Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Физическаякультура



2019-08-14 401 Обсуждений (0)
Глава 1. Физическаякультура 0.00 из 5.00 0 оценок




ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

(в двух частях)

Часть первая

Учебное пособие

 

 

 

Омск 2016

УДК 796

ББК 75

  Ф 49

Рецензент

канд. пед. наук, доцент Е. М. Ревенко

(Сибирская автодорожная академия)

Ответственный за выпуск

зав. кафедрой физического воспитания,

канд. пед. наук, доцент Е. Г. Бабушкин

      

Ф 49 Физическая культура. В двух частях. Часть 1: учебное пособие /Е. Г. Бабушкин, И. Ф. Андрущишин, И. Н. Григорович и др. – 2-е изд.перераб. и доп. Омск : Омский государственный институт сервиса, 2016. – 141 с.

ISBN 978-5-93252-218-9

Учебное пособие разработано с целью оказания практической помощи студентам нефизкультурных вузов при изучении дисциплины "Физическая культура", а также преподавателям при организации учебного процесса. Пособие является переработанным и дополненным изданием выпущенного ранее пособия «Физическая культура» (Е.Г. Бабушкин, В.А. Барановский, М.Ю Моор, 2011).

В отличие от предыдущего выпуска, в данном издании авторами переработан прежний материал с учётом нововведений в методике физического воспитания и спорта, добавлены необходимые иллюстрации, переработаны контрольные вопросы для проверки полученных знаний и другие разделы.

В пособии раскрываются понятия физической культуры и спорта, влияние занятий на организм. Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рабочей программы по дисциплине «Физическая культура»

Введение, главу 1, заключение выполнили кандидат педагогических наук, доцент Анатолий Александрович Гераськин и доктор педагогических наук, профессор Иосиф Францевич Андрущишин; предисловие, параграфы 2.1–2.4, алфавитно-предметный указатель, список сокращений, словарь терминов и определений выполнил кандидат педагогических наук, доцент Евгений Геннадьевич Бабушкин; параграфы 2.5–2.9 выполнила кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Ивановна Крылова; главу 3 выполнила старший преподаватель Марина Юрьевна Моор; главу 4 – старший преподаватель Евгений Михайлович Батенко; главу 5 выполнили кандидат педагогических наук, доцент Анатолий Александрович Гераськин и кандидат педагогических наук, доцент Иван Николаевич Григорович.

 

ISBN 978-5-93252-218-9

УДК 796

ББК 75

© Бабушкин Е. Г., Андрущишин, И. Ф., Григорович И. Н., Гераськин А. А., Батенко Е. М., Крылова Т. И., Моор М. Ю.

© Омский государственный

     институт сервиса, 2016

Оглавление

Предисловие……………………………………………………………..... 6
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 7
Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов…..................   8  
1.1. Физическая культура и спорт в современном обществе………….. 8
1.2. Социальные функции физической культуры и спорта……………. 9
1.2.1. Сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое совершенствование……………………………………………………………..   10
1.2.2. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности…... 12
1.2.3. Подготовка людей к высокопроизводительному труду и защите Родины…………………………………………………………………   13
1.2.3.1. Экономическое значение физической культуры и спорта…….. 13
1.2.3.2. Оборонное значение физической культуры и спорта………….. 14
1.2.4. Укрепление мира, дружбы и сотрудничества между народами. 15
1.3. Основные понятия физической культуры………………………….. 16                          
1.4. Физическая культура как учебный предмет в высшей школе…………………………………………………………………… 1.4.1. Содержание и функции физической культуры студентов в структуре профессионального образования………………………………..   23   24
1.4.2. Основные положения организации физического воспитания в вузе……………………………………………………………………….................   25
Глава 2. Социально-биологические основы физичес-кой культуры ……………………………………………...................   32
2.1. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма……………………………….........................   32
2.2. Функциональные системы организма………………………………. 34
2.2.1. Костная система…………………………………………………... 34
2.2.2. Мышечная система………………………………………………... 35
2.3. Физиологические системы организма…………………………….... 37
2.3.1. Кровеносная система……………………………………………… 37
2.3.2. Дыхательная система……………………………………………... 41
2.3.3. Система пищеварения и выделения……………………………..... 44
2.3.4. Обмен веществ и энергии………………………………………….. 46
2.3.5. Нервная система…………………………………………………... 46
2.3.6. Эндокринная система……………………………………………... 47
2.4. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая система………………………………………………………….   49
2.5. Внешняя среда – природные и социально-экологические факторы (их влияние на организм и жизнедеятельность)………………………...   54
2.6. Биологические ритмы и работоспособность……………………….. 58
2.7. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм ……………………………………………………………………...   62
2.8. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечение его устойчивости к физической и умственной деятельности……………………………………………………………................. 2.9. Двигательная функция и повышение уровня адаптациии устойчивости организма человека к различным условиям…………………     64   66
Глава 3. Основы здорового образа жизни студента…..... 69
3.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии ...……………..... 69
3.2. Структура жизнедеятельности студентов и её отражение в образе жизни……………………………………………………………................   74
3.3. Сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое совершенствование……………………………………………………………...   76
3.4. Физическая культура в режиме учёбы и отдыха студентов………. 77
3.5. Здоровый образ жизни……………………………………………….. 79
3.6. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни……………………………………………………………………   82
Глава 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной Деятельности…………..........   89
4.1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов…………………………………………………   90
4.2. Работоспособность и общие закономерности изменения её у студентов……. ………………………………………………………………   93
4.3. Типичныеособенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов …………………………………………………………………   99
4.4. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов………………….. 4.5. Особенности рационального использования малых форм физической активности в режиме учебного труда студентов……………….. Глава 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического ВОСПИТАНИЯ студентов………………………………………………………………………..   100   104     107
5.1. Методические принципы физического воспитания………………. 107
5.2. Методы физического воспитания ………………………………….. 113
5.3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям……… 115
5.4. Развитие физических качеств……………………………………….. 117
5.5. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания……………………………………….   122
5.6. Интенсивность физических нагрузок………………………………. 123
5.7. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.. 124
5.8. Значение мышечной релаксации (расслабления)………………….. 125
5.9. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта…………………………………………………………………….     126
5.10. Построение и структура учебно-тренировочного занятия………. 127
5.11. Общая и моторная плотность занятия…………………………….. 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………….. 130
Библиографический список……………………………………………… 131
Словарь терминов и определений……………………………………….. 133
Алфавитно-предметный указатель………………………………………. 137
Список сокращений………………………………………………………. 139
   

Предисловие

Целью данного издания является оказание практической помощи студентам нефизкультурных вузов при изучении дисциплины "Физическая культура", организации самостоятельных занятий, выполнения научных исследований, а также преподавателям при организации учебного процесса.

Учебное пособие представляет собой переработанное и дополненное издание ранее выпущенного пособия "Физическая культура" (Е.Г. Бабушкин, В.А. Барановский, М.Ю. Моор и др., 2011).

Во 2-ом издании актуальные для нашего времени данные спортивной науки были переработаны и дополнены новыми современными сведениями, почерпнутыми из литературных источников, практического и научного опыта авторов издания.

Предлагаемое учебное пособие является первой частью работы и содержит предисловие, введение, 5 глав, выполненных в соответствии с рабочей учебной программой для высших учебных заведений, соответствующих обязательным темам лекционных занятий. В пособии содержатся также: заключение, библиографический список, словарь терминов и определений, алфавитно-предметный указатель, список сокращений.

В 1-ой части пособия раскрываются следующие темы: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;социально-биологи­ческие основы физической культуры;основы здорового образа жизни студента;психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности;общая физическая и спортивная подготовка.

 Во второй части пособия будут раскрыты:основы методики занятий физическими упражнениями;индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений;врачебно-педагогические исследования и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений нефиз-культурного профиля.

Введение, главу 1, заключение выполнили канд.пед. наук, доцент Анатолий Александрович Гераськин и д-р.пед. наук, профессор Иосиф Францевич Андрущишин; предисловие, параграфы 2.1–2.4, алфавитно-предметный указатель, список сокращений, словарь терминов и определений выполнил канд.пед. наук, доцент Евгений Геннадьевич Бабушкин; параграфы 2.5–2.9 выполнила канд.пед. наук, доцент Татьяна Ивановна Крылова; главу 3 выполнила ст. преподаватель Марина Юрьевна Моор; главу 4 – ст. преподаватель Евгений Михайлович Батенко; главу 5 выполнили канд.пед. наук, доцент Анатолий Александрович Гераськин и канд.пед. наук, доцент Иван Николаевич Григорович.

Авторы будут благодарны за критические замечания к предложенному материалу с целью совершенствования его в последующих изданиях. Замечания и пожелания просим направлять по адресу: 644099, г. Омск, ул. Певцова 13, ка-федра физического воспитания, Бабушкину Евгению Геннадьевичу, Email: [email protected].

Е. Г. Бабушкин

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

В основе учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

В процессе обучения в ВУЗе по курсу физического воспитания согласноположениям государственного образовательного стандарта предусматривается решение следующих задач:

- воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- всесторонняя физическая подготовка студентов;

- профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

- приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;

- совершенствования спортивного мастерства студентов – спортсменов.

Учебное пособие раскрывает особенности организации и содержания процесса физического воспитания в период обучения в вузе, направленного на освоение системы специальных знаний и научно-практических умений и навыков, необходимых для эффективного применения средств, методов и организационных форм физической культуры.

Глава 1. Физическаякультура



2019-08-14 401 Обсуждений (0)
Глава 1. Физическаякультура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Физическаякультура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)