Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕСТО ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.



2019-08-14 184 Обсуждений (0)
МЕСТО ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. 0.00 из 5.00 0 оценок




Исходя из того, что соц-я псих-я анализирует те закономерности человеч-го поведения и деят-ти, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирич-й факт – есть факт общения и взаимодействия людей.

Главная задача соц-й псих-и состоит в раскрытии конкретных механизмов вплетения индивидуального в ткань соц-й реальности, что позволит понять, каков результат воздействия соц-х условий на деят-ть личности.

Проблема отношений занимает в психологии большое место, в значительной степени она разработана в работах В.Н.Мясищева. Фиксация отношений означает реализацию более общего меодологического принципа – изучения объектов природы в их связи с окружающей средой. Содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны, поэтому выделяют два основных вида отношений: общественные и межличностные (психологические).

Структура обществ-х отношений исследуется социологией, которые представлены эконмическими, социальными, политическими, идеологическими и др. видами отношений. Их специфика заключена в том, что индивиды явл-ся представителями определенных общественных групп и такие отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Такие отношения носят безличный характер и сущность их заключена во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Соц-я роль – есть общественно необходимый вид соц-й деят-ти и способ поведения личности. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько соц-х ролей (примеры).

Сама по себе соц-я роль не определяет деят-ть и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Поэтому общественные отнош-я в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая соц-я роль не означает абсолютных шаблонов поведения, а предоставляет исполнителю диапазон возможностей, т.е. «стиль исполнения роли». Именно этот диапазон и явл-ся основой для построения внутри системы безличных обществ-х отношений - межличностных.

Природа межличностных отнош-й возникает внутри каждого вида общественных отнош-й, поэтому существование межличностных отнош-й внутри различных форм обществ-х отнош-й есть как бы реалитзация безличных отнош-й в деят-ти конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Именно здесь и сталкиваются социальное и психологическое. Поэтому для соц-й псих-и постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.

В основе межличностных отнош-й лежит – эмоцион-я основа. Поэтому межлич-е отнош-я можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоцион-я основа межл-х отн-й означает, что они возникают и складываются на основе определнных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечеств. Школе псих-и различают три уровня эмоцион-х проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Выделяют две большие группы чувств:

1- конъюнктивные – сближающие людей, объединяющие их чувства;

2- дизъюктивные – разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая.

Анализ межл-х отнош-й явл-ся чрезвычайно трудной задачей,т.к. важно проводить одновременно анализ двух рядов отношений:

1 – межличностных;

2 – и опосредованных совместной деят-тью.

Поэтому в соц-й псих-й широко используется методика социометрии, предложенная амер. исследователем Дж. Морено. Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы. Все данные о таких выборах заносятся в особую таблицу – социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы – социограммы, после чего рассчитываются различного рода социометрические индексы. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений. Диагноз группы, данный при помощи социометрической методики, ни в коей мере не может считаться полным: при помощи социометрии схватывается лишь одна сторона групповой действительности, выявляется лишь непосредственный слой отношений.

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет корректно подойти к вопросу о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Сам термин «общение» эквивалентен англ. термину «коммуникация». Естественно, что каждый ряд отнош-й реализуется в специфических формах общения. Однако при любом подходе принципиальным явл-ся вопрос о связи общения с деят-тью. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деят-ть (примеры).

Таким образом общение явл-ся важнейшим условием присвоения индивидом достижений исторического развития человечества как в непосредственном окружении, так и во всей системе социальных связей.

В реальной практической деят-ти человека главным вопросом явл-ся вопрос по поводу чего он общается.

 

СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ

представлена тремя взаимосвязанными сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями , но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В общении выдеялются три функции:

- информационно-коммуникативная;

- регуляционно-коммуникативная;

аффективно-коммуникативная.

Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать содержание каждой из этих функций.                                                                            

 



2019-08-14 184 Обсуждений (0)
МЕСТО ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕСТО ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)