Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сквозные направление в географической науке: экологизация, социологизация, экономизация, политизация.



2019-08-14 999 Обсуждений (0)
Сквозные направление в географической науке: экологизация, социологизация, экономизация, политизация. 0.00 из 5.00 0 оценок




Уже довольно давно в работах К. К. Маркова, Ю. Г. Саушкина, В. С. Преображенского, С. Б. Лаврова, Ю. Д. Дмитревского, Я. Г. Машбица, Э. Б. Алаева стало формироваться представление о сквозных направлениях, которые пронизывают всю географическую науку и позволяют по-новому подойти к вопросу о ее единстве, о ее целостности. Хотя разные авторы предлагают не одинаковое число подобных направлений.

1.Гуманизация, которая в географии, как и во всей науке, связана с поворотом к человеку и всем сферам и циклам его жизнедеятельности. По сути, это целое новое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния и рассматривающее в первую очередь жизнь людей и их общественные отношения. По словам Я.Г. Машбица, современная география — это наука «для человека», «от человека» и во многом «через человека». На первый план в ней выходят связки «человек— природа», «человек—хозяйство», «человек—территория», «человек—окружающая среда».

Как тут не вспомнить, что в конце средневековья и в период раннего нового времени, т.е. в эпоху Возрождения, также господствовала идеология гуманизма, основу которой тоже составляло новое отношение к человеку. Наверное, между той эпохой и современной есть какие-то черты сходства. Но тем не менее нельзя не видеть, что в мировом масштабе актуализация гуманистического направления во многом связана с обострением глобальных проблем человечества, которые по существу являются проблемами выживания человеческого рода.

2.Социологизация, также представляющая собой общее направление всей науки и общественной практики, тесно связанное с гуманизацией и заключающееся в повышении внимания к социальным аспектам развития. О необходимости социологизации географии Н. Н. Баранский писал еще в 30-е годы, когда в СССР было прервано развитие антропогеографии и вся «неприродная» географии была фактически сведена к изучению экономической сферы общества. Так сформировалось производственное толкование сущности экономической географии, при котором население рассматривалось прежде всего в качестве трудового ресурса и некоей массы, потребляющей промышленную продукцию и продовольствие.

К сожалению, этот кризис социологизации оказался очень затяжным, что объяснялось и преимущественно индустриальным развитием хозяйства и научными догмами того времени. Отказ от прежних стереотипов и начало социологизации отечественной географии и смежных с ней наук приходятся в основном уже на 80-е годы (этногеография, социальная география, социальная экология, социальная инфраструктура и др.). Но и в наши дни достигнуты уровень социологизации еще нельзя считать достаточным.

3.Экологизация, предполагающая рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, условиями воспроизводства жизни. Экологизация, как направление, также характерна для всего междисциплинарного комплекса наук, который исследует взаимодействия общества, производства и окружающей среды, или «экоразвитие». Поскольку проблемы отношений со средой обитания затрагивают едва ли не весь социальный институт человеческого общества, и в последнее время произошла

значительная экологизация как естественных, так и общественных наук, то это привело к усилению синтеза естественно научного и гуманитарного знания. Не удивительно, что именно география, имеющая большой опыт такого синтеза стала одним из главных плацдармов экологизации. Можно утверждать даже, что в отечественной географии за последние два-три десятилетия это сквозное направление стал главным или, как иногда говорят, «дирижирующим».

4. Экономизация также отражает радикальные переосмысления общественной иерархии. Экономика — базовая сфера человеческой деятельности. Поэтому люди должны знать, как организован мир работы и бизнеса, как осуществляется управление обществом и даже своим местом жительства, школой, университетом и т.д. Следовательно, экономическая сфера всецело зависит от качества сознания и образованности производителя и потребителя. Это обстоятельство становится особенно актуальным в период смены «цивилизации фабричных труб» эрой высоких технологий. Россия в настоящее время переживает бум экономизации, вызванный переходом к новой экономической системе. Рыночная этика высоко оценивает то, что люди знают и умеют делать. Более того, она призывает к широте и разнообразию интересов. Разносторонность личности превращается в экономическую доходность. Следовательно, по мере развития рыночных отношений возрастают требования «сбалансированной» образованности. Тем самым экономическое мышление приносит равновесие в человеческий образ жизни, социальную действительность и способность влиять на изменение личностных характеристик. Таким образом, экономизация в идеальном варианте способствует созданию практичного и более благоприятного для человека мира.

 

Современные страгетические подходы в географии. Системный, синергетический, информационные подходы.



2019-08-14 999 Обсуждений (0)
Сквозные направление в географической науке: экологизация, социологизация, экономизация, политизация. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сквозные направление в географической науке: экологизация, социологизация, экономизация, политизация.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (999)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)