ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Интерактивная сторона общения – это взаимодействие людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Одновременное участие многих людей в деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. Психологическое содержание процесса обмена действиями включает: а) учет планов, «созревших в голове другого» и сопоставление их с собственными планами; б) анализ вкладов каждого участника взаимодействия; в) осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров. Структурное описание взаимодействия представлено сегодня в транзактном анализе – направлении, предлагающем регулировать действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия.(БЕРН) С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые условно обозначены как РОДИТЕЛЬ, ВЗРОСЛЫЙ, РЕБЕНОК. Эти позиции не обязательно связаны с социальной ролью, т.к. это чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Взаимодействие эффективно тогда, когда: 1 – транзакции носят дополнительный характер, т.е. совпадают (если партнер обращается к другому как Взрослый к Взрослому, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому как к Взрослому, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.) 2 – происходит адекватное понимание ситуации. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Его цель – не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней. Манипулятивный стиль зваимодействия состоит в намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Гуманистический стиль проявляется в изменении представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка. При использовании каждого стиля применяются разные приемы самоподачи – от стремления понравиться до запугивания.
ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Наиболее распространенным является деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию. Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, из взаимовлияние, их включенность во взаимодействие. Кооперация - это необходимый элемент совместной деят-ти, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деят-ти: а) разделение единого процесса деят-ти между участниками; б) изменение деят-ти каждого, т.к. результат деят-ти каждого не приводит к удовлетворению его потребности. Конкуренции чаще всего приписываются негативные характеристики этого процесса. Однако более внимательный анализ конкуренции выдвигает ряд позитивных черт: вводится понятие продуктивной конкуренции (характеризуется как гуманная, честная, справедливая, созидательная , в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. Различают несколько степеней продуктивной конкуренции: а) соревнование; б) соперничество; в) конфронтация. Границы между этими степенями условны, но важно, что последняя степень может перерасти в конфликт. Конфликт рассматривается как особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Специфика заключается в одновременном анализе двух составляющих: конфликтной ситуации и ее представленности в сознании участников. Задачи изучения могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования конфликта. Она фиксирует минимум 4 основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликтов. Хотя структура конфликта описывается по-разному разными авторами, основные ее элементы практически принимаются всеми: - конфликтная ситуация; - позиции участников (оппонентов); - объект; - «инцидент» (пусковой механизм); - развитие конфликта; - разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта: деструктивного или продуктивного. Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Он чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний («Экспансия» конфликта). Другая черта – «Эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение ложного восприятия как качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда рождаются различные точки зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Такой конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения. Сам факт допущения другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов дружественной атмосферы и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения.
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА. Большую роль здесь играет обратная связь. Она служит средством регулирования поведения участников конфликта, что особенно проявляет себя при ведении переговоров. Цель переговоров – достижение соглашения, основной способ которого – компромисс, т.е. согласие каждой стороны в равной мере отступить от своей прежней позиции с целью их сближения. В осуществлении такой стратегии велика роль посредника или арбитра – представителя третьей, нейтральной стороны, способствующего успеху переговоров. Для более четкого понимания стратегии поведения при достижении компромисса в соц-й псих-и предложена особая схема – ПОИР («постепенные обоюдные инициативы для разрядки напряженности»), предложенная Ч.Осгудом. Проблема исследования конфликта имеет много практических приложений в плане разработки различных форм отношения к нему (разрешение, предотвращение конфликта, его профилактика, ослабление), прежде всего в ситуациях делового общения.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |