Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антропологическая парадигма современного языкознания



2019-08-13 388 Обсуждений (0)
Антропологическая парадигма современного языкознания 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

В современном мире русский язык занимает все более значимую позицию. Это язык классической литературы ХIХ века, язык великих писателей. Будучи государственным языком России, он формирует личность человека: менталитет, гражданскую позицию, с помощью русского языка раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал человека.

Исходя из этого, одним из способов изучения социолингвистической ситуации в обществе является составление языкового портрета личности. Исследуя языковые портреты людей, можно составить срез определенного социокультурного слоя.

Языковый портрет школьника является важной частью языкового портрета общества в целом. Культура речи подростков, нового поколения россиян, является не только частной проблемой их семей и проблемой лингвистов, занимающихся исследованиями в этой области. Это проблема общенационального масштаба, поскольку от нее зависит будущее языка и культуры общества.

Актуальность избранной темы очевидна. В нынешнее время стремительно обновляется лексический состав языка, его фразеология, появилось большое количество заимствованных текстов. Речь россиян все больше отдаляется от литературной. Русский язык засоряется различными сленговыми выражениями, просторечными словами, запрещенной лексикой.

Возрастной категорией, которая, согласно мнению учёных, более открыта переменам, воздействиям со стороны всех существующих в национальном языке форм речи, как литературным, так и нелитературным являются школьники. Однако при этом их речь включает огромное количество собственно подростковых слов, речевые привычки подростков специфичны и мало исследованы в лингвистической литературе.

Носителями молодёжного языка общепринято считать подростков, студентов, рабочую молодёжь. Школьники стремительно откликаются на все перемены, совершающиеся в языке, в период обучения в школе ребёнок формируется как языковая личность. Наша работа посвящена изучению особенностей речевого портрета нынешнего младшего подростка, школьника. Именно современные школьники будут оказывать в последующем воздействие на отбор и сохранение норм языка. В этом и заключается актуальность исследования.

Объект исследования – речевой портрет школьника.

Предмет исследования: коллективный речевой портрет формирующейся языковой личности школьника, отображающий характерные черты его речи, речевого поведения.

Цель работы: исследовать речевую культуру учащихся средних учебных заведений и сформировать языковой портрет школьника.

Данная цель обусловила потребность постановления следующих задач:

1. Предоставить общее понимание о концепции языковой личности в современной лингвистике, рассмотрев ключевые характеристики и параметры языковой личности.

2. Обнаружить соотношение определений языковая личность и речевой портрет.

3. Рассмотреть и уточнить определения речевой портрет и речевой портрет коллективной языковой личности.

4. Рассмотреть ключевые аспекты исследования детской речи.

5. Установить степень воздействия различных факторов на речь школьников.

6. Изложить основные этапы развития языковой личности школьника.

7. Установить ключевые принципы создания речевого портрета школьника.

8. Обнаружить и проанализировать социопсихолингвистические и собственно лингвистические параметры речевого портрета школьников 5-7-х классов, в том числе их речевое поведение, воспроизведенное, в частности, в речевой субкультуре подростков.

Основным методологическим принципом работы считается принцип антропоцентрического подхода к языку и речи так, равно как он подразумевается в современной лингвистике. Главный метод работы опирается на способы наблюдения и эксперимента с последующим рассмотрением эмпирического материала. При обработке и рассмотрении приобретенных сведений применялись также описательный метод, статистический метод.

Структура работы: дипломная состоит из введения, двух глав с подглавами, заключения, а также списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения речевого портрета

Антропологическая парадигма современного языкознания

Как общеизвестно, в результате перемены исследовательских парадигм, что подразумевается нами как концепция научных взглядов, происходит постоянное поступательное движение науки. Таким образом, к примеру, в случае если на протяжении всего XIX столетия преобладал сравнительно-исторический метод, а в XX столетии – структурный, то XXI столетие – это период первенства функционально-коммуникативной лингвистики. Вместе с этим в целом в лингвистике XXI века одновременно формируются такие важные научные тенденции, как функциональное, коммуникативное, когнитивное, прагматическое и прочие.

Как сообщает В.А. Звегинцев, «при изучении языка в его состоянии как замкнутой в себе структуры его отношение к человеку, когда оно и постулируется, обычно носит чисто декларативный характер. Перед исследователем остается лишь автономное и авторитарное образование – язык «в самом себя и для себе», человек же «оказывается за пределами языка» [5, с. 164]. Благодаря трудам В.А. Звегинцева и других популярных лингвистов, в отечественной лингвистике конца ХХ в. уверился антропоцентрический подход, в рамках которого посредством эволюции языка (прежде всего его лексики) исследуется развитие человеческого мышления. В соответствии с положениями антрополингвистики, в лексической системе языка отражаются все совершающиеся в людском сознании исторические перемены, формирование человеческой культуры, научных познаний, практического навыка, умений и способностей. Благодаря данным познаниям, выявляются предпосылки и условия формирования науки, а кроме того реконструируются исторические состояния и тенденции формирования культуры. Все данное обуславливает взаимосвязь антрополингвистики с подобными науками, как эпистемология, антропология, науковедение, возрастная психология, социальная психология, этнолингвистика и лингвокультурология.

При сравнении синхронных срезов терминологий, обозначающихся в качестве средства оформления определенных понятийных концепций, соотнесённых с разными хронологическими периодами, можно установить скорость формирования определённого концептуального фрагмента картины общества, его численные и качественные исторические перемены, стадии специализации и филиации отдельных научных дисциплин. Это может стать надежной базой науковедческих исследований, направленных на[5, с. 164]:

1. Формирование знаний сопровождается их стабильной специализацией. В целом, согласно сведениям науковедения, в среднем каждые 25 лет количество академических дисциплин удваивается. Согласно сведениям Британской энциклопедии, в XX столетии возникло свыше 2,5 тыс. наук и научных дисциплин. Специализация знаний отображается в численном увеличении и специализации лексики.

2. Еще одно существенное положение концепции разрабатываемой антрополингвистики затрагивает объективности жизни аналогии филогенеза (исторического формирования вида) и онтогенеза (персонального развития организма) в эволюции человека, известной как биогенетический закон Э. Геккеля (Кулагина, 2004). Имеющиеся в психологии сведения интеллектуального формирования детей, отражаемого в увеличении объёма словаря, дают возможность прийти к суждению о подобии преждевременных этапов формирования лексической картины мира у детей и всего человечества в целом. Ключевые особенности первоначального этапа мышления — наивного мышления у человечества (как они отражаются в древних пластах лексики) и у детей схожи – неясность и синкретизм значения текстов, недостаток строгих научных классификаций, конкретизирование и перераспределение значений в ходе изучения новой лексики.



2019-08-13 388 Обсуждений (0)
Антропологическая парадигма современного языкознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антропологическая парадигма современного языкознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)