Тема 17. Задачи менеджмента в XXI веке
Вопрос 58 Задачи менеджера XXI века: 1) учитывая кризисную демографическую ситуацию, научиться управлять пожилыми сотрудниками; 2) быть готовым и умелым в проведении инноваций, уметь формировать инновационную среду в корпоративной культуре; 3) пользоваться исключительно собственной интуицией при принятии стратегических решений; 4) понять, что человеческие ресурсы неисчерпаемы, поэтому приоритетным является развитие потенциала персонала; 5) осознать социальную ответственность
ГЛОССАРИЙ Адаптивные организационные структуры (органические, гибкие) – характеризуются размытостью иерархии управления, небольшим количеством уровней управления, гибкостью структуры власти, слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений, широко определяемой ответственностью в деятельности. Административный подход – заключается в регламентациях функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, обоснованности функционирования элементов систем менеджмента. Бенчмаркинг – непрерывный процесс оценки работы фирмы на основе сравнения с самыми сильными конкурентами, — структурированный подход выявления передовых практик на уровне мировых стандартов и применения данных методов в организации.
Бережливое производство - инструмент технологии кайдзен, обеспечивающий ликвидацию всех потерь и не создающих ценность операций в процессах производства товаров или услуг.
Бережливый офис — участок административной работы, на котором прилагаются систематические усилия для выявления и устранения всех видов потерь.
Выравнивание, или хейдзунка — равномерное распределение нагрузки между сотрудниками в течение определенного отрезка времени с учетом объема и многообразия работы.
Вытягивание — система, при которой последующие операции «операция-поставщик» сигнализируют о своих потребностях предыдущим операциям «операция-поставщик». Это позволяет обеспечить поток работы без составления подробного графика.
Делегирование – означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование полномочий представляет собой важную управленческую процедуру, реализующую функцию организации. Диапазон контроля или норма управляемости – это количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер. В практике сложилась оптимальная норма управляемости в соотношении 1 : (7+2). (С учетом времени и частоты, необходимых менеджеру для общения с ними). Законы управления – выражают необходимость и всеобщность тех моментов управленческой деятельности, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления. Объективные законы управления, Иерархические организационные структуры (формальные, механические, бюрократические, классические, традиционные) – характеризуются иерархией власти в компании, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в деятельности. Инновационная деятельность – как общая функция управления вызвана необходимостью своевременного реагирования менеджеров на сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды организации. Инновация (от лат. innovation – «нововведение») – изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. Термин «инновация» – антоним термина «традиция». Кайдзен – «кай» означает «разбирать на части», а «дзен» — «делать лучше». Кайдзен — это синоним непрерывного совершенствования. Канбан — карточка или визуальный индикатор, которые служат средством коммуникации со следующей операцией или группой для своевременной передачи требуемого количества работы.
Качество трудовой жизни – степень удовлетворения личных потребностей через трудовую деятельность в организации. Когнитариат – новая социальная группа в организациях, мощь которой основывается на знании и использовании интеллекта и профессионализма, а не мускульной силы. Это «золотой фонд», главный стратегический ресурс любой организации. Коммуникации в управлении – связующие процессы, посредством которых некоторая идея (деловая информация) передается от источника к получателю с целью изменения поведения получателя. Контроль как общая функция управления – это управленческая деятельность, задачами которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы персонала для выявления отклонений от установленных норм и правил и принятия мер по корректировке плана или по регулированию отклонений от него. Кризис теории управления – это такая ситуация в науке, когда, во-первых, почти отсутствует научная полемика по целому ряду научных проблем; во-вторых, не сложилось единство взглядов практически по всем категориям науки управления, начиная от понимания законов, закономерностей, функций, методов управления, вплоть до определения собственно дефиниции управления. Маркетинговая деятельность как общая функция управления – предполагает ориентацию всей деятельности организации на удовлетворение потребностей клиента (потребителя) в товарах или услугах. Менеджер-интрапренер (внутрифирменный предприниматель) – центральная фигура предпринимательского типа организационного поведения. Предпринимательская автономия (интрапренерство) – важнейшее условие активной инновационной деятельности. Суть ее – в высвобождении творческой предпринимательской активности на внутрифирменном уровне. Менеджмент – это теория и практика управления организацией в условиях конкурентной рыночной среды. Следовательно, объектом менеджмента является не отрасль, не регион, а организация, производящая товары и услуги (фирма, предприятие, орган власти), и поведение человека в ней. Методы управления – способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей. Механизм управления – внутреннее устройство, совокупность состояний и процессов, из которых складывается управление как явление социальной жизни. Миссия – очень важное заявление, отражающее общественно значимые намерения организации. Это ее предназначение. Поэтому миссия – это не внутренняя, а внешняя цель, направленная на потребителя товаров или услуг. Модернизация – означает приведение в современное состояние. Инновация является одним из методов модернизации. Мотивация – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Нормативный подход в управлении – заключается в установлении нормативов (регламентов и стандартов) по всем подсистемам системы менеджмента: – целевой подсистемы; – функциональной подсистемы; – обеспечивающей подсистемы. Объект теории управления – социальные системы (организации), в которых реализуется управленческая деятельность. Операция – непосредственное действие; элемент, составная часть процедуры (простейшая единица процесса). Организационная культура – система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, моральных ценностей, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников в данной организации. Это органическое образование, которое формируется по мере рождения и развития организации. В практике менеджмента организационная культура, выраженная в кратких тезисах, получила название «философия фирмы». Организационная структура управления – это комплекс устойчивых, официально оформленных связей и отношений между участниками процесса управления, который базируется на формально и точно определенных взаимоотношениях между ее членами. Организационное поведение – это система адаптации личности в конкретном социуме, рассматриваемая как активная форма преобразования социальной среды. Организационное поведение – это взаимодействие индивидуальных, групповых и организационных показателей поведения человека в деятельности. Организационно-распорядительные (административно-правовые) методы управления – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. Организация как общая функция управления – направлена на создание необходимых условий для достижения целей. Основное противоречие в менеджменте – это противоречие между формализованными (безличными) и персонизованными (личностными) управленческими отношениями, т.е. противоречие между рациональным и социально-психологическим в управлении. Разрешается основное противоречие нахождением оптимального сочетания этих отношений на разных стадиях развития организации на основе применения в практике управления принципов и методов, отражающих требования объективных законов организации и управления. Ответственность – это обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного. Парадигма (от греч. – пример, образец) – ключевая идея, лежащая в основе построения концепции. Питч — отрезок времени, в пределах которого на следующую стадию передаются малые партии продукции. План – это управленческое решение, представляющее собой установленную систему целей и мероприятий, порядок, последовательность и сроки их осуществления. Планирование как общая функция управления – состоит Полномочие – это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач. Потери — все, что увеличивает затраты или время, не добавляя ценности. Семь наиболее распространенных видов потерь: 1) перепроизводство; 2) ожидание; 3) транспортировка; 4) излишняя обработка; 5) запасы; 6) движения; 7) дефекты. Нередко упоминается и восьмой вид потерь: 8) нереализованный потенциал людей.
Предмет теории управления – исследование сущности Принципы управления – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления Профессионализм управленческой деятельности – способность гарантировать получение требуемого результата в определенных условиях. Чем шире спектр таких условий, тем выше профессионализм управленческой деятельности. Вершина профессионализма управленческой деятельности состоит в ее способности обеспечить получение результата в любых условиях. Процесс – (продвижение) совокупность действий, которые создают дополнительные ценности путем преобразования с помощью ресурсов входящих элементов в требуемые выходящие. Процессный подход – рассматривает функции управления как взаимосвязанный процесс. Процесс управления представляет собой серию непрерывных взаимосвязанных действий по осуществлению всех функций. 5 S (пять S ) — процесс поддержания чистоты и порядка на рабочем месте и обеспечения безопасности сотрудников. Закладывает фундамент для создания бережливого офиса.
Развитие человеческих ресурсов – как общая функция управления красной нитью проходит через деятельность руководителей всех уровней управления, поскольку для формирования стратегических преимуществ организации в перспективе необходимо развивать трудовой и управленческий потенциал персонала. Регламент – этосовокупность правил, определяющих порядок деятельности. Регулирование – процесс выработки и реализации корректирующих мер как процедура функции контроля, обеспечивающая своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений). Реинжиниринг бизнес-процессов – в отличие от известных в последние десятилетия многочисленных методов постепенного совершенствования работы компаний, означает, по сути, решительную, стремительную и глубокую «прорывную» перестройку основ внутрифирменной организации и управления. Фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов с целью достижения существенного (в десятки и сотни раз) улучшения ключевых показателей результативности компании – таково содержание и смысл реинжиниринга. Роль – нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения. Роль может определяться официальной должностью или избираться членом группы самостоятельно. Система менеджмента качества ( TQM ) – совокупность международных, государственных, отраслевых и внутрифирменных решений и действий, которые направлены на поддержание качества, его повышение и гарантирование как через стандартизацию требований к качеству, так и через высокий уровень самого процесса организации и производства продукции. Ситуационный подход – основан на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Для этого необходимо овладеть навыками анализа и прогнозирования факторов внешней и внутренней среды, т.е. научиться стратегическому планированию и стратегическому менеджменту. Социальная ответственность менеджмента – осознание широких социальных целей при принятии деловых решений. Социально-психологические методы управления – учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Стандарты – правила-предписания по осуществлению работ, направленных на выполнение соответствующих требований. Стимулирование – процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Стратегический менеджмент – представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Структура (от лат. structure) – взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Точно вовремя — синоним непрерывного потока. Принцип, в соответствии с которым процесс или потребитель обеспечиваются требуемым продуктом или услугой в нужном количестве в нужный момент. Управление – специфический вид деятельности по определению целей организации, разработке механизмов их достижения и координация труда членов организации для получения результатов, соответствующих целям, т.е. это процесс формирования целей, отыскания и реализации способов их достижения. Управление по целям (management by objectives – МВО) – обладает большими возможностями объединения планирования и контроля. При этом преодолеваются негативные воздействия контроля на поведение работника. Наиболее существенные принципы целевого управления: – постановка четких и кратких целей; – участие в процессе выработки целей тех, кто будет работать в рамках данной системы; – оценка эффективности на основе результатов. Управленческая парадигма – это система взглядов на управление, вытекающая из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых и воспринятая исследователями и практиками-управленцами. Управленческая процедура – набор действий (операций), Управленческая технология – определяется как совокупность и последовательность операций и процедур по осуществлению преобразования, перевода социальной системы в желаемое состояние. Это приемы, способы, последовательность выполнения работ в управлении, т.е. очередность управленческих операций, процедур, функций. Технология управления – это совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения целей деятельности. Технология алгоритмизирует деятельность, поэтому может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач. Создание технологии гарантирует заданные свойства продукта. Управленческие отношения – это взаимосвязи и взаимозависимости элементов системы управления, представляющие собой сложную социальную систему связей между людьми, которая имеет место в процессе реализации функций управления. Управленческий разрыв – это такой уровень управления организациями, который проявляется: в низком качестве управления; в отсутствии инновационности; в неразвитости управленческого и трудового потенциала; в такой организационной культуре, которая не способствует достижению целей; в массовой трудовой пассивности. Управленческий труд – это труд работников, занятых выполнением любой функции управления или ее части. Управленческое консультирование – это, с одной стороны, общая функция управления, появление которой вызвано тем, что, во-первых, усложняется сама управленческая деятельность, появляется необходимость в ее все более узкой специализации; во-вторых, многие фирмы не в силах содержать в штате весь набор специалистов по управлению. С другой стороны – это служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить проблемы, проанализировать и дать рекомендации по их решению. Управленческое решение – это процесс выбора альтернативы для решения проблемы, осуществляемый руководителем в пределах своих полномочий, выраженный в устной или письменной форме и реализуемый для достижения цели. Управляемость – означает ту степень контроля, который управляющая подсистема организации осуществляет по отношению к управляемой, и ту степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей. Функции теории управления: 1) гносеологическая, как научная база для многих управленческих дисциплин; 2) методологическая, для диагностики состояния управления в организации; 3) прикладная, позволяющая не только решить проблему, но и прогнозировать развитие будущих событий и сделать выбор оптимальной стратегии развития. Функции управления – это особые, конкретные виды управленческой деятельности, осуществляемые специальными приемами и способами, образовавшиеся в результате разделения и специализации управленческого труда. Цель – это желаемое состояние объекта в будущем; понятие, выражающее идеальное предвосхищение результата деятельности; модель будущего состояния организации. Экономические методы управления – основаны на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного функционирования и развития. Эффективность управления – это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления).
Учебное издание
Албастова Людмила Николаевна, к.э.н., доцент Мантурова Алла Леонидовна, старший преподаватель
Теория управления
Учебно-методический комплекс
Редактор Л.А. Гайдаш
Подписано в печать . .10. Формат 60х84/16 Бумага офсетная. Объем 3,6 п.л. Тираж 150 экз. Заказ №
Издательство Северо-Кавказской академии государственной службы 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70
Ризограф СКАГС. 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |