Слово, предложение и текст в речевом общении
Уроки 5-11. Целевые установки уроков. Предметные: · понимать важность слова для точного называния предметов и явлений; формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка · активизировать лексический запас и обогащать словарь словами разных тематических групп; · иметь представление о грамматических группах слов, их различиях (на основе вопроса и основного значения); · понимать различия функции слова и предложения; · понимать необходимость знать значение слова и его написание; · уметь правильно оформить предложение на письме и в устной речи; · определять тип предложения по интонации и по цели высказывания; · составлять предложения на заданную тему; · развивать речь при объяснении смысла пословиц; · повторить изученные ранее орфограммы. Метапредметные: · развивать логическое мышление при определении границ предложений в тексте; · сравнивать слово и предложение по функции; · уметь использовать в речи слово и предложение для называния предметов и для передачи необходимой информации; Личностные: · формировать чувство гордости за родной язык и стремление освоить его лексическое богатство; · формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря, · уметь использовать предложения разных типов для выражения своих намерений. План уроков Пятый урок Это важно! Необходимо создать у второклассников представление о слове как о маленьком зеркальце, в котором отражается какая-то часть окружающего мира: сколько явлений в мире – столько и слов, чем больше слов знаешь – тем лучше знаешь и окружающий мир. Одновременно с обогащением словаря проводится и пропедевтика изучения частей речи с помощью постановки к словам обобщающих вопросов кто? что? что делает? какой?
Актуализация темы урока Создание проблемной ситуации. На столе разложены разные предметы: несколько карандашей, яблоко, чашка, телефон и т.п. Ученикам предлагается попросить какой-либо из предметов, объяснить, зачем он ему нужен, без помощи слов (например, с использованием жестов): Посмотрите, как нам трудно объясняться без слов. А теперь выполните то же задание с помощью слов (Дайте мне, пожалуйста, яблоко, я хочу его попробовать. Дайте мне, пожалуйста, телефон, я хочу позвонить маме и т.п.). Учащиеся должны сделать вывод: Чем больше слов мы знаем, тем легче нам назвать все, что мы видим и о чем думаем, чего мы хотим. Чтение сообщения Самоварова на с. 10. Основной этап урока 1) Работа со словами тематической группы «Школа» (упр. 10). Проблемный вопрос: А как вы понимаете, что значит «узнать новое слово»? Просто научиться его произносить? Важно подчеркнуть, что усвоение нового слова заключается в понимании его значения (что называет слово) и умении верно его написать. Запись в словарик слов учебник, тетрадь. 3) Повторяется понятие слова с непроверяемым написанием: Как можно проверить безударные гласные в словах слова, доска, звонок? А в словах завтрак, учебник, тетрадь? Написание каких из них нельзя проверить? В каком словаре можно уточнить их написание? Ответы детей уточняются при чтении слов Ани (с.11). По возможности учитель должен продемонстрировать несколько орфографических словарей разного объема. А в нашем учебнике есть такой словарь? Как в нем расположены слова? 4) Работа со словами с непроверяемым написанием из песенки И.Токмаковой (упр. 11). Учащиеся должны с помощью символа к упражнению определить, что задание они должны выполнить самостоятельно (знак работаем самостоятельно). Вариант выполнения упражнения - списывание текста стихотворения без сохранения стихотворной формы: Какие слова не будут писаться с заглавной буквы? Какие еще овощи ты можешь назвать? В словарик записываются слова капуста, морковь, горох. 5) Закрепление слов с непроверяемым написанием проводится или в процессе «рисуночного» диктанта, или при разгадывании загадок. В первом случае учитель показывает картинки с изображением предмета (морковь, капуста, карандаш, пенал, человек, собака, корова, ворона), а ученики записывают слова. Во втором случае учитель читает загадки, дети их отгадывают и записывают отгадки: 1. Расходится детина – удержу нет, уляжется спать – не видать, не слыхать. (Ветер) 2. Стоит дерево кудряво, оно мир освещает, крик унимает, больных исцеляет, чистоту соблюдает. (Береза. Раньше из древесины березы делали лучины, из ее веток - розги для наказания и веники для мытья в бане, березовые почки использовали как лекарство) 3. В маленьком горшочке уха сладка. (Орех) 4. Кабы я встала, я бы небо достала, кабы руки да ноги – вора б поймала, а глаза бы да уши – так все рассказала. (Дорога) 5. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь) 6. Косой бес поскакал в лес. (Заяц) 6. Сидит Марфутка в семидесяти семи шубках. (Капуста) 7. Ни окошек, ни дверей – полна стайка лебедей. (Огурец) 8. Сидит красавица в темнице, коса на улице. (Морковь) 9. На дворе стоит сена копна, спереди – вилы, сзади – метла. (Корова) 10. Не зверь, не птица, петь не поет, а кто идет – хозяину знать дает. (Собака). Итог урока Подумайте, для чего человеку необходимо знать как можно больше слов? Вспомните, что такое слова с непроверяемым написанием? Где можно узнать, как они пишутся? Домашнее задание Вспомнить и записать 5 слов из словарика – названий растений и животных. Шестой урок
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |