Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



2019-08-14 191 Обсуждений (0)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Начиная с 1950-х годов ХХ в. Резко стали возрастать критические тенденции в соц-й псих-и. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. В литературе 60-х годов названы четыре основные теоретические ориентации: бихевиоризм, психоанализ, когнитивистские теории и интеракционизм.

Бихевиоризм в соц-й псих-и использует преимущественно те варианты общепсихологич-го течения, которые связаны с необихевиоризмом. В нем выделяют два направления, связанные с именами К. Хала (введение идеи промежуточных переменных) и Б. Скиннера (сохранение ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Хала в соц.псих-и разработан ряд теорий,например, теория фрустрации – агрессии Миллера и Долларда, предложены многочисленные модели диадического взаимодействия. Центральной идеей во всех бихевиористких теориях является идея подкрепления.

Необихевиоризм в соц.псих-и претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения.

Психоанализ не получил столь широкого распространения в соц.псих-и, как бихевиоризм. Примерами данных теорий являются все теории групповых процессов: динамическая теория функционирования группы В. Байона, теория развития группы Шеппарда и.т.д. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания Т-групп, где используются соц-но-психолог-е механизмы воздействия людей друг на друга. В целом же названные теории нельзя считать системно реализующими основные идеи психоанализа, все они содержат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику. Психоанализ дал толчок новому психологическому течению гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), которая в значительной степени опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою проблематику. В настоящее время гуманистическая психология претендует на одно из ведущих мест по своей популярности.

Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К.Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение поведения с точки зрения познавательных (когнитивных) процессов индивида. Особое место в когнитивистской соц-й псих-и имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответсвия, сбалансированности его когнитивной структуры.

Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г.Мида. В интеракционизме в большей мере сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование личности.

Еще более поздняя версия построения новой соц-й псих-и ХХ! В. Предложена в современной социальном конструкционизме К. Гергена. Исходная посылка Гергена связана с популярной идеей постмодернизма в настоящее время, с требованиями создать новую стратегию соц-й псих-и, обусловленную глобальными изменениями, произошедшими в мире в конце ХХ столетия.

 

 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .

 

Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки. В связи с развитием информационных технологий усиливается значение методов, применяемых в качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Интерес современной науки к проблемам методологии обусловил факт возникновения внутринаучной методологической рефлексии (пристального анализа своих собственных методов и приемов исследования).

В современном научном знании термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода.

1. Общая методология – общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем.

2. Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания.

3. Методология – как совокупность конкретных приемов исследования. Подразделяется на: метод и методику.

Выявляя черты современного научного исследования, важно конкретно определить вопросы данного научного исследования. Главными чертами научного исследования являются:

1. оно имеет дело с конкретными объектами;

2. в нем дифференцированно решаются эмпирические, логические и теоретические познавательные задачи;

3. для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;

4. его цель – не только объяснение фактов и процессов, но и их предсказание.

 

Модель научного исследования, предлагаемая в логике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физики. Для соц-й психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся каждой из названных черт.

1 проблема – проблема эмпирических данных.

Данными в соц-й психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо, данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. Источником любых данных в соц-й псих-и является человек, но один ряд методов пригоден для регистрации актов его поведения, другой – для фиксации его когнитивных образований.

Проблема данных имеет еще и другую сторону: каков должен быть их объем? Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологическом исследовании, все они делятся на два типа:

а) корреляционные (основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции;

б) экспериментальные (исследователь работает с ограниченным объемом данных и смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними).

Вторая черта научного исследования – интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий.

Важное место в научном исследовании занимает гипотеза, умение правильно формулировать ее: она представляет теоретическую форму знания.

Более доступной в настоящее время является разработка специальных теорий – теорий среднего ранга, которые охватывают более узкую сферу знания, отдельные стороны соц-но-психологич-й реальности.

Третья черта – проверяемость гипотезы.

Проверка гипотез необходимый элемент научного исследования. В последние годы возрос интерес к качественным методам исследования. Они не предполагают применения статистических процедур, стандартизации данных и используются для того, чтобы максимально полно описать конкретный объект исследования, выявить его глубинные характеристики, вскрыть причинно-следственные связи ( исследование случая, фокус-групп).

Качество социально – психологической информации определяется рядом факторов:

1. репрезентативностью;

2. надежностью.

В соц-й псих-и выделяют два вида параметров, характеризующих качество информации: объективные и субъективные.

Надежность информации достигается проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. Выделяют три характеристики надежности (по Ядову):

1 – обоснованность (валидность);

2 – устойчивость;

3 – точность.

Обоснованность (валидность) инструмента – его способность измерять те характеристики объекта, которые и нужно измерить.

Устойчивость информации – это ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. Иногда это качество информации называют «достоверностью».

Точность информации – измеряется тем, насколько дробными являются применяемые метрики, или, иными словами, насколько чувствителен инструмент.

Наряду с обеспечением надежности данных особо остро стоит вопрос о репрезентативности. Это новая проблема построения выборки ( по квоте, случайная, типичная и т.д.). Само выделение классов (типов) внутри генеральной совокупности строго диктуется содержательным описанием объекта исследования: когда речь идет о поведении и деятельности масс людей, очень важно определить по каким параметрам здесь могут быть выделены типы поведения.

 



2019-08-14 191 Обсуждений (0)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)