Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Составление проекта федерального бюджета



2019-08-13 500 Обсуждений (0)
Составление проекта федерального бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе российская бюджетная система претерпела ряд изменений: произошло формирование трех уровней бюджетной системы; была реализована система устаревших основ построения бюджетной системы новыми принципами; продолжен процесс разделения функций бюджетов разных уровней. Данные изменения дали возможность прийти к заключению: уровень отношений между бюджетными уровнями является более качественным, более рациональным, чем был до проведения реформ.

На сегодняшний день благодаря установленной нормативно-правовой базе в сфере бюджетных отношений бюджетный процесс в государстве достаточно хорошо регламентирован. Это дает возможность органам законодательной власти в период, до начала нового финансового года, принимать бюджет, а исполнительным органам — работать в более эффективном режиме, при этом иметь необходимые финансовые средства без сбоев. Исследование бюджетной системы Российской Федерации на протяжении последних лет позволяет сделать выводы, что в среди основных проблем, требующих разрешения нужно выделить такие: приведение к балансу бюджетов разных уровней, в том числе государственные бюджетные фонды;  оптимизация структуры статей доходов и расходов бюджетной системы;  обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов; совершенствование налоговой системы; повышение эффективности (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований; переход к казначейской системе исполнения бюджетов; совершенствование нормативно-правовой базы, фиксирование механизма перехода расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы; оптимизация бюджетной системы на базе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса. Данные задачи могут быть разрешены посредством реализации бюджетной политики по следующим направлениям: создание эффективной системы управления и регулирования государственных финансов. Ключевым направлением политики в налоговой сфере должно стать обеспечение приемлемых фискальных условий деятельности для субъектов различных уровней бюджетной системы;  формированием эффективной системы управления доходностью государственных активов. Роль государства в экономической сфере должно быть исходя из принципа его необходимости и эффективности, фиксации степени и форм участия, которые обеспечили бы нужную степень мобилизации доходов в бюджет государства;  оптимизация доходов от внешнеэкономической деятельности. Планирование бюджетной политики в сфере расходов бюджета государства в среднесрочной перспективе должно строиться на следующих основах: расходы государственного бюджета формируются на основе реализации приоритетов социально-экономической политики, создания условий для подъема инвестиционной и инновационной активности; формирование четкой системы критериев обоснования оценки эффективности бюджетных расходов. При этом есть необходимость разработать и провести операции по переводу части долга стран-должников перед в долю российского участия в инвестиционных проектах на территории этих стран с целью более активного продвижения российских внешнеэкономических интересов на рынках стран-должников. Еще одной целью является совершенствование политики государства в кредитной сфере по отношению к странам дальнего зарубежья и государств-участников СНГ. Такое урегулирование станет способом долгосрочной экономической политики, которая будет направлена на стимулирование промышленного производства и экспорта готовой продукции, расширение рынков сбыта, а также разработку комплексного подхода к разрешению финансовых вопросов с государствами-должниками. В числе ключевых принципов бюджетной политики в сфере государственных внутренних заимствований можно назвать: − политика заимствований на рынке государственных ценных бумаг будет проводиться, ориентируясь на структуру рынка с учетом ограничения долгового бремени, формирования доходности на уровне, который позволяет стимулировать вложения инвесторов в реальный сектор экономики; − создание новых технологий, улучшение обслуживания инвесторов с разработкой дифференцированных характеристик долговых обязательств, которые соответствуют требованиям различных групп институциональных инвесторов; − улучшение платежного графика исходя из необходимости устранения «пиков» платежей по обслуживанию и погашению внутреннего долга, обеспечения сбалансированности государственного бюджета. Оптимизация бюджетного процесса упорядочение бюджетных процедур может происходить также путем: − перевода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней; − обеспечения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы; − улучшения системы государственных закупок, которые обеспечивает конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд; − урегулирования имеющейся бюджетной дебиторской и кредиторской задолженности, максимальной консолидации в бюджетах всех уровней внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов; − сохранения принципа общего покрытия бюджетных расходов доходами и др. На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы.

  Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидного перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально повлиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно – технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Целью моей работы является изучение эффективного и рационального использования бюджетных средств и оптимизация расходов, недопущение дефицита бюджета.

Для достижения поставленной цели, выявим следующие задачи:

- изучить сущность бюджетного планирования

- рассмотреть составление проекта федерального бюджета

- проанализировать формирование доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

- изучить современное состояние и особенности управления доходами и расходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Содержание, значение и задачи бюджетного планирования

 

Содержание бюджетного планирования можно определить как целенаправленную деятельность наделенных соответствующими полномочиями органов государственной власти и управления по установлению достоверных количественных значений доходов и расходов публично – правовых образований на определенный период времени. Его важнейшей функцией является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как основной предпосылки для реализации целей экономического роста и социального развития. Реализация данной функции осуществляется при помощи бюджетных планов органов власти и управления, в которых расходы сбалансированы с суммарным объемом доходов и поступлений из источников финансирования дифицита бюджета.

Совокупность взаимосвязанных между собой бюджетов планов, формируемых в секторе государственного управления, включает в себя:

- бюджетные планы публично-правовых образований: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты;

- бюджетные планы органов управления государственными внебджетными фондами социального назначения – бюджет ПФР, бюджет ФСС, бюджет ФФОМС.

Как документ планирования бюджет публично-правового образования представляет собой основной финансовый план соответствующего высшего органа государственной власти, в которой устанавливаются и утверждаются в форме закона показатели по объемам доходов, расходов и источникам финансирования дифицита бюджета.

Бюджетное планирование — важнейшая составная часть финансового планирования, которая подчинена требованиям финансовой политики государства[1].

Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между отдельными звеньями финансовой системы. Это происходит на основе социально-экономической программы развития государства в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующей в Российской Федерации методике и многолетнем опыте сбора и распределения финансовых средств в целях выполнения своих функций перед обществом.[2]

Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств.

Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных и межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование на федеральном уровне и уровнях территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального, территориального), каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления.

В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальных уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению.

В целях качественного и своевременного составления проектов бюджетов необходимы сведения о:

- налоговом законодательстве;

- предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой нижестоящим уровням бюджетной системы;

- видах и объемах расходов всех уровней бюджетной системы

- нормативах финансовых затрат и др.

Проект бюджета основывается на:

- бюджетном послании Президента РФ;

- прогнозе социально-экономического развития соответствующего территориального образования;

- направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующего территориального образования;

- плане развития сектора экономики соответствующего территориального образования.

Составление проекта федерального бюджета

 

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Он начинается с бюджетного послания Президента РФ, которое включает:

- основные показатели социально-экономического развития РФ на планируемый год и среднесрочную перспективу;

- сводный финансовый баланс в целом по территории РФ;

- оценку результатов исполнения федерального и консолидированного бюджетов за предыдущий год и истекший период, предшествующий планируемому;

- основные направления бюджетной и налоговой политики;

- показатели консолидированного бюджета;

- проект федерального бюджета;

- другие показатели, характеризующие стратегию и объемы федерального бюджета на очередной год.

Послание Президента носит в основном информационный характер. Но вместе с тем оно имеет очень большое значение, так как считается, что одновременно с бюджетным посланием Президент представляет концепцию социально-экономического развития и гарантирует ее выполнение. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.[3]

Непосредственно составлением проекта федерального бюджета занимается Министерство финансов РФ. В субъектах Федерации эту работу выполняют финансовые органы субъектов Федерации, а в муниципальных образованиях — финансовые органы муниципалитетов. Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Составление бюджета опирается на:

- бюджетное послание Президента РФ;

- прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

- основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующих территорий на очередной финансовый год.

При составлении проектов бюджетов финансовые органы должны располагать, как минимум, следующими сведениями:

- действующее на момент начала разработки проекта бюджета налоговое законодательство;

- предполагаемый объем финансовой помощи, предоставляемый из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- виды и объем расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;

- нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;

- нормативы минимальной бюджетной обеспеченности.

Важная роль при составлении проектов бюджетов принадлежит прогнозу социально-экономического развития территории.

В России в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на долго-, средне- и краткосрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается на 10 и более лет. Прогноз на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от 3 до 5 лет. Он ежегодно корректируется и включает не только расчет основных макроэкономических показателей, но и формулировку основных стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Основу составления проекта бюджетов в РФ составляет прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципального района, разрабатываемый на период не менее трех лет. Только для поселений РФ прогноз разрабатывается на 1 год.

Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. Одобряется такой прогноз соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган.

Прогноз социально-экономического развития включает следующие разделы: основные показатели социально-экономического развития России и субъектов РФ: социальное развитие; развитие науки; формирование и расходование средств внебюджетных целевых фондов; платежный баланс; развитие фондового рынка; консолидированный бюджет; динамика производства и потребления и др.

На основании прогноза Правительством РФ утверждаются основные показатели: объем и динамика ВВП; прогноз инфляции; объемы производства и реализации товаров, работ, услуг; объемы инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования; расчеты фонда оплаты труда; объемы прибыли (доходов); показатели экспорта и импорта; прогноз курса рубля и ставок рефинансирования ЦБ РФ; проектировки основных характеристик сводного финансового баланса.

С учетом этих показателей Минфин РФ разрабатывает проект федерального бюджета на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом федерального бюджета разрабатываются среднесрочные финансовые планы субъектов РФ и муниципальных образований. Такие планы должны включать: прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидированного бюджета субъекта РФ (муниципального района); объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов; распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; дефицит (профицит) бюджетов; верхний предел государственного внутреннего долга субъекта РФ, верхний предел государственного внешнего долга РФ; верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом; прогнозируемый объем доходов, расходов и дефицита (профицита) территориального государственного внебюджетного фонда.

Показатели среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования) носят индикативный характер и могут быть изменены при разработке и утверждении среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период.[4]

При составлении проекта федерального бюджета составляется также сводный финансовый баланс РФ. Он представляет собой документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов РФ (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Сводный финансовый баланс РФ составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития РФ.

При разработке проекта бюджетов формируются также долгосрочные целевые программы. Они разрабатываются в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории, определяются приоритетами, заданными в этих прогнозах, и подлежат финансированию из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальной администрации. [5]

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета, проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов и другие документы. Правительство утверждает проект федерального бюджета и вносит его до 26 августа на рассмотрение в Государственную Думу.

Проект бюджета субъекта РФ вносится в законодательный орган не позднее 15 октября, а проект решения о местном бюджете — не позднее 15 ноября текущего года.

Одновременно с проектом Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»; о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год. Правительство РФ до I августа текущего финансового года вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.

Кроме того, до 1 октября текущего года Банк России должен представить в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год, а правительство — оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год; проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года; предложения по расходам на содержание Вооруженных сил РФ.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования);

- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

- Центральный банк РФ;

- органы государственного (муниципального) финансового контроля;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

 

 



2019-08-13 500 Обсуждений (0)
Составление проекта федерального бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Составление проекта федерального бюджета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (500)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)