Физическая культура как учебный предмет
В высшей школе
Физическая культура студентов высших учебных заведений, являясь частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как обязательная для всех специальностей учебная дисциплина она служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования студентов, является важнейшей характеристикой их общей и профессиональной культуры.
1.4.1. Содержание и функции физической культуры студентов в структуре профессионального образования Направленность и содержание физической культуры в учебных заведениях обусловлены выполнением ряда общекультурных и специфических функций, реализуемых с учётом специфических требований будущих профессий, в том числе: – биокомпенсаторной,связаной с созданием оптимальных условий, обеспечивающих достаточную двигательную активность студентов в целях профилактики заболеваний; – преобразовательно-созидательной, направленной на оптимизацию физического развития студентов, совершенствование личности, укрепление здоровья и подготовку к профессиональной деятельности; – интегративно-организационной, объединяющей студентов в клубы для совместной физкультурно-спортивной деятельности; – информационно-гедонистической, обеспечивающей освоение знаний, накопленных в сфере физической культуры; – проективно-творческой, способствующей развитию творческих способностей студентов в самосовершенствовании; – проективно-прогностической, обеспечивающей реализацию результатов сформированного потенциала физической культуры в предстоящей профессиональной деятельности; – ценностно-ориентационной, связанной с формированием профессионально-ценностных ориентаций студентов; – коммуникативно-регулятивной, определяющей особенности взаимодействия студентов в физкультурно-спортивной деятельности; – социализации,в процессе которой происходит включение студентов в систему общественных отношений. Этому способствует объединение студентов в команды, выполнение обязанностей старост и капитанов команд по видам спорта, помощников тренера, обязанностей судей и волонтёров. Например, в нашем вузе есть студенты, находившиеся на Универсиаде в Казани и на Зимних Олимпийских играх в Сочи в роли волонтёров. Реализация функций физической культуры в процессе профессионального образования обеспечивает повышение профессионально-прикладной направленности учебного процесса, устойчивую ориентацию его на конечные результаты. Это позволяет студентам овладевать системными знаниями, умением ставить и решать значимые творческие задачи с использованием средств физической культуры, организовать свой досуг на основе здорового образа жизни, рационально строить своё поведение в разнообразных условиях деятельности, формировать положительные мотивы и потребности. Поэтому учебному процессу по физической культуре свойственны не только описательные и объяснительные функции, но и функции прогностические, направленные на достижение целостности знаний о человеке, возможностях его организма и жизненных ценностях. Развивающие и формирующие функции физическая культура реализует в системе физического воспитания при решении следующих задач: – всестороннее развитие физических способностей, укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности; – овладение техникой двигательных действий в различных видах спорта; – овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями; – обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии; – освоение организаторских умений и навыков по проведению самостоятельных форм занятий физической культурой. Важной задачей преподавания дисциплины «Физическая культура» является внедрение в студенческую среду ценностей физического воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональному развитию личности. 1.4.2. Основные положения организации физического воспитания в вузе
Организация процесса физического воспитания в вузах строится в соответствии с Государственным образовательным стандартом и предусматривает в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 400 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется так: на первом, втором и третьих курсах обучения – по 4 часа в неделю. При необходимости этот обязательный курс может быть дополнен 1–2 часами в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Организационно-методические мероприятия осуществляются при проведении дополнительных элективных и факультативных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5–6 часов в неделю. Физическая культура как учебная дисциплина в вузе содержит дифференцированные формы и методы обучения, в работе трёх учебных отделений: основном (подготовительном), специальном и спортивном. Специфика учебного процесса на данных отделениях отличается комплектованием учебных групп с учётом индивидуальных особенностей, потребностно-мотивационной сферы, физического развития и физической подготовленности студентов. Государственным образовательным стандартом устанавливаются минимальные требования к подготовленности студентов по физической культуре. Это позволяет существенно расширить возможности кафедр физического воспитания при составлении содержания учебных планов и программ физкультурного образования. Кафедра предоставляет студентам возможности для освоения различных оздоровительных систем и видов спорта. Для этого рекомендовано использовать вариативные, элективные (авторские, интегративные и междисциплинарные) частные методики и программы, отвечающие потребностям студентов в познавательной и практической деятельности. Целью физкультурного образования студентов является формирование физической культуры будущего специалиста. Такая цель выполняет стимулирующую роль, осуществляет программирующую функцию и определяет интегративную специфику педагогической деятельности при решении ряда воспитательных, образовательных и оздоровительных задач: – понимание роли физической культуры как средства гармоничного развития личности, подготовки к профессиональной деятельности; – освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни; – формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре и спорту, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортивной подготовкой; – овладение системой теоретических знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей; – формирование профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии; приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей. Овладение знаниями, практическими умениями и навыками в процессе физического воспитания способствует овладению профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовки. Студенты должны понимать роль физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке, ориентироваться в социально-биологические основах физической культуры и здорового стиля жизни, владеть системой практических умений и навыков в области профессионально-прикладной физической подготовки. Необходимо знать методы и средства, обеспечивающие укрепление здоровья, развитие психофизических способностей и качеств. Практический раздел программы физического воспитания отражает содержание примерной учебной программы по физической культуре и представлен в двух формах занятий: 1) обязательные методико-практические занятия. Они направлены на освоение знаний, методов и средств, обеспечивающих решение практических задач в физической культуре; 2) учебно-тренировочные занятия, направленные на формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности, достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности. Методико-практические занятия– основная форма физического воспитания. Они ведутся согласно расписанию, имеют установленную структуру и программное обеспечение. Такая форма физкультурного образования обеспечивает эффективное формирование мотивации к учебной деятельности, обучение двигательным действиям, развитие и поддержание необходимого уровня тренированности, развитие личностных качеств занимающихся. Обеспечивается и рациональное воздействие на функциональные системы организма, развитие физических качеств, двигательных способностей. Они представлены следующими формами: - теоретические, практические и контрольные занятия; - элективные (по выбору) и факультативные; - индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные (консультации); - самостоятельные (по заданию и под контролем преподавателя). В методико-практической подготовке студентов используется самостоятельное проведение подготовительной части урока по заданию преподавателя, проведение ролевых и имитационных игр, создание проблемных ситуаций, формирование тематических заданий для самостоятельного их выполнения. Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации)проводятся для студентов, желающих глубже изучить данную учебную дисциплину. Осваиваются студентами методы организации и проведения физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненно важных целей. В части профессионально-прикладной физической подготовки осваивают методику составления комплексов утренней зарядки, производственной гимнастики, индивидуальных тренировочных программ, проведение практических занятий. Учебно-тренировочные занятия направлены на освоение студентами основ избранных видов спорта, формирования физической, технико-тактической, психической и других видов подготовленности; приобретение опыта творческой педагогической деятельности, самодеятельности в физической культуре и спорте. Проводятся такие занятия во внеучебное время. Цель – достижение гармонии физического развития, повышение уровня функциональных и двигательных возможностей, формирование ценных свойств личности. Занятия носят преимущественно тренировочную или профессионально-прикладную направленность на разностороннее развитие силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости и координационных способностей. Развивается быстрота перестроения и согласования двигательных действий, способностей к произвольному расслаблению и напряжению мышц, вестибулярной устойчивости. Совершенствуется техника двигательных действий и тактика соревновательной деятельности, формируются навыки по их использованию в вариативных условиях соревновательной деятельности. Нужно отметить пользу таких занятий для подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Этому, в частности, способствует развитие дисциплины, ответственности, организаторских способностей, характерных для любого вида спорта. Выбор средств профессиональной прикладной физической подготовки (ППФП) выполняется с соблюдением следующих требований: максимальная реализация задач ППФП; адекватность переноса формируемых качеств и навыков для будущей деятельности;комплексный подход к решению задач физического воспитания. Внеучебные (самостоятельные) занятия организуются в форме выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; участия в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях. В элективном курсе физического воспитания предусматривают самостоятельный выбор вида спорта или системы физических упражнений, культивируемых кафедрой физического воспитания. Среди них могут быть: атлетическая гимнастика, восточные единоборства, шейпинг и др. Занятия проходят в спортивных секциях в свободное время. Они направлены: 1) на укрепление здоровья и коррекцию телосложения, повышение функциональных возможностей организма; 2) психофизическую подготовку к будущей профессии; 3) достижение высоких спортивных результатов. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность – проявление сознательной активности, является критерием оценки качества образовательного процесса в решении практических задач физкультурного образования. Единство форм учебных и внеучебных занятий обеспечивает возможности для реализации необходимого для поддержания работоспособности и здоровья студентов объёма двигательной активности, составляющего не менее 6 часов в неделю. Работа спортивного отделения регламентируется рабочими программами по видам спорта. Объём учебных часов для групп спортсменов младших разрядов не более 6 часов в неделю, 240 часов в год. В группах, составленных квалифицированными спортсменами, занятия ведутся не менее 8–12 часов в неделю. Контрольный раздел обеспечивает получение следующих данных: оперативнойинформациио выполнении конкретного раздела или вида учебной работы; текущейинформации – об уровне освоения изучаемого раздела, темы и итоговойинформации– о сдаче зачёта, экзамена, качестве интеллектуальной подготовки, динамике физического развития и профессионально-прикладной подготовленности. Студенты всех учебных отделений обязаны сдать зачёт по физической культуре, который отражает уровень их учебной деятельности, по трём разделам: 1) теоретико-методическая подготовленность; 2) общая физическая и спортивно-техническая подготовленность; 3)сформированность профессионально значимых умений и навыков. К итоговой аттестации студенты допускаются при условии выполнения контрольных тестов по физической, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовке. Учитывается выполнение студентами и практического раздела программы. Студенты, освобождённые от практических занятий на длительный срок, при сдаче зачёта должны выполнить письменную тематическую контрольную работу по заданию преподавателя, связанную с характером их заболевания. Итак, физическая культура и спорт как самостоятельные виды человеческой деятельности возникли и развивались одновременно с общечеловеческой культурой и являются её органической частью. Как социальные и общественные явления физическая культура и спорт оказывают положительное влияние на общественное производство, на развитие общественных отношений, на формирование человека как личности. Физическое воспитание является видом воспитательного процесса. Его специфика состоит в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физической подготовленности занимающихся. Физическая культура и спорт являются многофункциональными явлениями в жизни современного общества и несут определённые социальные функции, в том числе: – сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое совершенствование; – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; – подготовка людей к высокопроизводительному труду и защите Родины; – укрепление мира, дружбы и сотрудничества между народами. Основные понятия физической культуры позволяют чётко разграничить её многофакторное содержание и структуру социальной действительности, которая является совокупностью духовных и материальных ценностей. Учебный предмет «Физическая культура» является важнейшей частью гуманитарного образования, мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей профессионально-прикладной физической подготовки. Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию "физическая культура". Каково значение физической культуры и спорта в современном обществе в общих чертах? 2. Назовите социальные функции физической культуры и спорта. Как влияет физическая культура на сохранение и укрепление здоровья и физическое совершенствование занимающихся? Как влияют объективный и субъективный факторы на состояние здоровья и долголетия человека? 3. Охарактеризуйте направленность физической культуры и спорта на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. В чем проявляется направленность физической культуры и спорта на подготовку людей к высокопроизводительному труду и защите Родины. Назовите экономическое значение физической культуры и спорта. 4. Назовите значение физической культуры и спорта для укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами. Приведите конкретные примеры этого направления физкультурного движения, национальной, интернациональной его форм в нашем вузе, в регионе, в России и за рубежом. 5. Дайте определение таким понятиям физической культуры: "физическое воспитание", "система физического воспитания, его идеологические основы". Приведите конкретные примеры из истории физической культуры в нашей стране, в нашем регионе, в нашем вузе, раскрывающие эти понятия. 6. Назовите научно-методические основы физического воспитания. Расскажите о спорте, в чём главные отличия спорта от занятий физической культурой? Какое из этих понятий более широкое и почему? Объясните, какие положительные и отрицательные стороны встречаются в практике любительского и профессионального спорта в нашей стране и за рубежом. Приведите конкретные примеры. 7. Каковы общественно-социальные функцииспорта? Раскройте следующие понятия: "физическое развитие", "физическая рекреация", "двигательная реабилитация", "физическая подготовка", "физическая подготовленность". Какую пользу приносят они человеку? 8. Дайте определения понятиям "физическое совершенство", "физические упражнения", "физкультурная грамотность (образованность) занимающихся".
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |