоретические знания (аксиомы, законы, теории); предсказания.

В целом структура географического знания представляет собой определенное взаимоотношение интуитивного, эмпирического, теоретического и методического видов знания. Научное знание начинается с наблюдения и сбора фактов, которые можно определить как зарегистрированные события, отражающие разнообразие мира. Затем происходит классификация фактов, когда из их множества по определенным признакам выводятся первичные эмпирические зависимости, пока без объяснения причин. Как только исследователь начинает объяснять факты, начинается теоретическое знание (рис. 6).

Рис. 6 Принципы получения научного знания:

схема процедуры получения научного знания (Голубчик и др., 2005)

Под наблюдением обычно понимают целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях. Именно этими признаками наблюдение как метод объективного научно обоснованного исследования отличается от обычных случайных или намеренных житейских способов получения информации о людях или событиях.

Описание фактов - это языковая фиксация данных, выявленных при помощи наблюдений

В основе так называемых донаучных или преднаучных знаний лежат неупорядоченнные факты. Ведь без освоения мира самого по себе человечество не смогло бы прожить и дня. Не согласимся с данными обозначениями знаний, предшествующих науке, и назовем их неупорядоченными научными знаниями, так как, во-первых, они были хаотичными, несистематизированными (неупорядоченными), но при этом, во-вторых, способствовали выживанию человека в окружающем мире, представляя собой повседневный практический опыт людей, то есть включали в себя элементы отражения мира самого по себе (что является признаком научного познания).

Классификация фактов (от лат. класс и делаю, разлагаю) — система соподчиненных понятий (классов объектов) конкретной отрасли знаний или деятельности человека, которая по большей части выступает в виде разных по форме схем (таблиц) и используется как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для ориентирования в разнообразии понятий или соответствующих объектов.

В упорядоченном множестве фактов, объясняемых теорией, каждый факт является необходимым звеном, следствием теории. Это одно из важнейших в современной науке требований к теоретическим построениям.

В силу всех этих случайностей и субъективных наслоений данные наблюдения не могут быть непосредственным эмпирическим базисом для теории. Такой базис составляют эмпирические знания иного типа — эмпирические зависимости и факты, которые образуют особый слой эмпирического уровня науки, возвышающийся над слоем данных, получаемых в результате наблюдения.

Научное объяснение - это метод и основная функция науки, которые прuзваны вскрыть сущность явления или объекта средствами имеющегося научного знания и принятой в науке методологии научного исследования.

Теоретическое знание – это результат работы мышления исследователя, в отличие от эмпирического знания как результата чувственного восприятия наблюдаемых явлений и событий.

Предсказание- это форма активной деятельности сознания, дает человеку возможность знать или предполагать, что должно возникнуть, случиться. По этой причине предсказания можно определить также как познания будущего на основе прошлого и настоящего. Предсказания включает результат деятельности мышления и сам процесс мышления, который приводит этот результат.



2019-08-14 601 Обсуждений (0)
Струкртура географического знания: сочетание интуитивного, эмпирического, теоретического и методических видов знаний. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Струкртура географического знания: сочетание интуитивного, эмпирического, теоретического и методических видов знаний.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.042 сек.)