Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление эмоциями – это умение определять свои эмоции и при необходимости изменять их по собственному выбору или же менять их интенсивность.



2019-08-14 218 Обсуждений (0)
Управление эмоциями – это умение определять свои эмоции и при необходимости изменять их по собственному выбору или же менять их интенсивность. 0.00 из 5.00 0 оценок




Классификаций способов регуляции эмоций существует немного. Так, К. Изард выделяет следующие способы регуляции эмоционального состояния:

 

-    взаимодействие эмоций – сознательная активация другой эмоции, противоположной переживаемой, с целью подавления, снижения интенсивности последней;

-    когнитивная регуляция – использование внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или контроля над ней;

-    моторная регуляция – физическая активность, снижающая интенсивность эмоционального переживания.

СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ:

Эмоциональное отреагирование

Эмоциональная трансформация

Эмоциональное подавление

 

  1. Основные принципы исследования эмоций.

1.Принцип дифференциации эмоций может быть выделен ряд отдельных эмоций на основании особенностей нейрофизиологических субстратов, мимических комплексов и переживательно-мотивационных характеристик. Каждая из этих эмоций влияет на когнитивные процессы и действия людей специфическим образом.

2.Принцип взаимодействующих компонентов эмоции предполагает, что компоненты эмоции (экспрессивный, физиологический и переживательный), обладая определенной степенью независимости, взаимодействуют друг с другом. Рассмотрение любого единичного компонента недостаточно для описания эмоции.

3.Принцип образования эмоциональных комплексов указывает на то, что одна эмоция может вызывать другую и что эмоции часто возникают в комплексах или комбинациях.

4.Принцип эмоциональной коммуникации свидетельствует о том, что выразительный компонент эмоции является источником сигналов, необычайно важных в социальных взаимодействиях.

5.Принцип облегчения личностного развития с помощью эмоций и эмоциональной привязанности утверждает, что эмоции играют критическую роль в формировании межличностных связей.

6.Принцип адаптивности показывает, что каждая отдельная эмоция может способствовать адаптивному действию.

7.Принцип взаимодействия систем подразумевает, что эмоциональная система

взаимодействует с гомеостатикой когнитивными системами и действиями. Гармоничное взаимодействие подсистем облегчает эффективное функционирование.

8.Принцип эмоционального заражения указывает на то, что во многих ситуациях

эмоция передается от одного человека к другому.

9.Принцип саморегуляции демонстрирует то, что любой компонент эмоции или любая подсистема, взаимодействующая с эмоцией, является потенциально средством эмоционального контроля

13. Назовите базовые позитивные эмоции и их функции. Приведите примеры.

Положительные эмоции:

1. Интерес (любопытство, заинтересованность) - эмоциональное состояние, способствует развитию навыков, умений, получению знаний, мотивирует обучение. Интерес - положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие устремления.

*** Познавательный интерес появляется у человека с первого года жизни и сопровождает его практически всю жизнь. Через него малыш знакомится с миром через все органы чувств: он хватает ручками, тянет в рот, ломает, рвет, проливает — идет активный процесс познания. Совершенно очевидно, без познавательного интереса не будет процесса познания и развития человека.

Этот интерес отчасти врожденный, зависит от темперамента человека и отчасти воспитывается. Если ребенок задает вопросы и получает ответы, его познавательный интерес не угаснет, он будет развиваться и задавать все новые и новые вопросы. Таким образом, познание и развитие человека идет через интерес.

У взрослого человека интерес становится социальной категорией, так как он тратит свое время и деньги не только на то,что полезно, но и на то,что интересно. Поэтому писатель стремится вызвать интерес у читателя, хозяин магазина — у прохожих, производитель товара — у потенциальных потребителей, режиссер фильма — у зрителя.
2. Радость - эмоция, при которой мы становимся уверенными в себе, начинаем понимать, что живем не зря, что наша жизнь полна глубокого смысла. Мы чувствуем себя любимыми, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности. Радость - положительное эмоциональное возбуждение, возникающее при появлении возможности достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невысокой или неопределенной.

*** Эмоция радости имеет важное социальное значение. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее, и это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования взаимной эмоциональной привязанности. В младенчестве и раннем детстве чувство эмоциональной привязанности имеет необыкновенно важное значение для нормального развития ребенка, так как обеспечивает ему чувство безопасности. Если ребенок знает, что мать всегда рядом, что она в любой момент придет ему на помощь, он обретает чувство уверенности, которое так необходимо для развития познавательно-исследовательской активности.

Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и ребенком, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Радостные переживания полезны и благотворны для человеческого организма. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию. По свидетельствам многих людей, перенесших то или иное заболевание, радостные переживания ускоряют процесс выздоровления. Клинические исследования показывают, что отсутствие положительной социальной стимуляции, служащей источником позитивных эмоций интереса и радости, может вызывать у человека серьезные психические и физические нарушения.
3. Удивление порождается резким изменением стимуляции. Причиной возникновения являются внезапные, неожиданные события. Удивление - резкое повышение нервной стимуляции, возникающей вследствие какого-то неожиданного события. Возникновение данной эмоции способствует мгновенной ориентации всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.

*** Эмоция удивления развивается в ходе познания. Удивление не имеет противоположной себе эмоции. Если объект не имеет в себе ничего необычного, он не затрагивает нас, и мы рассматриваем его без всякой страсти. Удивление выполняет в познании полезную роль, так как при его возникновении душа внимательно рассматривает предметы, кажущиеся ей редкими и необычными.
Одни люди способнее других к чувству удивления. Ушинский пишет о трёх видах людей, которые редко удивляются.

· Во-первых, это те, которые настолько увлечены своим делом, что мало интересуются всем остальным.

· Во-вторых, те, у которых много разнообразных знаний и которых редко чем можно удивить.

· В-третьих, это люди, которые знают всё поверхностно, но которые, как им кажется, могут всё объяснить (т. е. дилетанты).

Так как удивление — эмоция, возникающая в связи с неожиданной ситуацией, то в норме как у детей, так и взрослых, оно длится недолго и переходит в другое эмоциональное состояние.

  • Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в испуг.
  • Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес.
  • Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.

 


14. Назовите базовые негативные эмоции и их функции. Приведите примеры.

Отрицательные эмоции:

1. Горе в своем составе преимущественно эмоцию печали, а главной причиной является потеря (временная - разлука, постоянная - смерть), реальная, мнимая, физическое или психологическая. Горе способствует укреплению социальных связей и группового единства. Горе - эмоция, обусловлено комплексом причин, связанных с непоправимыми жизненными потерями.

*** Мы уже отмечали, что горе, способствуя укреплению социальных связей и групповой сплоченности, выполняет тем самым биологическую и социальную функции. Как всякая эмоция или комплекс эмоций, горе заразительно; именно благодаря своей заразительности оно пробуждает сочувствие (эмпатию), укрепляет связь между людьми, понесшими тяжелую утрату. И этот эффект генерализуется, распространяется на более широкое сообщество, поскольку ритуалы скорби, как.правило, исполняются публично.

 

Описанная выше функция горя является биологической и социальной одновременно, но горе имеет чрезвычайно важное значение и для психологической адаптации индивида. Оно позволяет ему <сжиться> с утратой, адаптироваться к ней. В каком-то смысле горе предоставляет возможность отдать последний долг навсегда ушедшему любимому человеку. Переживание горя - это всегда стресс, и оно побуждает человека к восстановлению личностной автономии. Согласно Боулби (Bowlby, 1960, 1961, 1963), адаптивное значение горя состоит в том, что оно мотивирует человека восполнить понесенную утрату. Кроме того, некоторые внешние проявления горя могут выполнять коммуникативную функцию, пробуждая в людях сострадание и желание прийти на помощь страдающему. И наконец, переживая и выражая свое горе, индивид сообщает людям о том, что он любящий и заботливый человек.
2. Гнев - эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением значительного препятствия на пути удовлетворения чрезвычайно важной для субъекта потребности, имеет стенический характер. Гнев может вызвать желание наказать, может способствовать мобилизации сил, породить чувство уверенности в правильности собственных действий.

*** Смысл гнева

Гнев делается, чтобы вызвать страх, стыд и подчинение. Гнев, как правило, создает негативную мотивацию у того, на кого он направлен. Одновременно гнев ухудшает отношения.
3. Отвращение - эмоциональное состояние, его вызывают объекты (предметы, люди, обстоятельства и т.д.), столкновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) входит в противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, что сочетается с гневом, в личных отношениях может мотивировать агрессивное поведение, желание избавиться кого-то или чего-то. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет собственные признаки и иначе субъективно переживается.

*** Пол Экман и Кэролл Э. Изард называют следующие функции отвращения:

1. Социальная функция. Взяв за основу наблюдения Миллера, описывающего отношения между БЛИЗКИМИ людьми, которые, в случае отсутствия этой близости, могли бы вызывать отвращение, Пол Экман утверждает, что временнное подавление отвращения – «принятие того, что другой человек мог бы счесть постыдным, вовлеченность в физическую деятельность, которая с другим человеком показалась бы отвратительной» - может быть не только знаком любви, но и средством ее усиления.

2. Отвращение является моральной оценкой, в которой человек может не идти на компромисс с потенциально опасными для него предметами, людьми, «скверными ситуациями» (без их непосредственного воздействия на его органы чувств), вызывающими отвращение, а следовательно, дистанцироваться от них. Таким образом, «эмоция отвращения играет чрезвычайно важную адаптивную роль в жизни человека, создавая мотивацию к отвержению физически и психологически вредных объектов» (Кэррол Э. Изард).

3. С помощью мимического выражения отвращения или отдельных мимических движений человек сигнализирует другому человеку о том, что тот должен изменить свою внешность, манеры или поведение, а в противном случае рискует быть отвергнутым.

4. Сексуальное отвращение может выполнять адаптивные функции: отвращение к определенным формам сексуальных отношений может сыграть роль в установлении приемлемых норм полового акта, а отвращение к потенциально опасным, вредным для здоровья формам сексуальной близости выполняет защитную функцию.

5.Эмоция отвращения может играть роль в поддержании гигиены тела.
4. Презрение - это холодная эмоция, поведение, сопровождающее эту эмоцию, не вызывает общественного одобрения. Пренебрегая человеком, мы чувствуем превосходство над ним. Это больше, чем равнодушие, презрение всегда пресыщено чувством ценности и значимости собственного"Я" по сравнению с" Я" другого человека. Презрение - эмоция, отражает потерю другим человеком или целой группой своей значимости для индивида, переживания последним своего преимущества по сравнению с ними.

***Возможно, что презрение служит конструктивным целям тогда, когда оно направле­но против тех, кто действительно заслуживает его: тех, кто повинен в хищническом уничтожении природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, в росте пре­ступности, кто совершает аморальные поступки, угнетает других людей, разжигает войны и конфликты.

Возможно также, что презрение является средством укрепле­ния социальных норм и групповой конформности. Человек, который пренебрегает социальными нормами, постоянно демонстрирует девиантное поведение, может вызвать у людей презрение. Если это презрение разделяется большинством группы, то оно становится мощным средством давления на индивида, – последний либо при­нимает групповые нормы, либо изгоняется из группы. В тех случаях, когда девиант­ное поведение связано с нарушением юридических или моральных норм или нано­сит ущерб здоровью самого человека и окружающих его людей, выражение презре­ния со стороны группы вполне оправдано и может оказаться полезным. Человек, ставший объектом общественного презрения, может почувствовать стыд, а стыд может быть мотивом к самосовершенствованию.

Негативное значение эмоции презрения очевидно. Презрение является необхо­димым элементом любых предрассудков, включая расовые. Из трех эмоций, состав­ляющих триаду враждебности (гнев, отвращение, презрение), презрение – самая коварная и самая холодная эмоция. Если в гневе человек «вскипает» и ощущает сильнейший импульс к действию, то презрение порождает холодность и отчужден­ность, которые могут стать основой хитрости и коварства. Эмоция презрения приво­дит к деперсонализации объекта презрения, заставляет воспринимать его как нечто «недочеловеческое». Именно в силу этих характеристик презрение часто выступает как мотив к убийству и массовому истреблению людей.

К сожалению, до сих пор солдат в армии воспитывают в духе презрения к про­тивнику. Их учат деперсонализировать врага, добиваясь, чтобы солдат мог с легкос­тью, убивать. Пре­зрение зачастую проявляется в очень коварных формах. Поскольку презрение все­гда связано с обесцениванием и деперсонализацией, оно лежит в основе различного рода предубеждений и предрассудков – расовых, классово-социальных, классово-экономических, этнических, религиозных, сексуальных.


5. Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник настоящей или воображаемой опасности. Индивид в психологическом состоянии страха, как правило, меняет свое поведение. Страх вызывает у человека депрессивное состояние, беспокойство, стремление избежать неприятной ситуации, иногда парализует ее деятельность. Страх - переживание, обусловленное получением прямой или косвенной информации о реальной или мнимой угрозы, ожидание неудачи при выполнении действия, обусловленной ситуацией, которая возникла. Считается, что страх является одной из сильнейших негативных эмоций. Страх может парализовать человека, и наоборот, - мобилизовать его энергию.

*** Полная характеристика эмоции невозможна без анализа ее основных функций. Среди важнейших функций страха многие исследователи отмечают сигнальную, приспособительно-адаптивную, когнитивную и функцию следообразования.

Следует отметить мотивационную функцию страха. Рассматривая характер влияния страха и тревоги на деятельность, можно отметить, что в относительно простых для индивида ситуациях, они могут способствовать деятельности, а в сложных - мешать. При этом сложная ситуация может определяться как трудностью задания, так и усложнением условий его выполнения. Это было установлено в исследованиях в области спортивной психологии.

Среди социальных функций страха выделяют его воспитательное предназначение. В данном случае страх используют для подчинения индивида, для формирования у него определенных стереотипов поведения.

Итак, страх, во-первых, мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. Это происходит за счет выброса адреналина в кровь, и приводит к лучшему снабжению мышц кислородом и питательными веществами. Побледнение кожных покровов при испуге относят к побочным эффектам адреналина - кровь, необходимая в минуты опасности мышцам, отливает от кожи и желудка.

Во-вторых, страх способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий. Впервые это было научно доказано в 1951 году Миллером Н. (Miller, 1948). Даже один раз пережитое субъектом состояние страха закрепляется в виде мотивации и, соответственно, в последующем будет оказывать влияние на поведение.

Третье важное значение страха - возможность действовать в условиях недостатка информации, когда ее не хватает для принятия всесторонне продуманного решения. Тогда стратегию поведения диктует страх.

 

 

5.Стыд характеризуется осознанием несоответствия собственных мыслей, поступков и внешности не только ожиданиям других людей, но и собственным представлениям о должном поведении и внешний образ. Стыд возникает как переживание несогласованности (действительной или только кажущейся) между нормой поведения и фактическим поведением, прогнозирования осуждая или резко негативной оценки окружающих. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть.

*** Функции стыда:

  • Первая и главная: именно стыд запускает социальную солидарность. Чувство стыда заставляет нас придерживаться одобряемых обществом норм поведения.
  • Стыд прямо связан с нашим самоопределением. Он заставляет нас задуматься о себе и автоматически повышает наше внимание к оценкам окружающих.
  • Стыд обнажает наши проблемы с самооценкой. Соответственно, стыд – мощное оружие социальной адаптации, которое помогает нам приспособиться и вести себя соответственно общепринятым нормам.
  • Важный аспект стыда – это сама стыдящая практика, то, как общество стыдит человека. Порой человек начинает испытывать стыд только потому, что его стыдит социальная группа, к которой он принадлежит. Ему самому, может, и не стыдно, но он видит негативную оценку окружающих, и тогда приходит осознание разницы между личными принципами и принципами общественными. Эта функция стыда помогает нам адаптироваться в социуме.

6.Вина - интенсивное чувство собственной неправоты в отношении человека или группы людей. Вина может ощущаться по себе, когда человек понимает, что его поступок вступает в противоречие с его характером. Вина стимулирует мыслительные процессы, связанные с осознанием вины и поиском путей исправления ситуации. Вина - эмоция, похожая на стыд, поскольку также возникает в результате рассогласования ожидаемой и реального поведения. Однако стыд могут породить какие-либо ошибки, вина же возникает при нарушениях морального характера, причем в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность.

*** Специфическая функция вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Без вины и стыда люди не соблюдали бы нормы морали и этики. Эмоция вины играет роль в развитии личностной и социальной ответственности; вина или ожидание вины напрямую связаны с необходимостью и желанием соблюдать правила честной игры. Эмоция вины помогает почувствовать страдания, боль и мучения обиженного нами человека, она заставляет искать подходящие слова и поступки, способные избавить человека от причиненной нами боли. Вина заставляет чувствовать ответственность и таким образом содействует росту личности, ее зрелости и психологической состоятельности.

Обо всех эмоциях и их функциях можно почитать здесь: http://psyera.ru/fundamentalnye-emocii-po-k-izardu_7878.htm

15. Какой смысл вкладывает Э. Берн в понятие игры? Приведите примеры игр, в которые играют люди.

Вообще понятие игры (социальной игры) становится для Э.Берна фундаментальным. Свою концепцию социальных игр Э.Берн излагает в книге «Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры».



2019-08-14 218 Обсуждений (0)
Управление эмоциями – это умение определять свои эмоции и при необходимости изменять их по собственному выбору или же менять их интенсивность. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление эмоциями – это умение определять свои эмоции и при необходимости изменять их по собственному выбору или же менять их интенсивность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)