Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «субкультура»: базовые интерпретации



2019-08-13 368 Обсуждений (0)
Понятие «субкультура»: базовые интерпретации 0.00 из 5.00 0 оценок




Субкультура (лат. sub – под и cultura – культура) – это часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Данное определение является самым и чрезмерно общим, поэтому в рамках данной работы нецелесообразно им ограничиваться. Рассмотрение понятия субкультуры правильно будет начать с определения более емкого понятия «культура», которое позволяет обозначить границы субкультур и дать определение данному термину.

Во всех определениях – с позиций антропологического, философского, аксиологического, деятельностного, семиотического и других подходов – культура понимается как начало, «связанное с реализацией сущностного смысла бытия человека»[37]. «Единой актуальной культуры в обществе не было и нет. В каждой из систем общества есть своя актуальная культура» [38]. Так, в современной российской культуре можно выделить субкультуры по ценностному, ментальному основанию – высокая интеллигентская субкультура, развивающая традиции элитарной культуры; советская культура, основанная на привычке людей старшего поколения к патернализму; субкультура либеральных ценностей, охватывающая часть молодежи, предпринимателей интеллигенции; комплекс маргинальных субкультур низов, которых объединяет преимущественно тоталитарный подход к личности и «окопная» психология. В данной трактовке субкультура выступает как идентифицирующий признак культурного бытия социальных групп, отражает процессы дифференциации, проходящие в культуре, и общество, таким образом, представляет одновременно единым и многообразным. Однако, например, функционалисты полагали, что не стоит выделять различные молодежные субкультуры, поскольку молодежная среда имеет под собой одну социально-психологическую основу, поэтому достаточно обозначить в единой молодежной культуре различные группы интересов, стилей или мировоззрений. Таким образом, для данной группы социологов понятие «субкультура» было определением группы сверстников, стремящейся обрести себя в социальном мире, – с взрослением существование таких групп становится лишним[39].

Основной функцией молодежной субкультуры является социализация индивидов и групп в целях помощи детям и подросткам в переходе во взрослый статус. Молодежные субкультуры создают то пространство, в котором молодые люди чувствуют себя свободно, в то время как в семье или в школе они могут ощущать себя чужими и одинокими. Молодежная субкультура обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.

В отечественной социологии культуры под субкультурой обычно понимается «культура в культуре, имеющая достаточно четкие контуры, чтобы распознать ее. Она включает знания, верования цели и ценности, суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами»[40]. Данное определение типично для аксиологического подхода к понятию субкультур: «под субкультурами обычно понимают те социальные образования внутри культуры, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым признакам: обычаям, нормам, ценностным ориентациям, стилям поведения, а иногда и институтами»[41].

В рамках модели С.Лема субкультура предстает как некая избыточная форма культуры, характерная для обществ, достигших высокого уровня материального благосостояния. Автор акцентирует досуговый, развлекательный характер отечественной молодежной субкультуры и не придает ей того «эскапистского» (англ. escape – побег) социального значения, которое она имеет на Западе, – «...все это от жиру»[42], т.е. подчеркивается исключительно досуговый, развлекательный характер молодежной субкультуры как «дистанцирующейся от общей культуры совокупности норм развлекательного и самодеятельного поведения, окрашенных особыми эмоциональными чувствами, поддерживающих стиль молодежной социально-культурной общности»[43].

В целом молодежная субкультура может трактоваться в широком и в узком смыслах слова[44]: в последнем случае под субкультурой понимается система норм и ценностей, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей (обычно это некая элитарная группа); в широком смысле субкультура представляет собой возрастную группу людей, объединенных формальными или неформальными признаками, со свойственной им «картиной мира». Широкое понимание термина «субкультура» является более адекватным для целей социологических исследований современных молодежных субкультур, так как не дифференцирует культуру на элитарную и неэлитарную.

Итак, субкультура – это неформальное молодежное объединение, включающее в себя или, вернее, существующее на нескольких уровнях. Первый – «peer group», или группа по интересам (к ней как раз и относится субкультура электронщиков). Второй – группы, которые выступают за создание общества с новыми ценностями, которые собственно и декларируются данной субкультурой (скинхеды, например). К третьему уровню относятся молодые люди, отвергающие существующий (любой) общественный порядок как таковой (например, анархисты), и тогда речь уже идет о несколько ином феномене – контркультуре. Контркультура часто  декларирует свое существование в формате митингов, протестов, демонстраций. Она выступает как субкультура, находящаяся в конфликте с ценностями, нормами и установками общества. Любая субкультура противопоставляет себя окружающей действительности, обозначая свое существование с помощью соответствующих атрибутов (одежда, аксессуары, акции и др.), но она направлена на конструирование собственной реальности, тогда как деятельность контркультуры носит деструктивный и нередко агрессивно-наступательный характер.

Конфликтологическая версия субкультуры как контркультуры раскрывает ее суть в духе идей европейского либерализма, подчеркивающих значение человека как субъекта, обладающего свободой воли и ответственностью противостоять внешним условиям. В этом случае субкультуру можно представить как локальный комплекс ценностей, носители которых претендуют на их некую универсальность и выход за рамки собственной культурной среды, возвещая новые ценностные установки для широких социальных слоев.

Ряд авторов представляет субкультуру в виде общественного движения, например, шведские ученые Р. Аперман и Э. Джениссон предложили следующее определение социального движения: это производители нового знания, «успех которого зависит от способности его интеллектуалов создавать и распространять альтернативные определения социальной ситуации»[45]. Развитие социальных движений приводит к возникновению множества субкультур на месте прежней социальной целостности.

Учитывая все вышесказанное, на наш взгляд, наиболее удачным определением субкультуры, отражающим ее суть, будет следующее: «это специфическая социальная малая группа, структура которой основана на межличностных отношениях, имеющих статусно-ролевую структуру, и управляема харизматическим механизмом власти. Жизнеспособность группы обеспечивает ее миф, представляющий аккумулированную групповым сознанием совокупность базовых ценностей альтернативных теорий, не вошедших в самоописание общества. Коллективное поведение, регулируемое неофициальной ценностно-нормативной системой и воплощающее в локальных границах группы девиативный образ жизни, является специфическим способом адаптации к социуму индивидов, в процессе нормативной социализации которых имела место фрустрация. При определенных условиях акторы группы могут претендовать на всеобщность своих групповых идеологических установок»[46]. Исходя из этого, чтобы признать субкультурой группу слушателей музыки необходимо чтобы она обладала определенным строением, имела властный механизм, который включал бы диктование определенных норм поведения и поддерживал особый субкультурный «миф».

В целом в отечественной социологической литературе сложилось несколько базовых классификаций молодежных субкультур:

По социально-правовому признаку:

· просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (например, группы экологической защиты, охраны окружающей среды, памятников культуры);

· социально-пассивные группы, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (например, музыкальные и спортивные фанаты);

· асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки и т.п.

По направленности интересов:

· увлеченные современной молодежной музыкой;

· стремящиеся к позитивной социальной деятельности;

· активно занимающиеся определенными видами спорта;

· околоспортивные – различные группы фанатов;

· философско-мистические;

· защитники окружающей среды;

· «системники» (хакеры, геймеры, блогеры);

· группы, связанные с альтернативным творчеством – официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели.

По времени существования:

· долговременные (ВЛКСМ, секты);

· кратковременные (политизированные);

· возникающие (антиглобалисты).

По степени влияния:

· интернациональные (джаз-культура);

· межрегиональные (национал-патриотические);

· региональные (например, «Наш город – Казань»).

По отношению к истеблишменту:

· поддерживающие;

· открыто оппозиционные (сатанизм);

· скрыто оппозиционные (ряд современных молодежных субкультур).

По типу лидерства:

· харизматические (религиозные);

· обычные (КВН).

В.Т. Лисовский, характеризуя субкультуру сoвременной российской молoдежи, выделяет ее oтличительные черты, распрoстраненные в различных сoциальных и вoзрастных когoртах с разнoй степенью интенсивнoсти: преимущественно развлекательно- рекреативная направленность; «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов;  приоритет потребительских ориентаций над креативными; слабая индивидуализированность и избирательность культуры – выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения; внеинституциональная культурная самореализация; отсутствие этнокультурной самоидентификации[47].

Структура субкультуры зависит от ее целей и включает в себя следующие позиции[48]:

· Лидер – наделен властью для координации работы группы, олицетворяет интересы группы как социокультурного объекта.

· Идеолог – продуцирует новые идеи и укрепляет структуру группы;

· Интегратор – создает ощущение сплоченности и идентичности;

· Регулятор – вырабатывает систему норм и правил, которые указывают участникам группы, как себя вести в той или иной ситуации, в результате чего задается однозначность и упорядоченность основ существования субкультуры.

· Наставник – выполняет функцию воспитания и подготовки новичков к принятию членства в субкультуре.

· Хранитель – отвечает за воспроизводство традиций.

· Демонстратор – может устраивать показательные наказания за нарушения правил поведения, принятых в группе, тем самым реализуя функцию укрепления групповой солидарности в случае ее ослабления.

Каждая субкультура в основе своей жизнедеятельности имеет некий сценарий развития, под которым понимаются те динамические процессы, которые характеризуют ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования. Наиболее полно природа субкультуры может быть раскрыта через ее функции, которые таковы[49]:

· Функция кадровой ротации – постепенное изменение качественного состава руководящих кадров общества. Субкультура выступает как некая фаза жизни, которую должен пройти каждый, чтобы заменить тех членов общества, которые уже «вышли из строя».

· Сигнальная функция показателя состояния общества: исходя из количества имеющихся в обществе субкультур, можно сделать вывод о наличии в нем тех или иных социальных проблем. Отсутствие субкультур в обществах с тоталитарным и подобным ему режимами сигнализирует об их стабильности, а периоды становления или гибели этих режимов, наоборот, сопровождаются обилием субкультур, отличающихся своей масштабностью и радикальным характером. Умеренное количество субкультур свидетельствует о развитости социального механизма проявления индивидуальных интересов.

· Функция идеологического развития – субкультура аккумулирует ценности, не вошедшие в самоописание общества, создает свою идеологию как проект будущего общественного устройства, предложение изменить мир в определенном направлении.

· Функция самореализации. Процесс самореализации зависит от двух факторов: внешнего (социальный заказ) и внутреннего (степень развитости способностей характера, воли). Наиболее благоприятна самореализация во многих сферах, но чаще всего встречается одномерная (самореализация в одной сфере). Закрепление той или иной формы самореализации, подтверждение ее социальной значимости есть самоутверждение личности.

Существует тип сверхмотивированных людей, которые реализуются в девиативных, т.е. избыточных ролях, – эту возможность им представляют именно субкультуры. В научной литературе даже был введен специальный термин – принцип артизации – это свoеобразное эстетическoе средствo, с помощью кoторого молодежь выражает сoбственное видение и пoнимание окружающего мира. Принцип артизации осуществляется в мифoтворческих играх мoлодежи, oснованных на создании театральными действиями нужнoго психолoгического эффекта и прoстранства; в придумывании своего «языка» посредством комбинации различных симвoлов и символических систем, который иногда перерастает в образ жизни; в таких символических формах самовысказывания, как театрализованные шоу, флешмобы, (см. приложение) концерты, акции, манифестации, хепенинги и другие театрализованные действия[50] (если они направлены на борьбу с насущными проблемами общества, то проходят в форме рок-фестивалей, экологических походов, различных политических акций, имеющих характер протеста и выражающих идею свободы творчества, личности, народа). Принцип артизации, в основу которого положена взаимосвязь актер-зритель, кроме коммуникативной функции приобретает важный психологический аспект – самоутверждения – и является особой художественной формой «решения» конфликта, наполнения окружающей действительности новыми содержательными смыслами.

 



2019-08-13 368 Обсуждений (0)
Понятие «субкультура»: базовые интерпретации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие «субкультура»: базовые интерпретации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)