ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Начиная с 1950-х годов ХХ в. Резко стали возрастать критические тенденции в соц-й псих-и. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. В литературе 60-х годов названы четыре основные теоретические ориентации: бихевиоризм, психоанализ, когнитивистские теории и интеракционизм. Бихевиоризм в соц-й псих-и использует преимущественно те варианты общепсихологич-го течения, которые связаны с необихевиоризмом. В нем выделяют два направления, связанные с именами К. Хала (введение идеи промежуточных переменных) и Б. Скиннера (сохранение ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Хала в соц.псих-и разработан ряд теорий,например, теория фрустрации – агрессии Миллера и Долларда, предложены многочисленные модели диадического взаимодействия. Центральной идеей во всех бихевиористких теориях является идея подкрепления. Необихевиоризм в соц.псих-и претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Психоанализ не получил столь широкого распространения в соц.псих-и, как бихевиоризм. Примерами данных теорий являются все теории групповых процессов: динамическая теория функционирования группы В. Байона, теория развития группы Шеппарда и.т.д. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания Т-групп, где используются соц-но-психолог-е механизмы воздействия людей друг на друга. В целом же названные теории нельзя считать системно реализующими основные идеи психоанализа, все они содержат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику. Психоанализ дал толчок новому психологическому течению гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), которая в значительной степени опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою проблематику. В настоящее время гуманистическая психология претендует на одно из ведущих мест по своей популярности. Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К.Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение поведения с точки зрения познавательных (когнитивных) процессов индивида. Особое место в когнитивистской соц-й псих-и имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответсвия, сбалансированности его когнитивной структуры. Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г.Мида. В интеракционизме в большей мере сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование личности. Еще более поздняя версия построения новой соц-й псих-и ХХ! В. Предложена в современной социальном конструкционизме К. Гергена. Исходная посылка Гергена связана с популярной идеей постмодернизма в настоящее время, с требованиями создать новую стратегию соц-й псих-и, обусловленную глобальными изменениями, произошедшими в мире в конце ХХ столетия.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .
Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки. В связи с развитием информационных технологий усиливается значение методов, применяемых в качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Интерес современной науки к проблемам методологии обусловил факт возникновения внутринаучной методологической рефлексии (пристального анализа своих собственных методов и приемов исследования). В современном научном знании термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода. 1. Общая методология – общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. 2. Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. 3. Методология – как совокупность конкретных приемов исследования. Подразделяется на: метод и методику. Выявляя черты современного научного исследования, важно конкретно определить вопросы данного научного исследования. Главными чертами научного исследования являются: 1. оно имеет дело с конкретными объектами; 2. в нем дифференцированно решаются эмпирические, логические и теоретические познавательные задачи; 3. для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез; 4. его цель – не только объяснение фактов и процессов, но и их предсказание.
Модель научного исследования, предлагаемая в логике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физики. Для соц-й психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся каждой из названных черт. 1 проблема – проблема эмпирических данных. Данными в соц-й психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо, данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. Источником любых данных в соц-й псих-и является человек, но один ряд методов пригоден для регистрации актов его поведения, другой – для фиксации его когнитивных образований. Проблема данных имеет еще и другую сторону: каков должен быть их объем? Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологическом исследовании, все они делятся на два типа: а) корреляционные (основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции; б) экспериментальные (исследователь работает с ограниченным объемом данных и смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними). Вторая черта научного исследования – интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. Важное место в научном исследовании занимает гипотеза, умение правильно формулировать ее: она представляет теоретическую форму знания. Более доступной в настоящее время является разработка специальных теорий – теорий среднего ранга, которые охватывают более узкую сферу знания, отдельные стороны соц-но-психологич-й реальности. Третья черта – проверяемость гипотезы. Проверка гипотез необходимый элемент научного исследования. В последние годы возрос интерес к качественным методам исследования. Они не предполагают применения статистических процедур, стандартизации данных и используются для того, чтобы максимально полно описать конкретный объект исследования, выявить его глубинные характеристики, вскрыть причинно-следственные связи ( исследование случая, фокус-групп). Качество социально – психологической информации определяется рядом факторов: 1. репрезентативностью; 2. надежностью. В соц-й псих-и выделяют два вида параметров, характеризующих качество информации: объективные и субъективные. Надежность информации достигается проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. Выделяют три характеристики надежности (по Ядову): 1 – обоснованность (валидность); 2 – устойчивость; 3 – точность. Обоснованность (валидность) инструмента – его способность измерять те характеристики объекта, которые и нужно измерить. Устойчивость информации – это ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. Иногда это качество информации называют «достоверностью». Точность информации – измеряется тем, насколько дробными являются применяемые метрики, или, иными словами, насколько чувствителен инструмент. Наряду с обеспечением надежности данных особо остро стоит вопрос о репрезентативности. Это новая проблема построения выборки ( по квоте, случайная, типичная и т.д.). Само выделение классов (типов) внутри генеральной совокупности строго диктуется содержательным описанием объекта исследования: когда речь идет о поведении и деятельности масс людей, очень важно определить по каким параметрам здесь могут быть выделены типы поведения.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |