Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО.



2019-08-14 182 Обсуждений (0)
ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО. 0.00 из 5.00 0 оценок




Б.Д. Парыгин выделяет следующие различия лидера и руководителя:

1 – Лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель – официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2 – Лидерство происходит в условиях микросреды, а руководство – элемент макросреды;

3 – лидерство возникает стихийно, а руководитель либо назначается, либо избирается;

4 – явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера зависит от настроения группы, а руководитель – явление более стабильное;

5 – руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6 – процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, а лидер принимает решения, касающиеся групповой деятельности;

7 – сфера деятельности лидера – в основном малая группа, сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Тем не менее и лидер и руководитель призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

В традиции социальной психологии исследуется вопрос о стиле лидерства, а не руководства.

Левин предложил три стиля:

1- авторитарный – голос руководителя решающий, запреты без снисхождения, с угрозой, эмоции не принимаются в расчет, показ приемов – не система, позиция лидера – вне группы.

2- демократический – мероприятия планируются в группе, все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются, позиция лидера – внутри группы.

3- попустительский – дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний, позиция лидера – незаметно в стороне от группы.

 

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ. СОДЕРЖАНИЕ, СТАДИИ, ИНСТИТУТЫ.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Выделяют три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание. Деятельность на протяжении всего процесса социализации личности связана с освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса: - ориентировки в системе связей, - центрирование вокруг главного, - освоение личностью новых ролей и осмысление их значимости. Общение рассматривается со стороны его расширения (умножение контактов человека с другими людьми) и углубления (переход от монологического к диалогическому). Самосознание личности означает становление в человеке образа его «Я». Самосознание представляет собой сложный психологический процесс, включающий: самоопределение (поиск позиции в жизни), самореализацию (активность в разных сферах), самоутверждение (достижение, удовлетворенность), самооценку.

В отечественной социальной психологии выделяют следующие стадии социализации:

1 – дотрудовая – охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности;

2 - трудовая – весь период трудовой деятельности человека;

3 – послетрудовая – связана с проблемами пожилого возраста.

Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и котрые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе. Выделяют следующие социальные институты: - семья, - дошкольные детские учреждения, - школа, - трудовой коллектив (команда, организация), - общественные организации, членами которых преимущественно являются пенсионеры.

 

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА.

Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности объясняет как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н.Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией».    В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Аттитюд – это психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта или состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности.

Функции аттитюдов:

1 – приспособительная (утилитарная, адаптивная) – направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2 – функция знания – дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3 – функция выражения (функция ценности, саморегуляции) – выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4 – функция защиты – способствует разрешению внутренних конфликтов личности. 

М. Смитом в 1942 г. была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

 

                                                                                                                                                                                                                               



2019-08-14 182 Обсуждений (0)
ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)