Актуализация темы урока
Раздел «МИР ОБЩЕНИЯ» Собеседники Уроки 1-2 Целевые установки уроков. Предметные: · объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации; · составлять и расшифровывать «рисуночное письмо», развивать творческие способности; · уметь составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму; · уметь верно писать слова с непроверяемыми написаниями. · обогащать запас слов-приветствий, использовать их в речи; Метапредметные: · анализировать способы общения в зависимости от ролевых отношений партнеров; · расширять представление о функциях общения; средствах общения; · понимать значение вспомогательных средств общения (мимика, жест) и уметь ими пользоваться; использовать вспомогательные средства общения (мимику, жесты) для передачи информации; · использовать знаково-символические средства для решения учебных задач. Личностные: · понимать значимость речи для процесса общения; · формировать навыки культурного поведения при общении; · осмысливать семейные ценности. План уроков Первый урок Актуализация темы урока Определение роли общения в жизни людей в беседе по вопросам: Как вы думаете, люди могли бы построить чудесные города, железные дороги, самолеты, если бы не умели общаться? А для чего людям нужно общение? (Передать информацию, выразить чувства, попросить о чем-нибудь) Что помогает людям в общении? Какой может быть речь? Кто такие собеседники? Есть ли у вас собеседники в учебнике русского языка? Чтение сообщения Самоварова о речи и собеседниках (с. 4). Основной этап урока 1) Работа со знаково-символической системой учебника. Определение значение символа к упр. 1 (Работаем самостоятельно). Учащимся можно предложить сначала догадаться, что может означать данный символ, а затем обратиться к толкованию его значения на с.2 учебника. 2 ) Отработка умения рассказать о себе по вопросам упр.1. 3) Работа со знаково-символической системой учебника - определение значения символа к упр. 1 РТ (Работаем самостоятельно). 4) Сравнение вежливого и грубого способа общения - на примере рисунков героев из сказок - *РТ упр. 1.[1] Работа со словами речевого этикета. Выяснение норм вежливого поведения. Как мы называем человека, который знает слова приветствия, не забывает говорить «спасибо и пожалуйста», умеет себя вести? (Вежливый, культурный). Посмотрите на рисунок и решите, кого из героев можно назвать вежливым, а кого нет? Из каких сказок эти герои? **[2] Вспомните, как разговаривают в сказке с Золушкой ее мачеха, отец, сестры, принц? Кто из героев сказки соблюдает нормы вежливого общения, а кто нет? Приведите свои примеры вежливого или грубого общения героев известных вам сказок. 5) Анализ способа общения в зависимости от ролевых отношений партнеров. Выбор приветствия в зависимости от собеседника и ситуации общения - на основе или * упр. 2 РТ, где 2-3 составленных детьми предложения со словами приветствия можно записать в тетрадь, обратив внимание детей, что слова приветствия выделяются запятой; или беседы по вопросам: ** Какие слова приветствия вы знаете? Подумайте, в каких случаях они уместны? Как вы поздороваетесь с директором школы? С приятелем? С братом или сестрой? Кому и когда можно сказать «здравствуйте», а кому и когда - «привет»? Запишите 2-3 составленных вами предложения. 6) Проведение учебного эксперимента для определения помощников речи в общении. Учитель предлагает подозвать собаку: Ко мне, Мухтар; указать дорогу старому человеку: Надо дойти вон до того дома; попросить прощения у мамы: Прости меня, пожалуйста. Дети замечают, что во всех этих случаях используются жесты и мимика. 2-3 предложения записываются. При этом обращается внимание, что на письме жесты никак не отражаются. 7) Определение видов речи (письменной и устной) и помощников речи (жестов и мимики) на основе рисунка (упр.2 - выполняется устно). Сравнивается общение людей и животных. Рисунки озаглавливаются, составленные по рисункам предложения записываются в тетрадь. Вывод-обобщение об отличии письменной и устной речи может быть конкретизирован с помощью вопроса к последнему предложению задания: Как вы думаете, какую речь можно слушать и говорить, а какую - читать и писать? Итог урока Почему можно говорить, что человеческая речь - это великий дар? Что, кроме речи, помогает человеку в общении? Домашнее задание Написать одно предложение, чем различаются устная и письменная речь (на основе задания упр. 2 - выполняется письменно). Второй урок Актуализация темы урока Проведение учебного эксперимента на материале упр.3 с обращением к истории письменности (письмо с помощью рисунков, узелков) позволяет показать преимущества звукобуквенного письма: «Прочитайте» сообщения, определите, с помощью чего они составлены». Проводится работа с навигационной системой учебника, выясняется значение символа к упр. 3 (Для любознательных) Надо дать детям возможность пофантазировать при «чтении» письма, написанного с помощью рисунков и узелков, чтобы учащиеся убедились, что понять смысл подобного сообщения трудно. Вывод второклассников подтверждается чтением сообщения Самоварова (с.6). Основной этап урока 1) Сравнение разных способов передачи устной речи на письме - на материале упр. 4. «Чтение» и самостоятельное составление слов по рисункам должны убедить детей в сложности такого способа передачи устной речи. После выполнения задания желателен вопрос учителя, относящийся к навигационной системе учебника: Каким символом сопровождается упражнение в учебнике? Как вы думаете, почему здесь стоит значок «Для любознательных»? 2) Анализ слова с непроверяемым написанием работа: записать на доске, подчеркнуть букву безударного гласного звука, записать слово в словарик, предложить составить устно предложение с этим словом. Обязателен вопрос: Какой словарик поможет нам верно написать все буквы в слове работа? Как располагаются слова в орфографическом словаре? Какие слова в нем даны? 3) *Игра «Шифровальщик». Предлагается расшифровать письмо Вани, записанное с помощью рисунков (упр. 8 РТ), и написать его словами. При этом повторяются слова речевого этикета, которые в рисуночном письме никак отражены быть не могут. Затем важно сравнить получившиеся у ребят варианты: А если бы письмо Вани сразу было написано словами? Могли бы мы его тогда понять по-разному? Какой вывод сделаем? 4) Развитие орфографической зоркости и устной речи. «Перекодирование» текста, написанного с помощью звукобуквенного письма, в текст, «написанный» с помощью рисунков - на материале упр. 5 по заданиям учебника. Сравнение двух способов передачи устной речи на письме. Составление текста-рассуждения о преимуществах звукобуквенного письма. Работа со словами с непроверяемым написанием. Слова из словарика надо записать в тетрадь, подчеркнув орфограммы. При наличии времени можно дать задание списать текст целиком. Рисунок по содержанию текста может быть сделан на отдельном листе. Задания учебника можно дополнить: Ребята, то, что написал Ваня – это письмо или просто рассказ? Давайте попробуем сделать из этого рассказа письмо. Кому оно могло бы быть адресовано? А с чего надо начинать письмо? (С приветствия, обращения). А вы можете назвать эти слова? А можно ли вежливые слова передать на рисунке? Подумайте. *Аналогично выполняется задание 5 РТ. Посмотрите слова из упражнения. Что вы можете о них сказать? Можно ли проверить пропущенные буквы? Как узнать их написание? Надо еще раз вспомнить, как называется такой словарь, по какому принципу расположены в нем слова, обратить внимание детей на необходимость пользоваться орфографическим словарем. Итог урока Какое значение в жизни отдельного человека и человечества в целом имеет общение? Назовите основное средство общения и средства вспомогательные. Домашнее задание На отдельном листе записать слово или целый рассказ с помощью рисунков, предложить родным (родителям, братьям, бабушке и т.д.) «прочитать» их, объяснить, почему у разных людей содержание рассказов будет неодинаковым. Такое задание должно способствовать формированию навыков сотрудничества учащихся с родителями.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |