Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее



2019-08-14 286 Обсуждений (0)
Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С июня 2003 года Зеленоград перестает существовать как особая экономическая зона. Соответствующее распоряжение подписал мэр Москвы Юрий Лужков. Территориальная единица с особым статусом под названием "Зеленоград" будет реорганизована путем присоединения к префектуре Зеленоградского административного округа. В распоряжении Лужкова сказано, что такое решение принято в целях совершенствования системы управления в городе [56].

Несмотря на то, что СЭЗ в России однозначно ассоциируется с "черной дырой" бюджета, Минэкономразвития оптимизма не теряет. Министерство подготовило законопроект, на основании которого будут созданы реально эффективные свободные экономические зоны. Которые, опять же по мнению МЭРТа, позволят ускорить экономический рост хотя бы в отдельных регионах. Законопроект, по словам чиновников МЭРТа, уже согласован с заинтересованными ведомствами – Минпромнауки, МНС, ГТК, и др. Правда, пока на пути проекта закона встал Минфин, традиционно критически относящийся к любым исключениям из общего налогового режима [11, 28-29].

Следует отметить, что проект закона носит название "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

Общая идея Минэкономразвития такова: предполагается создавать два типа СЭЗ:

1. промышленно-производственные зоны – создаются на участках не более 10 кв. км, статус такой зоны действует в течение 20 лет;

2. технико-внедренческие зоны – создаются на участках не более 1 кв. км, статус зоны действует в течение 15 лет.

Таким образом, зоны будут создаваться под высокотехнологичные производства. Для устранения угрозы нечестной конкуренции с непопавшими в льготную зону предприятиями предпочтение будет отдаваться реализации проектов, не имеющих прямых аналогов на территории РФ. В особых экономических зонах (ОЭЗ) предполагается запретить размещать объекты добывающих отраслей промышленности, оборонки, черной и цветной металлургии, электроэнергетики. Также здесь запретят производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Правительство больше не собирается пускать на самотек процесс создания и деятельности ОЭЗ. Начнем с того, что руководство (администрация) ОЭЗ будет назначаться правительством, правда, декларируется обязательное согласование "назначенцев" с регионом. Интересно и то, что ОЭЗ будут создаваться по заявке региона и отбираться правительством на конкурсной основе.

Заявки на реализацию инвестиционных проектов в этих зонах также станут предметом пристального рассмотрения Москвы. Однако еще не известно, какое именно ведомство будет принимать окончательное решение.

Привлекать инвестиции в ОЭЗ планируется не только и не столько с помощью налоговых льгот. Необходимо отметить, что льготы действуют лишь на время реализации каждого отдельного инвестиционного проекта (минимальная сумма которого не должна быть меньше 10 млн. евро). Участники ОЭЗ освобождаются местными властями от налога на имущество. Первые три года с начала инвестиционного проекта на территории ОЭЗ налог на прибыль не взимается. С четвертого по седьмой год реализации проекта налог на прибыль составит 3,75% (при инвестировании более 80% на расширение собственной производственной базы на территории ОЭЗ) или 12% (при инвестировании менее 80%).

Помимо этого государство гарантирует не пересматривать условия ведения бизнеса на территории ОЭЗ в течение 10-15 лет, что, понятно, ведет к предсказуемости расходов и позволяет планировать будущее.

По мнению представителя Минэкономразвития, в среднесрочной перспективе в России возможно появление не более 10 ОЭЗ, но не раньше 2006 года (с учетом того, что Федеральный закон о СЭЗ будет принят в 2004 году). Действующие свободные экономические зоны (помимо зон Калининградской и Магаданской областей, созданных на основе специальных федеральных законов) должны будут прекратить свое существование после вступления в силу закона об ОЭЗ.

По экспертной оценке, создание ОЭЗ позволит ежегодно привлекать в Россию 7-10 млрд. долл. прямых инвестиций в год. За прошлый год этот показатель составил 4 млрд. долл. [11, 30-31]. Данный законопроект еще не одобрен Президентом РФ.

С 1 января 2004 года прекратят существование "российские оффшоры". Регионы перестанут предоставлять налоговые льготы крупным инвесторам. Правительство настаивает на том, что мера продиктована потребностью региональных бюджетов.

26 ноября 2003 года Совет федерации одобрил поправку в Налоговый кодекс, окончательно отменяющую инвестиционные льготы по налогу на прибыль в регионах.

До начала 2002 года компании могли платить меньше налогов, если заключали с региональными властями соглашения об инвестициях в местную экономику. Инвесторам разрешалось платить лишь федеральную часть ставки налога на прибыль – 6% из 24%. Оставшиеся 18% прощались. В результате компании экономили на налогах, вливая средства в местную инфраструктуру.

С 1 января 2002 года инвестиционную льготу отменили. Однако в Налоговом кодексе остались лазейки, позволившие компаниям продолжать платить меньше налогов. С одной стороны, право на сохранение льготы осталось за теми, кто заключал инвестиционные соглашения с региональными властями до 1 июля 2001 года. Срок действия льгот для них продлевался до 1 января 2005 года. Кроме того, регионы могли по своему усмотрению продлить срок действия льгот на три года. Схема приобретения таких льгот была простой: чаще всего компании покупали фирмы, зарегистрированные в нужном регионе до середины 2001 года и проводили сделки через них.

По данным Минфина, налоговые послабления компаниям в обмен на активные вливания в местную экономику предоставляли примерно 20 регионов. Причем 90% льгот предоставлялось в Мордовии, Калмыкии и на Чукотке. В 2002 году общая сумма льгот по налогу на прибыль составила 42,9 млрд. рублей, в первом полугодии 2003 года – 29,8 млрд. рублей.

Данные о налоговых льготах, существующих в некоторых российских "оффшорах" представлены в таблице 4.15 приложения.

Однако на неофициальном уровне новацию правительства связывают именно с прекращением льгот для определенных компаний: например, для "Сибнефти" на Чукотке и ряда филиалов "ЮКОСа" в Мордовии [56].

По словам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, "…намерение ликвидировать льготы по налогу на прибыль вовсе не означает, что предприятиям отныне не будет оказываться поддержки в их инвестиционных начинаниях. В правительстве обсуждается вопрос о введении неких экономических мер поддержки высокотехнологичного сектора. Меры по налоговым льготам на инвестирование вполне имеют право на существование как элемент промышленной политики" [55].

Следует отметить еще одно начинание России в деле формирования свободных экономических зон: появление наукоградов. В соответствии с определением СЭЗ данным выше (см. п.1.2) наукоград – это еще одна разновидность свободной экономической зоны. Здесь в центре внимания находятся инновационные разработки различных отраслей промышленности. Создан четвертый в России наукоград Кольцово. Три первых уже функционируют. Из них два – Дубна и Обнинск – дотационные, а вот Королев – уже с прибылью. Первыми результатами стали: 1 млрд. налоговых отчислений и 400 молодых специалистов. Несмотря на то, что сегодня инновационная активность российского бизнеса еще очень мала – всего 5% по отношению к 25-30% Европы и США, появилась надежда на успешную реализацию этого направления в России.




2019-08-14 286 Обсуждений (0)
Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)