Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальные функции физической культуры и спорта



2019-08-14 3608 Обсуждений (0)
Социальные функции физической культуры и спорта 4.60 из 5.00 5 оценок




Физическая культура и спорт являются многофункциональными явлениями жизни современного общества, которым присущи следующие социальные функции:

– сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое совершенствование;

– всестороннее и гармоничное развитие личности;

– подготовка к высокопроизводительному труду и защите Родины;

– укрепление мира, дружбы и сотрудничества между народами;

– достижение высоких и абсолютных результатов деятельности.

Спорт является своеобразным "полигоном" для научного познания характера влияний экстремальных условий деятельности на организм человека.

1.2.1. Сохранение и укрепление здоровья людей,

их физическое совершенствование

Вопросы сохранения здоровья, продления активной жизни человека всегда занимали внимание исследователей. Рассмотрим вопросы, раскрывающие суть понятия здоровья и методы его укрепления.

Здоровье– это такое состояние организма человека, при котором функции всех органов и систем уравновешены со внешней средой и отсутствуют болезненные изменения. В это понятие входит и социальная полноценность человека. Нужно отметить, что Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «физическое, духовное и социальное благополучие человека, а не только отсутствие заболеваний или признаков дряхлости». Здоровье является общественным богатством, силой и могуществом народа. Охрану здоровья ведут учреждения здравоохранения, социальные службы, связанные с общественно-политической, экономической, научно-технической, культурной жизнью общества.

Состояние здоровья и долголетия зависит от объективной и субъективной сторон существования человека.

Объективный фактор – это социально-экономические условия, система материального обеспечения, социального страхования, здравоохранения, климатические условия жизни, влияние среды. Улучшение социально-экономических условий в последнее время позволило существенно повысить продолжительность жизни людей, средний человек как бы «помолодел». Однако «помолодел» и ряд болезней в связи с чем отдельные люди не доживают и до 40–50 лет под воздействием: инфаркта, гипертонии, атеросклероза, других сердечно-сосудистых заболеваний. Мы объясняем это тем, что многие люди не используют в полной мере возможности для укрепления здоровья и долголетия, которые созданы в этих целях.

Здесь имеет значение другой фактор – субъективный, который зависит от самого индивида, образа его жизни, умения и желания разумно сочетать труд и отдых. Это подтверждают данные науки, жизненный и практический опыт. В чём же секрет здоровья и долголетия? Ответ – в стиле жизни, деятельности человека. Люди-долгожители, как правило, трудятся всю свою жизнь, соблюдая режим труда и отдыха, питания и сна, большую часть времени проводят на свежем воздухе, в активном общении с природой! Рациональный образ жизни – это непременное условие, которое обеспечивает наличие крепкого здоровья, бодрости на долгие годы. Особенно актуально это в наши дни – время мощного воздействия технического прогресса на человека, использования современного транспорта, улучшения коммунальных условий, высококалорийного питания и других благ. Под натиском цивилизации человек всё более и более ограничивает себя в движении и испытании физических нагрузок, без которых он как биологический организм существовать не может. Он подвергается неблагоприятным воздействиям среды: радиации, магнитных и электрических полей и др.

Академик А. И. Берг заметил, что 100 лет назад 96 % работы человек выполнял за счёт мышечных усилий и только 4 % осуществлялось машинами. Теперь же – 97 % выполняется машинами и только 3 % усилий приходится на мышечную деятельность человека. Пониженная физическая активность, а порой физическая бездеятельность развивается стремительно. Её последствия не поддаются точному учёту. Ещё Аристотелем сказано: «Ничто так не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Уменьшение мышечной работы –гиподинамия – причина угрожающе быстрого распространения сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, связанных с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, внутренней секреции, других органов и систем организма. Длительная гиподинамия вызывает усиленный распад белков, атрофию мышц, разрушение костной ткани, возникновение лишнего веса, снижение выносливости, возникновение головокружений, расстройства работы желудка и кишечника, печени и почек, суставов и кровеносных сосудов, нервной системы. В результате происходит «одряхление» организма, проявляется преждевременная старость. В худших случаях это ведёт к смертельному исходу не только в старшем и пожилом возрасте, но и в молодые годы, до 30 лет.

Гиподинамия представляет собой серьёзную опасность, но не неизбежную. Профессор М. М. Саркизов-Серазини отмечал, что многие болезни развиваются потому, что люди в век техники и транспорта стали мало ходить. А ведь в народе говорят: «Пешком ходить – долго жить!». Как просто: ходить, бегать, заниматься физической культурой, спортом, умеренно питаться. Но многие такой образ жизни не соблюдают, ссылаясь на различные причины. Поэтому необходимо заставить себя начать вести активный образ жизни, как бы ни было трудно вначале преодолеть пассивность и страх перед новыми трудностями перестройки своего образа жизни.

Образ жизни всё больше становится характеристикой здоровья и долголетия. Важнейшая задача – научить людей умению разумно использовать и сочетать объективные и субъективные факторы современной жизни. Условия жизни дают мало возможностей для проявления естественных физических движений. Поэтому человек придумал искусственные возможности для удовлетворения «мышечного голода», предупреждения гиподинамии и её отрицательных последствий. Наилучшим средством компенсации «мышечного голода» является приобщение к занятиям физической культурой и спортом.

Вместе с тем, значительная часть населения к физической культуре относится более чем равнодушно. В результате в больницах и других врачебных учреждениях посетителей бывает не меньше, чем на стадионах и спортивных площадках.

В последние годы благодаря общим усилиям в Омской области удалось значительно оживить массовую физкультурно-оздоровительную работу, утвердить как добрые традиции такие мероприятия, как соревнования спортивных семей, соревнования ветеранов, спартакиады здоровья, сельские спортивные игры(«Королева спорта», «Праздник севера»), мероприятия в рамках движения «Спортивный город», проведение международных омских марафонов, участие во Всероссийских легкоатлетических и лыжных кроссах и др.

 

1.2.2. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности

Физкультура и спорт являются действенным средством воспитания человека, формирования у него активной жизненной позиции. Приведём слова В. И. Ленина, справедливые и к нашему времени: «Молодёжи особенно нужны жизнерадостность и бодрость, здоровый спорт – гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и всё это по возможности совместно». Это актуально сейчас, когда выросла общая культура, имеется много свободного времени. С другой стороны, многократно усилились, стали более изощрёнными и завуалированными различного рода антивоспитательные воздействиякак из-за рубежа, так и внутри страны. В этих условиях проблема свободного времени, организации разумного досуга людей, особенно молодёжи, имеет небывалое духовное, социальное, политическое значение.

Принимая как некую аксиому классическое положение Карла Маркса, что мерилом богатства любого общества является свободное время, нам следует активно использовать его для всестороннего развития способностей, для умножения материального и духовного потенциала. В настоящее время в нашей стране созданы благоприятные условия для целесообразной организации свободного времени для отдыха, повышения образования и общей культуры, для укрепления здоровья и физического развития студенческой молодёжи.

 

1.2.3. Подготовка людей к высокопроизводительному труду

и защите Родины

Сочетание двух рассмотренных социальных функций физической культуры и спорта существенно обеспечивает выполнение третьей функции – подготовки к труду и защите Родины.

 

1.2.3.1. Экономическое значение физической культуры

и спорта

При развитии человеческого общества физические упражнения являлись одним из средств подготовки человека к труду и военному делу. В наступивших условиях научно-технического прогресса значительно повысилась роль физической культуры и спорта в повышении работоспособности трудящихся, роста эффективности производства. Приобретённые в процессе физического воспитания жизненно важные двигательные навыки и физические качества позволяют людям быстрее и лучше осваивать новые профессии, трудиться без болезней, повышать производительность труда.

Экономическая эффективность физической культуры и спорта определяется прямыми и косвенными показателями. К числу первых относятся самоокупаемость, рентабельность. Это тесно связано с популярностью стадионов и других сооружений, то есть с уровнем массовости физической культуры, спорта и туризма. Важно знать, каким образом окупаются средства, вложенные в строительство спортсооружений, инвентарь, оборудование, в зарплату физкультурным работникам. Это вопрос государственного значения.

Рассмотрим, эффективны ли косвенныепоказатели экономического значения физической культуры и спорта. Косвенные показатели являются главным критерием экономической эффективности физической культуры и спорта. Они наглядно демонстрируют, каким образом отрасль физической культуры и спорта, своеобразный «цех здоровья», служит восстановлению, воспитанию и образованию трудящихся, содействует повышению производительности труда.

Физическая культура и спорт в этом процессе играют ведущую роль. Передовой опыт использования регулярных занятий физическими упражнениями, проведение массовых спортивных состязаний свидетельствуют, что они положительно влияют на производственные показатели, уменьшают потери рабочего времени, укрепляют трудовую дисциплину и сокращают текучесть кадров.

Там, где физкультурно-массовой работе, созданию благоприятных условий для этой работы уделяется необходимое внимание, всегда наблюдаются положительные результаты. Установлено, что показатели производительности труда рабочих-спортсменов являются на 7–10 % выше, чем у людей, далёких от физкультуры. Если занимающиеся болеют в среднем 1–2 дня в год, то остальные люди – до 10 и более дней в году. Поэтому вполне объяснимо преимущество людей, занимающихся физическими упражнениями и спортом, в производстве, учёбе и науке перед людьми, которые не занимаются совсем или участвуют в занятиях недостаточно активно и регулярно.

 

1.2.3.2. Оборонное значение физической культуры

и спорта

Обороноспособность государства, авторитет и прочность его во многом зависят от уровня военно-патриотического воспитания, физической и спортивной подготовленности молодёжи. Для достижения этих целейиспользуются многообразные массовые формы работы с детьми и молодёжью, в том числе: встречи с ветеранами труда, Великой Отечественной войны; проведение военно-патриотических игр «Зарница», «Орлёнок», «Снежный десант»; проведение соревнований по техническим и военно-прикладным видам спорта, ориентированию на местности, участие в военно-спортивных играх.

1.2.4. Укрепление мира, дружбы и сотрудничества

между народами

Физическая культура и спорт как общественные явления имеют национальную и интернациональную формы развития.

Национальная формасодержит развитие национальных видов спорта; преподавание предмета «Физическое воспитание» на родном языке; массовую подготовку национальных физкультурных кадров. Характерно, что проведение соревнований по национальным видам спорта проходит в регионах в форме красочных культурно-спортивных праздников с показательными выступлениями физкультурников и спортсменов в присутствии большого числа зрителей.

Интернациональная форма предусматривает распространение национальных видов спорта среди народов разных стран. Участие в соревнованиях по этим видам спорта предоставляет возможность познакомиться с историей, бытом и условиями жизни различных национальностей.

Спорт является действенным фактором установления новых контактов, развития солидарности трудящихся разных стран. Ярким примером в этом отношении являются Олимпийские игры, которые провозглашаются как Спортивные праздники торжества мира, добра и дружбы. Международный олимпийский комитет обратился с призывом к народам и правительствам стран всего Мира разговаривать во время игр языком дружбы. Главной целью проведения Олимпийских игр считается факт участия спортсменов в состязаниях. В то же время такие выступления имеют и важное политическое значение, подчёркивают престиж государства. К сожалению, в последнее время наша страна с большим трудом получает право на проведение престижных соревнований. Наблюдаются факты необъективного судейства по отношению к нашим командам и отдельным спортсменам. Россия, ввиду распада Советского Союза, потеряла значительную часть спортивных баз и большую часть хорошо подготовленных спортсменов. Несмотря на это, наша страна блестяще провела и выиграла Студенческую Всемирную Универсиаду в Казани, Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи и успешно готовится к проведению Чемпионата Мира по футболу. Успешно выступают наши спортсмены на многих других международных соревнованиях, отстаивая честь своей страны.

Основные понятия физической культуры

К основным понятиям физической культуры относятся: физическое воспитание; система физического воспитания; спорт; физическое развитие; физическая рекреация; двигательная реабилитация; физическая подготовка; физическая подготовленность; физическое совершенство; физические упражнения; физкультурная грамотность.

Физическое воспитание является частью общего понятия воспитания. Процесс воспитания представляет собой целенаправленное формирование человеческой личности для подготовки к участию в общественной и культурной жизни, соблюдению существующих правил. Недаром академиком И. П. Павловым воспитание считалось механизмом обеспечения исторической памяти населения.

В целом, под процессом физического воспитания подразумевается процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых определяет его физическую дееспособность. Физическое воспитание содержит систему направленных воздействий на сознание и поведение воспитываемых людей, обучение двигательным действиям. Из них складываются рациональные формы двигательной деятельности, происходит развитие способностей, строящихся на физических качествах физкультурников.

Принято рассматривать две стороны физического воспитания:

а) обучение движениям (физическое образование) и формирование знаний занимающихся о строении тела человека, функционировании органов и систем при занятиях физическими упражнениями;

б) воспитание физических качеств, представляющее собой развитие физических способностей.

Система физического воспитания представляет собой совокупность идеологических и научно-методических основ физического воспитания, а также организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих качество физического воспитания  населения.

Научно-методические основы физического воспитания составляют программно-нормативные документы по организации и содержанию педагогического процесса с учётом пола, возраста, подготовленности занимающихся. В них приведены контрольные нормативы, методы оценки физической подготовленности, в том числе – физических качеств, функциональных возможностей организма. Здесь же мы можем отметить труды видных деятелей физкультурной и спортивной науки –Петра Францевича Лесгафта, Льва Павловича Матвеева (теория физической культуры), Петра Антоновича Рудика, АвксентияЦезаревича Пуни, Альберта Вячеславовича Родионова (психология спорта); Юрия Дмитриевича Железняка (спортивные игры), Владимира Николаевича Платонова (теория спорта), Вадима Константиновича Бальсевича, Людмилы Ивановны Лубышевой (биомеханика, физкультурное образование молодёжи) и многих специалистов, создавших самую передовую науку о физкультуре и спорте в мире.

Идеологические основы физического воспитания составляет совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности на содействие всестороннему и гармоническому развитию личности занимающихся, на реализацию для каждого физкультурника возможности достижения физического совершенства укрепления и сохранения здоровья, подготовку к профессиональным видам деятельности. Основой здесь является изучение истории развития физической культуры и спорта в мире, в России и регионе; обобщение данных науки об использовании средств физического воспитания для укрепления и совершенствования здоровья человека, содержание законодательных документов, раскрывающих вопросы организации и реализации системы физической культуры граждан.

Полезно знать будущим специалистам, что в нашем регионе существуют замечательные школы подготовки спортсменов и тренеров высочайшего класса, добившихся высоких результатов на всероссийской и международной арене. Это велосипедная и конькобежная школа заслуженного мастера спорта СССР Алексея Нестеровича Головченко, имеющая замечательные семейные традиции; школа классической спортивной борьбы Юрия Яковлевича Сапожникова и его ученика, профессора Василия Викторовича Громыко; школа бокса, зачинателем которой является Сергей Иванович Дудов, а продолжателем–заслуженный тренер России Леонид Иванович Киселёв, подготовивший дважды олимпийского чемпиона Алексея Тищенко.

Большое значение для формирования идеологии подрастающего поколения имеет изучение участниками процесса физического воспитания исторического вклада физкультурников и спортсменов при защите нашего отечества в Великой Отечественной Войне. Здесь нужно отметить и наших земляков, спортсменов нашего региона – профессоров Юрия Павловича Симакова, Евгения Васильевича Гнатюка, Евгения Сергеевича Гецольда; заслуженного мастера спорта СССР Юрия Алексеевича Головченко; участника Сталинградской битвы, судью Всесоюзной категории по волейболу Виктора Константиновича Ларионова; заведующего кафедрой физического воспитания Омского педагогического института Семёна Борисовича Расина; директора спортивного комплекса "Нефтяник" Олега Михайловича Юдина. Омские спортсмены в боевых условиях проявляли мужество, а один из лучших спортсменов, в прошлом руководитель физкультурного движения в Омске, Николай Бударин, гвардии подполковник, за подвиг при форсировании Днепра был удостоен звания Героя Советского Союза. В память об этом замечательном человеке в Омске проводятся традиционные лыжные гонки на приз Николая Бударина.

 В период Великой Отечественной войны в области проводились массовые лыжные кроссы «Фронту – физически крепкие резервы», в одном из них в феврале 1942 года участвовали почти 154 тысячи человек. На старт летнего кросса, в июне 1942 года, вышли 205,4 тысячи человек. Два раза проводилась 132-километровая скоростная мужская лыжная гонка и многокилометровые лыжные походы, самый продолжительный был маршрут Омск – Тобольск – Омск. В 1943 году футболисты Омской области стали чемпионами первенства Сибири по футболу, и в том же году сборная региона заняла первое место в Спартакиаде народов Севера, проходившей в Салехарде.

Показательно, что,вернувшись домой, фронтовики стали активно развивать спортивное движение, являлись примером для молодёжи. Например – Евгений Сергеевич Гецольд, придя с фронта без одной руки, продолжал занятия спортом и стал чемпионом города, соревнуясь со здоровыми спортсменами по лыжным гонкам. Долгое время выступали на соревнованиях Олег Михайлович Юдин как футбольный вратарь с незаурядными способностями, а Валерий Добросмыслов, Виктор Константинович Ларионов – в соревнованиях волейболистов. Виктор Константинович Ларионов и сейчас, будучи судьёй Всесоюзной категории продолжает проводить соревнования различного масштаба, воспитывает молодёжь.

Ещё один пример. До войны Юрий Алексеевич Головченко был чемпионом и призером России по нескольким видам спорта. На фронте он воевал башенным стрелком танка Т-34. За бое­вые заслуги он был награжден орденами Славы и Отечественной войны, девятью медалями. В боях был ранен несколько раз. Особенно тяжелым было последнее ранение, в бедро. Врачи говорили об ампу­тации ноги, но молодой организм справился с болезнью. Восемь ме­сяцев Юрий ходил на костылях. Восстановить прежние возможности ему помогли, по его словам, занятия лечебной физкультурой. Первые послевоенные соревнования, в которых принял участие Юрий Алек­сеевич Головченко, состоялись в 1945 году в г. Горьком – через два года после тяжелейшего ранения. Еще через два года Юрий Алексеевич выполнил норматив мастера спорта и был принят в сборную СССР. Последую­щие годы приносили новые достижения. В 1949 году он занял второе место на чемпионате СССР, а в 1950 году стал чемпионом СССР. В 1951 году– завоевал три золотые медали на международных студен­ческих играх. В 1952 году ему присвоено почетное звание «Заслужен­ный мастер спорта СССР». Ю.А. Головченко продолжал заниматься коньками и, перешаг­нув семидесятилетний рубеж, успешно выступал в соревнованиях ве­теранов спорта. Это достойные примеры для подражания.

Спорт:

а)в широком смысле слова понятие «спорт» охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней и специфические межчеловеческие отношения, возникающие на основе этой деятельности. Это действенное средство и метод укрепления здоровья и физического совершенствования населения, подготовки к труду и обороне Родины. Занятия спортом содействуют развитию волевых качеств, нравственному и эстетическому воспитанию, расширению интернациональных связей и культурного сотрудничества, упрочнению мира и дружбы между народами. Спорт – многофункциональное и многообразное явление социальной реальности, играющее исключительную роль не только в физической, но и в духовной культуре общества;

б)в узком смысле слова – это деятельность, исторически сложившаяся преимущественно в сфере физической культуры и выделившаяся в форме состязаний в особый вид активности к достижениям, проявляющаяся в условиях регламентированного соперничества. Она направлена на демонстрацию достижений в этой деятельности, на раскрытие резервных возможностей; выявление предельных уровней функционирования организма в процессе упорядоченной двигательной деятельности. Характерные признаки спорта – состязательность, специализация, направленность на достижение победы над соперником или достижение максимально высокого результата, зрелищность выступлений.

Общественно-социальные функцииспорта: это эталонное и эвристическое значение спорта (творческий поиск); спорт является средством разностороннего развития, воспитания и подготовки к жизненной практике, создаёт запас двигательных умений,  навыков и физических способностей. Значимо оздоровительно-рекреативное значение, эстетическое воздействие свойства спорта как зрелища. Спорт является сферой широких социальных отношений, велико экономическое значение спорта, связанное с повышением работоспособности, сохранением творческого долголетия.

Физическое развитие понимается как долговременный закономерный процесс формирования и последующих количественно-качественных изменений в течение жизни индивида и совершенствования естественных морфологических и функциональных свойств в течение индивидуальной и общественной жизни человека. Это результат воздействия физических упражнений и ответных процессов, происходящих в организме человека, которые поддаются измерениям.  Индикаторами физического развития являются показатели размеров тела, его частей, проявления физических качеств и способностей, функциональные возможности систем организма.

Физическая рекреация– вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечений, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечение от обычных видов трудовой и других видов деятельности.

Двигательная реабилитация – целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

Физическая подготовка – это специализированный целенаправленный процесс физического совершенствования, направленный на подготовку человека к труду и к защите Родины с учётом особенностей его профессиональной деятельности. Понятие «физическая подготовка» подразумевает специализацию процесса физического совершенствования. Поэтому существуют такие определения, как физическая подготовка танкистов, космонавтов, водолазов, геологов и представителей других гражданских и военных профессий.

Физическая подготовленность является результатом работы в овладении двигательными умениями и навыками и повышения работоспособности организмас помощью физических упражнений для освоения человеком определённого вида деятельности. Она характеризуется уровнем развития двигательных способностей, физических качеств и прикладных навыков. Например, установлено, что под влиянием систематических упражнений сердечно-сосудистая система начинает реагировать на предъявляемые нагрузки рационально, экономно работают органы кровообращения. Улучшаются обменные процессы в организме, увеличивается содержание гликогена – основного энергетического вещества. Организм расходует его экономно, происходит быстрее и полнее процесс окисления продуктов распада, чем до выполнения упражнений, ускоряется удаление из организма продуктов обмена.

Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития функциональных способностей людей соответствующим требованиям человеческой деятельности в определённых условиях производства, военного дела и в других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека. Следует знать, что при выполнении физических упражнений происходит не только физическое совершенствование, но и оказывается широкое воздействие на многие функции и системы организма занимающихся.

Физические упражнения – это целенаправленные двигательные действия, используемые для развития физических способностей (качеств) организма, а также для формирования двигательных умений и навыков человека. Они направлены на решение задач физического воспитания.

Слово "физические" раскрывает характер выполняемой работы в виде перемещений тела и его частей в пространстве и времени. Термин "упражнение" подчёркивает направленность и повторность многократных физических и психических воздействий на организм физкультурника. Содержанием их является комплекс физиологических, психических, биомеханических процессов, влияющих на организм человека и вызывающих в нём соответствующие сдвиги в виде развития физических качеств, улучшения функций и систем. Применение физических упражнений имеет и оздоровительное значение (это морфологические, функциональные перестройки в организме, развитие физических качеств и физического развития, укрепление здоровья).

Выполнение физических упражнений несёт в себе образовательные и воспитательные функции. Прежде всего отметим важность формирования мотивации к физкультурной деятельности. Осваивая новые упражнения, последовательно переходя от простых заданий к более сложным, занимающиеся приобретают уверенность в своих возможностях, чувствуют перспективу дальнейшего роста достижений, приобретают стойкое желание к систематической тренировке, достижению мастерства в одном из видов физкультурной или спортивной деятельности.

Физические упражнения способствуют формированию дисциплины, чувства коллективизма, взаимовыручки, ответственности за свои действия перед коллективом,например – при выполнении групповых и командных упражнений в спортивных играх. Способствуют развитию волевых качеств, чувства нравственности, – то есть строгое соблюдение правил, умение сдерживать эмоции, развитие долговременной и оперативной памяти, тактического мышления и многое другое.

Не следует забывать, что деятельность занимающихся при выполнении упражнений имеет внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (двигательную) структуры, дополняющие друг друга. Несмотря на внешнюю простоту отдельных движений, они требуют от исполнителей сложной работы по совмещению и реализации этих двух задач (Е. И. Бойко) для достижения положительного результата деятельности. При этом специалисты отмечают важность того обстоятельства, что для изменения, улучшения внешней стороны двигательных действий необходимо вносить коррективы во внутреннюю деятельность, в её содержание. Таким образом, выявляется значимость теоретической подготовки, приобретения специальных знаний студентами, расширения их практического интеллекта для реализации накопленного опыта в соревновательной обстановке и при выполнении будущей профессиональной деятельности.

Критериями оценки качества физических упражнений могут быть: а) результативность упражнения, например – соответствие результата требованиям должных норм кафедры, нормативов комплекса ГТО; б) соответствие выполнения задания параметрам эталонной техники (сопоставление выполненного задания с эталонным выполнением, например, с помощью оценки упражнения группой экспертов, или сопоставления видеозаписей результатов двух выполнений). Причём, "эталонным" может считаться и удачное выполнение задания самим спортсменом в предыдущих попытках; в) учёт разности между выполненным результатом упражнения и возможным (требуемым).

Ещё одно важное положение. Если физические упражнения применяются с нарушениями теории и методики физической культуры, без врачебного контроля, учёта пола, возраста, подготовленности занимающихся, плановости занятий, такие упражнения могут принести только вред занимающимся. Поэтому любые упражнения должны проводиться либо специалистом физической культуры, либо лицами, имеющими необходимый уровень инструкторской подготовки.

Физкультурная (образованность) грамотность – это уровень овладения человеком двигательными умениями и навыками по управлению движениями своего тела во времени и в пространстве, вооружение его теоретическими знаниями по методически рациональному формированию и использованию двигательных умений и навыков в различных условиях физической культуры, жизни и деятельности.

Зачастую студенты правильно оценивают воздействие физкультуры на организм, понимают, что сами должны заботиться о здоровье, но реально не занимаются. Пассивный образ жизни объясняют недостатком времени, большой академической нагрузкой. Именно научно обоснованные теоретическо-методические занятия в вузе, проводимые под руководством квалифицированных и добросовестных специалистов, помогут воспитывать положительное отношение к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Наши студенты имеют возможность получения специальных знаний в процессе прослушивания курса лекций по физической культуре, читаемых преподавателями кафедры. Студенты присутствуют и участвуют в работе преподавательских и студенческих научных конференций, проводимых в вузе и на кафедре. Практикуются также организованные групповые посещения студентами соревнований по игровым видам спорта Чемпионата России высшей и суперлиги, с последующим анализом выступлений спортсменов высокого класса на этих состязаниях. В библиотеке нашего вуза создан подбор текущей и периодической литературы со спортивной и физкультурной тематикой, используемой при составлении рефератов, в научной работе студентов и преподавателей.



2019-08-14 3608 Обсуждений (0)
Социальные функции физической культуры и спорта 4.60 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Социальные функции физической культуры и спорта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3608)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)