ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. На первом этапе исследований (были проведены в США в 1920-е годы), выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Результаты исследования «коактных» (одновременное действие рядом) групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида. Эти результаты были интерпретированы как возникновение эффекта возрастающей сенсорной стимуляции и получило название эффекта социальной фацилитации (присутствие других облегчает действия одного, способствует им). В ряде экспериментов было показано наличие и противоположного эффекта – известного сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта социальной ингибиции. Второй этап развития исследований ознаменовал собой переход от изучения коактных групп к изучению «интерактных» групп, т.е. к учету такого фактора, как взаимодействие и тип групповой деятельности. Таким образом мы подошли к определению малой группы. «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». В литературе давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число малой группы колебалось между 2 и 7, т.е. наименьшей малой группой является группа из двух человек – «диада». Не менее остро стоит вопрос о верхнем пределе малой группы. В современных исследованиях управления считают оптимальным состав группы из 5-9, но не более 12 человек. Однако, в некоторых исследования Дж. Морено упоминаются малые группы по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.
ГРУППОВЫЕ СТРУКТУРЫ.
Структура межличностных отношений предполагает, прежде всего, выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Вторая характеристика индивида в группе – это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, т.е. перечень реальных функций, которые выполняет личность в группе в соответствии с содержанием групповой деятельности. Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий», т.е. всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. Для того, чтобы эта система ожиданий была определена, в группе существуют еще два важных образования: групповые нормы и групповые санкции. Групповые нормы являются социальными нормами, т.е. это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их пребывание в группе было возможно. Нормы выполняют регулятивную функцию по отношению к каждому члену группы. Нормы группы связаны с ценностями, которые складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом и целями. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, какие ценности разделяет и почему он так поступает. Важная проблема – это мера принятия норм каждым членом группы: как соотносятся для него социальные, групповые и «личностные» нормы. При этом необходим анализ санкций – механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные; их система предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Структура власти в малой группе означает чисто психологическое распределение отношений руководства и подчинения. В исследованиях выявлены различные формы власти: принуждающая, экспертная, информационная. Структура коммуникаций – то же структура групповых структур. Успех групповой деятельности в большей степени зависит от того, насколько четко и хорошо распространяется в группе необходимая информация, каким образом обеспечивается обмен ею между членами группы. Важное место занимает анализ групповых процессов. Они характеризуют функционирование группы в каждый данный момент и набор тех изменений, которые происходят в группе по мере ее длительного существования, когда она совершает переход от одного этапа ее жизни к новому этапу.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |